Социальное обслуживание пожилых людей представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан пожилого возраста. В современном обществе организованная помощь реализуется в контексте социального обслуживания населения.
По мнению Е.А. Богданян, социальное обслуживание – это «предоставление социальными службами различных услуг и помощи слабо защищенным слоям населения и любому человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию (ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность: инвалидность, болезнь, сиротство, малообеспеченность, безработица, и т.д., которую человек не может перенести самостоятельно)» [2, c.76].
Составным элементом социального обслуживания является социальная услуга. В рамках законодательства Российской Федерации под социальной услугой понимается «действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности» [1].
В данном определении подчеркивается проблема качества жизни и наличие трудной жизненной ситуации, что означает наличие соответствующей функции социальных услуг, заключающейся в повышении уровня качества жизнедеятельности населения. Однако наличие трудной жизненной ситуации не является обязательным условием для получения социальных услуг, что следует из определения Е.И. Холостовой. Она предлагает понимать под социальным обслуживанием «разновидность специфической социальной деятельности, направленной на удовлетворение социальных потребностей различных категорий населения, но не только тех, которые попали в трудную жизненную ситуацию или находятся в социально-опасном положении, а всех людей – от рождения до конца жизни на различных этапах их развития» [5, c.23].
На сегодняшний день можно говорить о сложившейся развитой структуре социального обслуживания в России, но вместе с тем нужно признать, что в государстве не уменьшается количество граждан, нуждающихся в помощи. Как свидетельствует исторический опыт, для России приемлемым является разумное сочетание общественной и государственной помощи нуждающимся и основой оказания этой помощи в настоящий момент признается система социального обслуживания.
Предоставление социальных услуг реализуется в различных формах:
- Социальное обслуживание на дому;
- Социальное обслуживание в полустационарной форме;
- Социальное обслуживание в стационарной форме [4, c.165].
В первом случае оказание социальных услуг происходит по месту жительства субъекта, что может быть связано как с его физиологическими потребностями, так и с желанием получения социальных услуг вне специализированных учреждений. Во втором случае, социальные услуги частично осуществляются в стационарных учреждениях, в третьем – полностью.
Осуществление социальных услуг в разрезе системы социального обслуживания соответствует принципу адресности, в соответствии с которым выделяется несколько субъектов системы, то есть «клиентов» социальных услуг. К субъектам социального обслуживания в России относятся люди с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением, пожилые люди, дети (сироты, беспризорники, выпускники детских домов), малообеспеченные, многодетные и неполные семьи.
Настоящее исследование посвящено изучению вопроса предоставления социальных услуг особой категории субъектов – пожилым людям, а именно – их социального обслуживания на дому.
В структуре населения Российской Федерации пожилые люди всех возрастов составляют сегодня около 24 % населения. В масштабах всего мира по оценкам экспертов ООН и ВОЗ, число людей старше 60 лет к 2025 г. достигнет 1,2 миллиарда, причем ожидается наиболее радикальный рост возрастной группы старше 80 лет [3]. Социальное обслуживание пожилых людей представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан пожилого возраста.
В силу физиологических и иных особенностей пожилого возраста, пожилые люди в большей степени нуждаются в получении социальных услуг на дому. Главным образом это связано с жизненными проблемами, являющимися неотъемлемыми атрибутами данного возраста – наличием хронических заболеваний, трудностями в передвижении, самообслуживании, затрудненной социализации. Для объективной оценки потребности пожилых людей в получении социальных услуг на дому был организован социологический анализ, осуществленный в форме анкетирования. Респондентами анкетирования стали 150 человек, находящихся в пожилом возрасте (от 60 до 80 лет), среди которых – 62% женщин и 38% мужчин, проживающих в Московской области. Основная цель анкетирования заключалась в выявлении мнения пожилых людей о социальном обслуживании на дому и оценке потребности пожилых людей в данной форме социального обслуживания.
Во-первых, в ходе анкетирования были установлены жизненные проблемы, с которыми сталкиваются респонденты анкетирования будучи в пожилом возрасте. При обработке результатов анкетирования было установлено следующее. Наиболее распространенной жизненной проблемой респонденты назвали ухудшение здоровья (75%). Состояние здоровья данных респондентов отражается на качестве их жизнедеятельности, что является естественным для пожилого возраста, но это не означает отсутствие необходимости в социальной поддержки пожилых людей – даже столь естественные проблемы должны минимизироваться. На втором месте среди ответов респондентов оказались проблемы, связанные с материальными нуждами (42%). К числу данной категории жизненных проблем отнесены недостаток денег, одежды, бытовых вещей. Проблемы с питанием испытывают 25% респондентов (не могут себе позволить покупку определенных продуктов питания и сформировать здоровый рацион). Также, отмечено наличие проблем с родственниками у 12% респондентов (не могут с ними встретиться) и проблем, касающихся жилища у 9% респондентов (плохие жилищные условия).
