В Республике Татарстан, начиная с 1993 года, наблюдалось ухудшение демографических показателей. Естественный прирост населения сменился естественной убылью. Если в 1990 году естественный прирост населения в республике составлял 20058 человек, то в 2005 году естественная убыль населения достигла максимального за 1993-2010 годы уровня − 14874 человека. Такая тенденция развития демографических процессов была характерна для всей России.
В связи со сложной демографической ситуацией на уровне Российской Федерации были предприняты серьезные шаги по улучшению демографической ситуации и приняты беспрецедентные меры по поддержке рождаемости. В 2006 году был принят Федеральный закон № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [1]. Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [2]. В Республике Татарстан принят закон от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» [6], постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.01.2009 № 6 утверждена Комплексная программа демографического развития Республики Татарстан до 2010 года и на перспективу до 2030 года [7].
Благодаря мерам, принятым на уровне Российской Федерации и Республики Татарстан, направленным на поддержку семей, имеющих детей, с 2006 года естественная убыль населения стала сокращаться, и в 2011 году в республике был обеспечен естественный прирост населения (3706 человек), который в дальнейшем имел тенденцию к увеличению [9].
В 2015 году в Республике Татарстан сохранилась положительная динамика показателей рождаемости населения, наблюдаемая с 2011 года: суммарный коэффициент рождаемости достиг значения 1,863 (2014 год – 1,844), количество родившихся составило 56598 человек или 14,7 на 1000 населения (2014 год − 56480 человек или 14,7 на 1000 населения), естественный прирост населения обеспечен на уровне 10120 человек или 2,7 на 1000 человек населения (2014 год – 9559 или 2,5 на 1000 человек населения) [10].
Необходимо отметить, что в настоящее время в Республике Татарстан, как и во многих субъектах Российской Федерации, на происходящие демографические процессы значительное влияние начинают оказывать последствия низкого уровня рождаемости, наблюдаемые в 90-е годы.
Таблица 1
Количество родившихся в Республике Татарстан
Наименование
показателя |
1980 | 1985 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
Количество родившихся, тыс. чел. | 54,3 | 64,1 | 56,3 | 50,2 | 45,0 | 41,1 | 41,8 | 39,1 | 38,1 | 37,3 | 37,2 | 35,1 | 35,4 |
Республику Татарстан к 2030 году ожидает очередная демографическая «яма», что подтверждается прогнозами Росстата. И как показывают статистические данные, ухудшение демографической ситуации наблюдается в последние десятилетия через каждые 15-20 лет.
Рисунок 1. Пики рождений, тыс. чел.
Ситуация усугубится в последующие годы в связи со следующими негативными явлениями:
− снижением количества женщин репродуктивного возраста. Если в 2004 году количество таких женщин составляло 1056,7 тыс. человек, то на начало 2015 года – 950,0 тыс. человек;
Рисунок 2. Количество женщин репродуктивного возраста в разрезе возрастных групп, тыс.чел.
− наблюдаемым в последние годы уменьшением рождений первых детей, в первую очередь в молодых семьях (на долю первых рождений в 2000 году приходилось 57,2% рождений, то в 2014 году – 44,5%);
− увеличением среднего возраста женщины при рождении детей (1994 год – 25,4 лет, 2015 год − 28,6 лет). Сегодня большинство рождений в республике приходится на возраст 25 – 39 лет [12, с.39]
Рисунок 4. Средний возраст женщины при рождении детей, лет
− значительным количеством абортов (количество абортов, хотя и имеет тенденцию к снижению, но составляет в Республике Татарстан 45,1% от числа родившихся живыми);
− нежеланием (или по каким-либо причинам невозможностью) молодых семей иметь детей. Как показали результаты исследования «Репродуктивные установки молодежи», проведенного Центром семьи и демографии Академии наук Республики Татарстан, сегодня на первом месте у молодых людей − семья, на втором − получение образования, на третьем − карьера, на четвертом – жилье, дети только на пятом месте [13].
Статистические данные за январь-май 2016 года подтвердили прогнозные ожидания постепенного замедления темпов роста уровня рождаемости. В январе – мае 2016 года количество родившихся снизилось по сравнению с соответствующим периодом 2015 года на 98 человек, что на 1000 населения составляет, соответственно, 14,0 чел. и 13,9 чел.
Вместе с тем, в январе – мае 2016 года в республике обеспечен естественный прирост населения – 3320 чел., что выше значения показателя за соответствующий период 2015 года на 1055 человек. В расчете на 1000 населения показатель естественного прироста сложился на уровне 2,1 человек что выше уровня аналогичного периода 2015 года (1,4 человек) [11].
В целях снижения негативных последствий «демографической ямы» 90-х годов на уровне Российской Федерации перед субъектами Российской Федерации поставлена задача принятия дополнительных мер, направленных на повышение рождаемости населения и обеспечения роста показателя суммарного коэффициента рождаемости к 2018 году до 1,753 человек на 1000 населения [3], а к 2020 году до 1,870 человек на 1000 населения [5].
