Проблемы исследования:
С проблемой выбора будущей профессии рано или поздно сталкиваются все люди.Мы все хотим работать, реализуя при этом свои целии интересы, хотим чтобы работа приносила радость и достойно оплачивалась.
Поступая в ВУЗстуденты часто допускают много ошибок, связанных с выбором своей специальности или направления, от чего существовали и существую по сей день основные проблемы профессиональной ориентации:
— после окончания средней школы молодые люди находятся в стадии профессиональной неопределенности;
— после окончания ВУЗа многие студенты не желают работать по специальности;
— качество образования в ВУЗах способно влиять на желание выпускников работать по профессии.
Основные понятия и задачи исследования:
Объект исследования – студенты КНИТУ-КАИ им.А.Н.Туполева.
Предмет исследования – причины, которыми руководствуются студенты при выборе специальности.
Задачи исследования:
1)Определить факторы, повлиявшие на выбор специальности;
2)Выявить степень удовлетворенности обучением на данной специальности;
3)Проанализировать планы студентов по реализации своих способностей в будущей профессии;
4)Сделать вывод какую роль играет выбор профессии в жизни человека.
Основная гипотеза: студенты совершаю множество ошибок при выборе будущей профессии, опираясь на ложные факторы.
Дополнительные гипотезы:
1)Студенты не удовлетворены своим выбором в профессии.
2)Студенты часто не понимают, востребована ли их специальность.
3)Студенты предпочитают работать не по специальности.
Был проведен опрос студентов, в ходе которого мы пришли к следующим результатам:
- Анализ социально-демографического портрета респондентов.
В опросе участвовало: 60% парней и 40% девушек.
Их возраст составил: 29% — 17-19 лет, 60% — 20-25 лет и 11% — старше 25 лет.
Это были студенты следующих курсов: 30% — 1-2 курсы, 59% — 3-4 курсы и 11% — с 5 и выше курса.
Форма обучения опрошенных студентов : 76% — бюджет, 24% — контракт.
- Проверка гипотез.
А) Проверка основной гипотезы.
Исходя из сводной анкеты мы видим, что:
75% студентов самостоятельно подошли к выбору специальности.
74% считают, что лучшая профессия — именно та, которая пользуется сегодня наибольшей популярностью.
100% считают, что профессия должна быть хорошо оплачиваемой, интересной, 94% — с хорошими условиями труда.
69% сочли бы для себя в будущем достаточной должность руководителя крупного подразделения.
Для 95%-100% наиболее значимо в будущей профессии: творческий, интересный характер работы; возможность достичь признания и уважения; возможность получать высокие доходы ;соответствие профессии способностям, умениям студента.
90% после окончания вуза хотят уехать за границу учиться или работать, 85% — основать свое дело.
Вывод: основная гипотеза не подтвердилась.
Б) Проверка дополнительной гипотезы №1.
Исходя из сводной анкеты мы видим, что:
61% студентам нравится специальность, на которой они обучаются.
51% студентов утверждает, что оплата их труда будет соответствовать их же потребностям.
60% удовлетворены уровнем обучения на своей специальности.
Вывод: дополнительная гипотеза№1 не подтвердилась.
В) Проверка дополнительной гипотезы №2.
Исходя из сводной анкеты мы видим, что:
54% студентов считают, что их будущая профессия востребована на рынке труда, и у нее есть перспективы.
70% считают, что их специальность востребована в городе, где они проживают.
Вывод: дополнительная гипотеза№2 не подтвердилась.
Г) Проверка дополнительной гипотезы №3.
Исходя из сводной анкеты мы видим, что:
45% студентов не знают, будут ли работать по специальности после окончания университета.
33% не планируют работать по специальности после окончания университета.
23% планируют работать по специальности после окончания университета.
57% не работают в период обучения.
43% работают в период обучения.
У 30% студентов работа во внеучебное время не соответствует их специальности.
У 13% студентов работа во внеучебное время соответствует их специальности.
Вывод: дополнительная гипотеза№3 подтвердилась.
- Рекомендации по устранению возникших проблем среди студентов.
- Что бы студенты не совершали ошибок при выборе будущей профессии, необходимо заранее, в старших классах школы проводить мероприятия, направленные на ориентацию в будущей деятельности, на выявление каких либо положительных качеств, интересов будущих студентов.
Преподавателям необходимо больше общаться со старшеклассниками на тему будущей профессии. Также нужна инициатива со стороны ВУЗов.
- Часто происходит так, что студент, учась на сознательно выбранной им специальности, постепенно утрачивает интерес к ней. И в основном изза низкого качества обучения и преподавания. Что бы этого избежать необходимо предпринимать меры по улучшению качества преподавания, пытаться заинтересовать студента в его будущем деле, вновь зажечь огонь в его глазах путем проведения дополнительных занятий с практическими навыками. Так же можно привлечь студентов путем дополнительных выплат за работу, где будут учтены практические навыки по специальности.
Список литературы:
- Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник / Под ред. В.И. Добренькова. — М.: Гардарика, 1998. — 244 с.
- Дидковская Я.В. Динамика профессионального самоопределения студентов / Я.В. Дидковская // Социологические исследования. – 2001. — №7. – С.132-135.
- Кравченко А.И. Социология : Учебник / А.И. Кравченкою – М. : Проспект, 2005. – 536 с.[schema type=»book» name=»СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТУДЕНТОВ Г. КАЗАНИ НА ПРЕДМЕТ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» description=»Цель настоящего исследования — выявить и проанализировать факторы, влияющие на выбор профессии у студентов КНИТУ-КАИ им. Туполева. Метод проведения исследования заключается в использовании опроса, а именно – анкетирования. Анкета включает 13 вопросов. В анкете есть как альтернативные вопросы, так и вопросы, позволяющие выбрать несколько вариантов ответов. Генеральная совокупность – студенты КНИТУ-КАИ (80 человек).Выборочная совокупность – 2-3 группы с различных факультетов университета.» author=»КаллаурВалентин Олегович, Варкасов Роман Сергеевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-28″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]