Динамика развития в современных условиях наркоситуации обусловлена целым комплексом взаимосвязанных факторов, угрожающей национальной безопасности нашего общества, социальному здоровью населения. Ряд исследователей указывают на тот факт, что наркоугрозе характерна такая особенность, как общественная опасность, заключающаяся во вредоносности, то есть способности причинения вреда для общества, и прецедентности как свойства человеческой практики повторяемости данного явления в будущем [8, c.8]. В среднем каждый год количество людей, больных наркоманией, увеличивается на 30 тысяч, подавляющее большинство из них страдают опиоидной и героиновой наркозависимостью. Сегодня Россия занимает лидирующее положение в мире по количеству лиц с героиновой зависимостью на 100 тысяч населения — 320 человек (в целом около 500 тысяч человек). В Западной и Центральной Европе данный коэффициент находится на отметке 150 человек [4]. Несмотря на принимаемые меры специализирующими на противодействие наркоугрозе государственными и общественными институтами все же остается довольно высоким уровень распространенности незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ в обществе [6;8]. Это требует более внимательного подхода к анализу реалий наркомании, различных форм ее проявления, учету общего и особенного при разработке стратегий, концепций и программ государственной антинаркотической политики и их реализации [1].
Проблему наркозависимости как угрозы национальной безопасности следует решать, говорить об этом, принимать меры по расширению сети специализированных реабилитационных центров просто необходимо [6;7]. Тем более, что рассматриваемые проблемы «…касаются сегодня не отдельных людей, а приобретают массовость и как снежный ком все более и более разрастаются в человеческом сообществе, вовлекая в сети зависимости все новых и новых его представителей. Зависимостям подвержены и малые дети, и молодежь, и трудоспособная часть населения, и умудренные опытом старцы» [11, с.110].
Устойчивые тенденции развития наркоситуации в современной России демонстрируют формирование такой важнейшей закономерности, как очевидная взаимосвязь международной преступности с отечественной, что проявляется в интеграции российского и международного наркобизнеса и в конкретных закономерностях распространения наркозависимости в различных странах и в России в частности.
Международный уровень развития наркоситуации, имея поступательный характер, детерминирует наличие общих тенденций ее трансформации не только по России в целом, но и в отдельных субъектах Федерации.
Сложность анализа проблема наркобезопасности современной России обусловлена тем, что она является новой в отечественном обществознании, как новой является и сама постсоветская государственность. Долгое время наркомания была узкой проблемой наркологии, психиатрии, уголовного права и прикладной социологии («чуждой» и «невозможной служанкой капитализма»). Как следствие сегодня отсутствует легальная дефиниция наркобезопасности, закрепленная на законодательном уровне. «На доктринальном уровне, ‑ справедливо утверждает К.В. Харабет, ‑ и в правовой системе наркотическая безопасность в теории безопасности как самостоятельное направление пока не выделяется» [9, с.23-25]. Вместе с тем В.П. Иванов обращает внимание на необходимость введения в систему российского и международного права понятия «антинаркотическая безопасность» как самостоятельного вида безопасности [2; 3], а для этого есть все предпосылки [6].
Актуальность необходимости легитимизации идеи «антинаркотическая безопасность», как представляется, обусловлена следующими главными обстоятельствами.
Во-первых, резко возросшим значением роли антинаркотической политики в строительстве новой России как современного цивилизованного государства, основанного на принципах федерализма. Сложившаяся в стране общественно-политическая ситуация и обстановка в сфере общественных отношений свидетельствуют о том, что проводившаяся до сего времени политика лишь запретительными, полицейскими методами требует серьезной коррекции, отказа от изживших себя, неработающих в современных условиях подходов, выработки и внедрения в практику механизмов, отражающих в равной степени интересы всех слоев общества и национальных групп Российской Федерации.
Во-вторых, новизной, нестандартностью и особенностями политических условий, в которых идет процесс разработки и осуществления этой политики. Россия находится на этапе укрепления своей государственности от тоталитарно-авторитарного общественного устройства к демократическому, правовому и цивилизованному общественному состоянию. Мировой опыт подобных состояний, характер и содержание проводимых экономических, политических и иных реформ говорит о том, что они самым непосредственным образом влияют на состояние социальных отношений, характер и содержание связи «старых болезней» и новых угроз, порождают сложные неизученные проблемы перехода к иному социально-экономическому строю, новой государственности, восстановления и утверждения общечеловеческих духовно-идеологических ценностей, формирования общероссийской национально-государственной идеи.
В-третьих, сохраняющейся и даже возрастающей значимостью такого компонента политики российского государства как борьба с наркопреступностью и наркобизнесом. Не существуя в «чистом виде», наркомания проявляется как одна из сторон экономических, политических и духовных отношений. Они подвержены сильному влиянию местных традиций, исторической памяти, национального самосознания, национальной психологии (чувствам, эмоциям и т.п.), часто переплетаются с религиозными интересами. Вот почему борьба с наркоугрозами и их последствиями требуют научно обоснованного механизма управления, который бы учитывал всю совокупность факторов и особенностей страны, отдельных регионов и территорий.
В-четвертых, необходимостью теоретического и практического освоения совокупности проблем, связанных с характером и особенностями воздействия наркотизации общества на процессы современного этапа строительства международных отношений. Практика строительства и реформирования правоохранительной системы, армии и флота, в последние годы еще в большей степени, чем раньше, убеждает, что успех зависит не только от экономических, политических, правовых, социальных и иных мер, но и от конкретных шагов по научно обоснованному регулированию межличностных отношений на уровне руководителей государств, компетентных органов, в обязанности которых входит, в том числе, и обеспечение различных составляющих единой системы безопасности общества.