Во-вторых, было установлено, имеются ли у респондентов анкетирования такие жизненные проблемы, из-за которых они вынуждены постоянно оставаться дома. Результаты анкетирования показали, что 36% респондентов имеют такие проблемы, и в настоящий момент они не могут позволить себе регулярный выход из дома для посещения каких-либо общественных мест, магазинов и т.п.
В-третьих, для той категории респондентов, которые имеют жизненные проблемы, вынуждающие постоянно оставаться в домашних условиях (36%), был задан вопрос о том, имеют ли они возможность самостоятельно справиться с данными проблемами не прибегая к социальной помощи. Лишь 18% ответили, что имеют такую возможность (32% считают, что скорее нет, чем да, остальные 50% уверены в том, что не имеют возможности справиться с проблемами самостоятельно). При этом, из данной категории респондентов 82% не получают никаких социальных услуг.
В-четвертых, мы установили, почему эти пожилые люди не обращаются за социальной помощью, имея жизненные проблемы, вынуждающие их оставаться дома. Обработав полученные ответы, мы определили, что 43% из них надеются на помощь родственников; 32% не верят, что социальное обслуживание на дому позволит решить имеющиеся проблемы; остальные 15% респондентов данной категории воздержались от ответа. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что пожилые люди недооценивают социальные услуги как инструмент оказания помощи в трудных жизненных ситуациях и считают их недостаточно результативными. С учетом того, что это мнение не основывается на опыте получения социальных услуг, мы можем утверждать о наличии стереотипов, снижающих репутацию социальных услуг в восприятии пожилых людей.
На основе проведенного социологического анализа можно сделать вывод о том, что многие пожилые люди действительно нуждаются в получении социальных услуг на дому, поскольку имеют соответствующие жизненные проблемы. Однако лишь десятая часть из них обращается за социальной помощью, поскольку пожилые люди не считают нужным привлекать социальную помощь: они воспринимают ее как недостаточно эффективную, не доверяют специалистам социальных служб, или, иными словами, не надеются на поддержку государства. Безусловно, данная проблема существенно снижает возможности и перспективы развития социального обслуживания как социального института, поскольку сами адресаты социальных услуг не видят в них смысла. Возможно, это связано с недостаточно качественным уровнем оказания социальных услуг.
Решение обозначенной проблемы можем быть достигнуто в результате государственной политики по развитию социального обслуживания. В частности, на данный момент основным правовым актом, регламентирующим предоставление социальных услуг, является Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 года №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», действие которого было начато в 2015 году.
Новый закон открывает возможности для социального предпринимательства. Предыдущим законом, принятым в 1995 году, определялось, что государственные услуги по социальному обслуживанию должны предоставляться государственными и муниципальными органами. С 2015 года в соответствии с названным законодательным актом государство будет лишь устанавливать социальные стандарты и финансировать предоставление таких услуг. Сами заказы на социальное обслуживание будут распределяться на конкурсной основе, их поставщиками могут быть коммерческие и некоммерческие организации и индивидуальные предприниматели.
Таким образом, можно предположить, что коммерциализация социального обслуживания позволит повысить качество социальных услуг, предоставляемых пожилым людям на дому, и тем самым улучшить восприятие социальных услуг пожилыми людьми для обеспечения социальной помощи людям пожилого возраста, находящимся в трудной жизненной ситуации, не позволяющей осуществлять нормальную жизнедеятельность.
Список литературы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 года №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 7007.
- Богданян Е.А. Круглый стол «Социальное партнерство и социальное обслуживание граждан: отраслевые и конституционно-правовые проблемы» // Конституционное и муниципальное право. 2014. №5. С.76-77.
- Ефимов С.Г. Люди старшего возраста – объект социального обслуживания в республике Бурятия // Вестник Бурятского государственного университета. – 2014. №5. С.87-90.
- Михалев И.В. Развитие организационных форм социального обслуживания населения России // Сервис в России и за рубежом. 2009. №1. С.164-168.
- ХолостоваЕ. И. Социальная политика и социальная работа: Учебное пособие / Е. И. Холостова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. – 216 c.[schema type=»book» name=»СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ПОЛУЧЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ НА ДОМУ» description=»Статья посвящена обсуждению результатов социологического анализа потребностей пожилых людей в получении социальных услуг на дому. Социологический анализа проводился посредством использования метода анкетирования, участие в котором приняли 150 пожилых людей. На основе проведенного анкетирования установлена реальная потребность пожилых людей в получении социальных услуг на дому из-за наличия жизненных проблем, которые вынуждают их оставаться дома. При этом, большинство пожилых людей не прибегают к социальное помощи и отказываются от получения социальных услуг на дому по причине недоверия система социального обслуживания. Намечены возможные пути решения данной проблемы.» author=»Тюкин Олег Анатольевич, Лукьянова Инна Евгеньевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-10″ edition=»euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)» ebook=»yes» ]