Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ФАЛЬСЕОИНТЕРАКЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ФАЛЬСЕОИНТЕРАКЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Социологические науки. ; ():-.

«Высшее образование» – многозначный термин, под которым понимают в разных контекстах словоупотребления, во-первых, совокупность систематизированных знаний и практических навыков, во-вторых, процесс подготовки специалистов высшей квалификации в различного типа высших школах, в-третьих, это сама система организационных «единиц»: министерства, агентств, вузов, баз практики и других структурных компонентов [4, С. 160].

В данной статье под понятием «высшее образование» мы будем понимать не процесс, не совокупность знаний, а систему – т.е. совокупность входящих в него элементов и связей между ними.

Наличие четкой, отлаженной системы коммуникации между элементами системы – необходимое условие успешного функционирования этой системы, в данном случае – системы образования. При этом все взаимодействия внутри системы по умолчанию понимаются как истинные, в то время как возможно и возникновение в коммуникативной цепи фальсеоинтеракций – взаимодействий, при котором оба Актора осознают ложность и имитативность их взаимодействия, но добровольно принимают эти «правила игры» за истину (или имитируют их принятие).

Возникновение фальсеоинтеракций возможно на различных уровнях системы образования – между преподавателями и студентами, между преподавателями и администрацией вуза, между вузами и Министерством образования. Эмпирически зафиксировать подобного рода взаимодействия на административном уровне достаточно сложно. Поэтому предметом нашего исследования стали имитационные взаимодействия двух основных субъектов образовательного процесса – студентов и преподавателей.

К таким фальсеовзаимодействиям в системе высшего образования  следует отнести ситуации, когда студенты списывают на экзаменах, скачивают контрольные и курсовые работы из Интернета или заказывают в специальных организациях, а преподаватели замечают это, но в силу различных причин принимают у студентов эти работы или выставляют удовлетворительную оценку на экзамене. И поскольку «инициаторами» имитаций в образовательном процессе, как правило, выступают студенты, то наиболее важным и актуальным вопросом является изучение факторов, оказывающих наибольшее влияние на студентов как субъектов фалсеоинтеракций.

Современная система высшего профессионального образования функционирует под воздействием множества внутренних и внешних по отношению к ней факторов: политических, экономических, социокультурных, ведомственных, управленческих и т.д. Эти факторы непосредственно или опосредованно способствуют возникновению, закреплению и распространению фальсеоинтеракций в системе высшего профессионального образования. Теоретический анализ данных факторов уже приводился нами в опубликованных статьях и материалах конференций [См.: 2, 3].

В данной статье наше внимание обращено к социокультурным факторам, способствующим возникновению, закреплению и распространению фальсеоинтеракций в высших учебных заведениях.

К группе таких факторов нами отнесены изменение ценности и престижа высшего образования; профессиональная культура преподавателей и корпоративная культура; студенческие традиции; мода на высшее образование.

Нами было проведено исследование, направленное на выявление степени влияния социокультурных факторов на возникновение и распространение фальсеоинтеракций в высших учебных заведениях [1].

На открытый вопрос об отношении к студентам, которые получают оценку в результате списывания, представителями всех выделенных нами групп студентов были высказаны следующие суждения: «если предмет ненужный для будущей профессии, то это не так плохо»; «иногда диплом нужен просто «для галочки», зачем тогда им учить?» и т.п. На наш взгляд, здесь более очевидно влияние социокультурных факторов, которые были описаны нами в предыдущей главе. Изменение ценности и престижа высшего образования привело к тому, что диплом о высшем образовании в некоторых случаях понимается простой формальностью, и, соответственно, процедуры получения высшего образования и диплома представляется такой же формальностью.

Об изменениях в системе ценностей и смещении акцента с честности на ложь как инструмент достижения цели свидетельствует оценка студентами лжи в образовательном процессе.

Результаты исследования показывают, что 27,5% студентов оценивают подобные ситуации как «нормальное, естественное положение вещей». Эта категория респондентов, по крайне мере декларативно, придерживаются нейтральной аксиологической модальности и отказываются от углубленных этических размышлений на данную тему. Утверждение о том, что списывание как прием сдачи экзаменов  – это «естественное положение вещей» свидетельствует о завершении у данной группы процесса ценностных изменений, т.е. об аксиологической инверсии.