В-пятых, потребностью собственно научного анализа проявления наркотизации общества, диалектики социального и девиантного поведения в Российской Федерации; формированием собственной эффективной системы реабилитации и ресоциализации. Очевидно, необходимо изыскивать пути, приемы, направления деятельности общества его социальных институтов, чтобы понудить человека, не только страдающего от наркозависимости, но и тех, кто испытывает уже первые ее симптомы, вовремя обращаться за помощью. Именно понудить, а не заставить, не привлечь, не насильно обеспечить его лечение и прохождение последующего курса реабилитации.
Исходя из того, что вектор развития мировой наркоситуации, как правило, рассматривают с использованием возможностей таких наук, как: экономика (изучение особенностей рынка наркотиков, их производства как товара и потребление), социология (выявление социальных причин наркопотребления и привлекательности наркобизнеса, оптимальный выбор стратегий реабилитации и ресоциализации лиц, незаконно употребляющих наркотические вещества), криминология (причины наркопреступности), психология (формирование психологической зависимости), медицина (физиологическая зависимость, обращение за медицинской помощью) и пр., можно выделить потенциально и реально существующие угрозы, исходящие от наркотизации населения:
- угроза здоровью населения, его генофонду от злоупотребления психоактивных веществ и наркотических средств;
- угроза экономике вследствие переориентации в целом, либо ее части на «отмывание» наркоденег, расширение производства наркотиков, а также вследствие физического сокращения здоровой и трудоспособной части населения;
- угроза безопасности личности вследствие обвальной криминализации жизни общества и вследствие наркокоррупции понижение эффективности действий государственных органов;
- угроза стагнации таких институтов общества как пенсионное обеспечение и социальная помощь и защита;
- угроза политической и военной стабильности стран и регионов.
Таким образом, оценивая значимость обеспечения наркобезопасности для сохранения социума можно утверждать, что данный вид безопасности является необъемлемой составляющей комплексной системы безопасности современного общества и должен являться объектом пристального внимания и изучения органами исполнительной власти, государственных и общественных институтов [5].
Библиографический список:
- Беляков, Б.Л. Наркотизация общества как угроза российской государственности (философско-политологический анализ) : монография / Б. Беляков и [др.]. ‑ М.: МосАП. ‑ 2014.
- Выступление председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России Виктора Иванова на парламентских слушаниях «О совершенствовании законодательства в сфере обеспечения безопасности граждан Российской Федерации и противодействия незаконному распространению наркотических средств и психотропных веществ» 29 мая 2012 г. [Электронный ресурс] URL: https://www. fskn. gov. ru/pages/main/prevent/4476/18799/index. shtml.
- Иванов, В.П. Наркотизация населения страны – одна из наиболее опасных угроз для российского общества : выступление председателя ГАК РФ директора ФСКН России на совещании председателей Верховных судов республик, областных и равных им судов Российской Федерации 14 февраля 2012 г. // В будущее с надеждой : выступление директора ФСКН России В.П. Иванова, февраль 2012. ‒ М.: ФСКН России, 2012.
- Коротаев, Д.В., Халтурина В.А. Глубинные причины алкоголизации и наркотизации России в контексте международного опыта. Сетевой журнал «СВОИ». [Электронный ресурс] URL: https://www. smi-svoi.ru/content/?fl=554&sn=1062.
- Невирко, Д.Д., Шинкевич, В.Е., Куприянчик, Т.В. Теоретико-методологические и правовые основы мониторинга социальных явлений: зарубежные и отечественные подходы к изучению наркоситуации / Д.Д. Невирко, В.Е. Шинкевич, Т.В. Куприянчик // Вестник СибЮИ ФСКН России. ‑ 2013. ‑ №2.
- Невирко, Д.Д. Наркоситуация и основные направления профилактики наркомании в вузах Красноярского края / Д.Д. Невирко, В.Е. Шинкевич, Т.В. Коробицина // Социологические исследования. ‑ №9. ‑
- Оценка деятельности негосударственных организаций Красноярского края в сфере реабилитации наркозависимых : отчет о научно-исследовательской работе (заключ.) № гос. регистрации 01201251701 / СибЮИ ФСКН России; научн. рук. В.Е. Шинкевич. ‑ Красноярск, СибЮИ ФСКН России, 2012.
- Организация и проведение мониторинга наркоситуации в субъектах Российской Федерации, расположенных в пределах Сибирского федерального округа (по материалам социологических исследований ) / Невирко Д.Д., Ступмна С.А., Шинкевич В.Е. и [др.]. ‒ Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2013.
- Харабет, К.В. Некоторые вопросы разработки концепции антинаркотической безопасности / Харабет, К.В. // Наркоконтроль. ‒ 2011. ‒ № 4. [Электронный ресурс] URL: https://www. consultant. ru.
- Шеслер, А.В. Уголовно-правовая политика и ее реализация / А.В.Шеслер, С.М.Мальков. Красноярск, 2002. С.8.
- Шинкевич, В.Е. Феномен наркотической и других зависимостей как проблема социологического исследования / В.Е. Шинкевич, Т.В. Куприянчик // Вестник СибЮИ ФСКН России. ‑ 2014. ‑ №1 (14).[schema type=»book» name=»О ЗНАЧИМОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАРКОБЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА » description=»В статье рассматривается феномен наркотической безопасности общества в системе комплексной безопасности. В этой связи обращается внимание на значимость наркобезопасности для обеспечения условий существования современного социума. » author=»Шинкевич Владимир Ефимович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-30″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]