В Республике Татарстан, как и в других субъектах Российской Федерации, во исполнение вышеуказанных поручений разработан Комплекс мероприятий, направленных на повышение рождаемости. Исходя из анализа динамики показателей и факторов, влияющих на демографическую ситуацию, и в целях недопущения резкого ухудшения демографической ситуации, были определены приоритеты и сделаны выводы о том, что в первоочередном порядке должны быть предприняты меры по стимулированию рождений первых детей путем укрепления здоровья несовершеннолетних, в первую очередь их репродуктивного здоровья; поддержания доходов в молодых семьях, имеющих детей и стимулирования у них рождения вторых и последующих детей; решения их жилищных проблем; корректировки репродуктивных установок путем изменения сознания молодежи относительно высокой роли семьи (по данным социологических исследований в жизненных установках молодежи рождение детей находится только на 5 месте); пропаганды семейных ценностей.
Необходимо стимулировать рождения на селе, на долю которого приходится 21% рождений. Размещение производств, развитие альтернативных форм занятости на селе с учетом структуры населения по полу и возрасту позволит обеспечить рост количества браков и числа рождений.
Необходимо активизировать работу по профилактике абортов путем построения грамотной системы сексуального просвещения, особенно среди молодежи; формирования у женщин сознания в рамках религиозного мировоззрения необходимости вынашивания беременности; усложнения системы проведения процедуры абортов; повышения эффективности доабортного консультирования через обеспечение женских консультаций подготовленными кадрами (психологами) и стимулирования врачей гинекологов за каждый отказ от аборта; исключения механизма, предусматривающего материальную заинтересованность в проведении абортов. По предварительным расчетам реализация этих и других немонетарных мер по стимулированию рождаемости дадут в целом по республике дополнительно до тысячи рождений в год и рост суммарного коэффициента рождаемости к 2018 году до 1,881.
В республике в целях решения задач, поставленных Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [2], Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р [4] и в целях обеспечения единых подходов в реализации государственной политики в области демографии и семейной политики на территории Республики Татарстан распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.04.2015 № 749-р образована межведомственная рабочая группа по реализации государственной политики в области демографии и семейной политики на территории Республики Татарстан [8].
Основными задачами рабочей группы являются:
подготовка информационно-аналитических материалов по вопросам семейной политики, повышения качества жизни семей, демографического развития, в том числе, повышения рождаемости и снижения смертности на территории Республики Татарстан;
подготовка предложений и рекомендаций по проведению социологических исследований и выявление основных тенденций в области демографической и семейной политики;
подготовка и рассмотрение предложений по улучшению ситуации в области демографической и семейной политики;
обеспечение межведомственного взаимодействия органов государственного управления и институтов гражданского общества при решении вопросов семейной политики, повышения качества жизни семей, демографического развития, в том числе, повышения рождаемости и снижения смертности на территории Республики Татарстан;
совершенствование законодательства в сфере семейной и демографической политики.
Cписок литературы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // СЗ РФ. – 2007. – № 1. – Ст.19.
- Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. – 2007. – № 42. – Ст.5009.
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г № 606 «О мерах по реализации демографической политики российской федерации» // СЗ РФ. – 2012. – № 19. – Ст.2343.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р // СЗ РФ. – 2014. – № 35. – Ст.4811.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2016 г № 669-р // СЗ РФ. – 2016. – №17. – Ст. 2426.
- Закон Республики Татарстан от 8 декабря 2004 г. № 63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» // Ведомости Государственного Совета Татарстана. – 2004. – № 12 (II часть). – Ст. 886.
- Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 января 2009 г. № 6 «Об утверждении Комплексной программы демографического развития Республики Татарстан до 2010 года и на перспективу до 2030 года» // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. – 2015. – № 7-8. – Ст. 0202.
- Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 апреля 2015 г. № 749-р «О межведомственной рабочей группе по реализации государственной политики в области демографии и семейной политики на территории Республики Татарстан» // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. – 2015. – № 39-40. – Ст. 1375.
- Данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. «Естественное движение населения в Республике Татарстан» (по итогам обследования за 2011 год). Систем, требования: AdobeAcrobat Reader. URL: https://www.tatstat.ru/VPN2010/DocLib8/MO-12.pdf (дата обращения: 05.05.2016).
- Данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. «Демографическая ситуация в Республике Татарстан» (по итогам обследования за 2014-2015 годы). Систем, требования: AdobeAcrobat Reader. URL: https://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tatstat/resources/1a5d980043e5539ea8c9ebd92111eac8/i040049r.pdf (дата обращения: 14.05.2016).
- Данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. «Естественное движение населения в Республике Татарстан» (по итогам обследования в апреле года). Систем, требования: AdobeAcrobat Reader. URL: https://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tatstat/resources/1a5d980043e5539ea8c9ebd92111eac8/i040049r.pdf (дата обращения 07.05.2016).
- Численность, состав и движение населения в Республике Татарстан в 2014 году: Статистический сборник Татарстанстат. Казань: Издательский центр Татарстанстат, 2015. – 160 с.
- Замалиева Н. «Демографическая яма еще впереди». Интернет журн. 02.11. URL: https://www.business-gazeta.ru/print/36217 (дата обращения 20.02.2016).[schema type=»book» name=»РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РОЖДАЕМОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)» description=»В статье анализируются демографические процессы в Республике Татарстан на основе статистических материалов за период с начала 1990 года по настоящий момент, определяется характер изменений в демографическом поведении населения республики, описываются пути преодоления демографической ямы.» author=»Зарипова Эльмира Амировна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-17″ edition=»euroasia-science_6(27)_23.06.2016″ ebook=»yes» ]