Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Социологические науки. ; ():-.

Возможность сохранения и восстановления здоровья с помощью качественной медицинской помощи предстает в современном российском обществе как значимый социальный фактор и один из параметров качества жизни индивидов, социальных групп, социума. Социальные трансформации, переживаемые Россией на протяжении последних 25 лет привели к тому, что в стране сформировались значительные различия в возможностях получения медицинской помощи, а тем более качественной, для разных групп населения. Данные социологических исследований фиксируют, что низкий уровень медицинского обслуживания относится к числу наиболее острых проблем, требующих по мнению опрошенных первоочередного решения, как в России в целом, так и в отдельных субъектах Федерации (37,7% по Центральному федеральному округу), наряду с такими животрепещущими проблемами, как рост цен на товары и услуги, опережающий рост доходов (76,8% по ЦФО) и низкий уровень доходов (55,1% по ЦФО).

О неравенстве в оказании медицинской помощи населению России известно немало, но достоверные свидетельства имеют весьма ограниченный характер. Государственная статистика фиксирует различия между регионами страны в показателях, характеризующих потребность в медицинской помощи (заболеваемости), ресурсной обеспеченности здравоохранения, объемами основных видов оказанной помощи (врачебные посещения, вызовы «скорой помощи», койко-дни и т.п.). На основе социологических исследований проанализированы различия в обращаемости за медицинской помощью, доступности бесплатной помощи и обращаемости за платными медицинскими услугами групп с разным уровнем дохода, для населения, проживающего в различных регионах и разных типах населенных пунктов [2]. Однако эти данные дают лишь самое общее представление о существующем неравенстве в доступности медицинской помощи. За интегральными показателями скрываются различия в системе и качестве услуг здравоохранения, доступных для различных групп населения. Существующие базы данных масштабных социологических обследований (РМЭЗ, НОБУС) не используются в полной мере для решения задач этих различий.

Помимо приведенных данных, свидетельствующих о возрастающем различии в доступности и качестве оказания медицинской помощи, при оценке социальной значимости этих показателей следует иметь в виду, что здравоохранение рассматривается большинством населения как такая сфера человеческой жизни, в которой любые факторы дифференциации доступности несправедливы. В связи с этим повышение качества и доступности медицинской помощи для населения в нашей стране неизменно декларируются как важнейшие приоритеты государственной политики в сфере здравоохранения. В последние несколько лет государством предпринят комплекс мер, призванных реализовать эти приоритеты. В 2011-2013 гг. во всех субъектах Российской Федерации были осуществлены программы модернизации здравоохранения, включающие масштабное оснащение больниц и поликлиник медицинским оборудованием. Выполнение этих программ должно было увеличить для населения диагностических исследований и содействовать росту качества медицинской помощи за счет внедрения новых медицинских технологий. С 2013 года реализуется государственная программа развития здравоохранения, включающая, помимо новых инвестиций, масштабное расширение профилактических мероприятий, среди которых решающая роль отводится диспансеризации населения. С 2013 года во всех субъектах Российской Федерации выполняются также планы мероприятий (дорожные карты), направленные на повышение эффективности здравоохранения, включая реструктуризацию организация, оказывающих медицинскую помощь, сокращение избыточного коечного фонда и перемещение части объемов медицинской помощи, оказывающейся в стационарах, на амбулаторный этап. Эти мероприятия также должны содействовать повышению качества медицинской помощи.

Дают ли эти мероприятия реальный эффект и снижают ли  сформировавшееся недоверие к медицинским работникам и ощущение несправедливости растущего неравенства в доступности качественной медицинской помощи? Проведенное в 2013-2014 гг. НИУ ВШЭ социологическое исследование позволяет сделать вывод, что в среднем преобладают положительные оценки населением изменений в работе больниц и поликлиник. По данным опроса 2014 г. 42% взрослого населения считает, что их работа скорее улучшилась, а 29% — увидели ухудшения. Правда те, кто за последний год имел личный опыт получения медицинских услуг, чаще сообщают об ухудшении работы (32%). Из этого можно заключить, что образ российской систем здравоохранения, создаваемый в общественном сознании преимущественно средствами массовой информации, несколько лучше, оценок этой системы теми, кто к ней непосредственно обращается и нуждается в ней.

Как показывают данные социологических исследований, удовлетворенность российского населения медицинской помощью сравнительно невелика. Удовлетворены медицинской помощью[1] чуть более трети населения (36,9%), причем этот показатель с 2009 года практически не изменился, несмотря на реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье» (в 2009 году медицинской помощью были удовлетворены 34,7% населения).

Принимая во внимание, что объем государственного финансирования увеличился за период 2008-2013 годы в реальном выражении в 1,2 раза, выявленная тенденция свидетельствует о низкой эффективности использования дополнительных государственных средств с точки зрения влияния на удовлетворенность населением качеством медицинской помощи и создаваемую этим обстоятельством основу для роста социальной напряженности

Список используемой литературы:

  1. Минздрав России, Статистическая информация, 2012
  2. Кочкина Н. Н., Красильникова М. Д., Шишкин С. В. Доступность и качество медицинской помощи в оценках населения: препринт WP8/2015/03

[1]Показатель удовлетворенности рассчитывался как усредненная сумма положительных оценок качества медицинской помощи, оказываемой участковым врачом, врачами-специалистами поликлиники, качеством скорой медицинской помощи и качеством стационарной медицинской помощи.[schema type=»book» name=»СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ» description=»О социальном значении доступности и качества оказания медицинских услуг населению. Раскрытие роли социологического анализа взаимосвязей здравоохранения с социальной структурой общества, социальным неравенством и социальной напряженностью.» author=»Лукутин Денис Сергеевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-06″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_09(18)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found