Устойчивость понимания обмана (лжи) как основы экзамена подтверждает тот факт, что большинство студентов (63,7%) и в будущем планируют списывать: 23,4% ответили, что точно будут списывать в следующие сессии, 40,3% – скорее будут.

О фальсеологичности самостоятельной работы студентов свидетельствует наличие и успешное функционирование организаций по выполнению студенческих работ. Среди опрошенных студентов 87,8% знают о том, что студенты их вуза пользуются услугами таких организаций. При этом 30,9% признались, что сами пользовались услугами таких организаций.

Следует заметить, что это – только количество признавшихся. Мы предполагаем, что на самом деле количество таких студентов среди опрошенных гораздо больше. Во-первых, это говорит о том, что аморальность, стигматизированность этого действия большинством студентов всё же осознается. А во-вторых, это  подтверждает надежность полученных данных.

Основными причинами «заказа» работы студенты называют высокую сложность работы и лень, нежелание писать самому. «Заказ» работы, по оценкам студентов, является единственным способом сдать работу лишь для 14,2%. Это те студенты, которые считают, что все равно не смогут справиться. Хотелось бы отметить, что для остальных обращение в подобные организации не является крайней и столь необходимой мерой, а представляет собой предпочитаемую форму поведения – сдавать купленную работу как результат собственного интеллектуального труда, т.е. выдавать ложь за истину.

Следует отметить, что на фальсеологичность самостоятельной работы студентов, помимо социокультурных факторов, оказывают влияние также информационно-технические факторы. По результатам нашего опроса, для подавляющего большинства студентов основным источником информации для самостоятельной подготовки, выполнения работ служит Интернет. Более чем для 70%  – это единственный источник информации. Роль информационно-технических факторов подтверждает и снижение значимости библиотеки в подготовке к семинарским занятиям и написанию научных работ.

Таким образом, социокультурные факторы играют важную роль в генезисе фальсеоинтеракций. Наиболее значимыми оказываются такие факторы как: снижение престижа высшего образования, смещение акцента значимости с высшего образования на диплом о высшем образовании, а также изменение в системе ценностей студенческой молодежи; превратно понимаемые студенческие традиции; следование образцам поведения современной массовой культуры.

Также немаловажное влияние оказывают информационно-технические факторы: развитие и увеличение доступности современной техники, в том числе и мобильного Интернета, способствовало совершенствованию системы списывания студентов. Теперь они пользуются Интернетом не только на экзаменах или при подготовке семинарских занятий, но и для скачивания рефератов, курсовых и иных студенческих работ.

 

Список литературы:

  1. Исследование проводилось на базе ХГУ им. Н. Ф. Катанова в несколько этапов в 2011-2014 гг. Метод опроса студентов: анкетирование.Была построена двухступенчатая выборка: лотерейным методом были отобраны 7 институтов ВПО (1/2 от всех институтов и факультетов университета) и опрошено 13% студентов от каждого института. Объём выборки составил 419 студентов. Всего N=419.
  2. Каширина, М.В. Современный российский вуз как сфера генезиса фальсеоинтеракций // Социология образования. – №10. – 2014. – С.76-86.;
  3. Каширина, М.В Современный вуз: факторы генезиса фальсеоинтеракций // Наука и образование: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции 25-26 июня 2014 г. Анталия – Тамбов: Kutlu&Avei Ofset – Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2014. – С. 56-63.
  4. Штуден Л. Л. Введение в туфтологию // Идеи и идеалы: научный журнал. – 2010. – №2 (4) т.1. – С. 160-169.[schema type=»book» name=»СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ФАЛЬСЕОИНТЕРАКЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ» description=»Фальсеоинтракции – это взаимодействия особого рода, характеризующиеся осознанием лжи (фальши, обмана) обоими Акторами и одновременным принятием (или имитацией принятия) этой лжи за истину. В данной статье представлен анализ социокультурных факторов, способствующих возникновению фальсеоинтеракций в современных высших учебных заведениях.» author=»Каширина Мария Валерьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-14″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found