Важная составляющая обеспечения безопасности любого государства – это защита населения и территорий от рисков, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Данная деятельность, возложенная на МЧС России, носит как защитный, так и предупредительный характер. Основным профилактическим инструментом признается организация и проведение информационно-разъяснительной работы.
Актуальность данного исследования обоснована тем, что эффективная по своему воздействию информационно-разъяснительная работа МЧС России напрямую связана с сохранением жизни человека и обеспечением ее безопасности. Таким образом, грамотно выстроенная информационная кампания в конечном итоге не только способствует возникновению партнерских отношений между государством и его гражданами, но и выстраивает особый тип культуры жизни – тип безопасного поведения в быту. Оценка эффективности данной информационно-разъяснительной, пропагандистской деятельности МЧС России имеет, таким образом, принципиальное значение.
Для исследования информационной кампании в области обеспечения пожарной безопасности Главного управления МЧС России по Республике Бурятия рассмотрим понятие информационной компании. По мнению Е. А. Блажнова, информационная кампания – это комплексное и многократное использование PR-средств, а также рекламных материалов в рамках единой концепции и общего плана воздействия на мнения и отношения людей в целях популяризации имиджа, поддержания репутации [1].
Сегодня МЧС в глазах общественности является частью единой системы обеспечения безопасности населения. Поэтому важнейшей составляющей информационной кампании является разъяснение населению позиции и намерений государства в области безопасности. Поскольку именно СМИ являются сегодня главным средством формирования общественного мнения, то становится ясно, насколько велико значение правильно организованной работы со СМИ и общественными организациями. Поэтому основной упор делается на работу по предупреждению пожаров. И как логическое продолжение этого направления – на обучение населения поведению в экстремальной ситуации.
Для оценки эффективности информационной кампании в области обеспечения пожарной безопасности ГУ МЧС России по Республике Бурятия авторами были разработаны следующие группы показателей эффективности информационной кампании:
- Объективные показатели (статистические данные по основным причинам пожаров за 2010-14 гг. предоставленные Главным управлением МЧС России по Республике Бурятия. Статистический анализ);
- Показатели общественной оценки (Опрос общественного мнения по отношению к Главному управлению МЧС по Республике Бурятия);
- Показатели информационной активности (изучение информационных сообщений Главного управления МЧС России по Республике Бурятия, ивент и контент – анализы).
Таблица 1
Объективные показатели по пожарам Республики Бурятия
(за период 2010-2014 гг.)
Объективные показатели (основные причины пожаров) |
Количество пожаров/количество погибших |
||||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |
поджог | 298/0 | 275/0 | 279/9 | 287/2 | 268/2 |
неисправность производственного оборудования | 1/0 | 2/0 | 2/0 | 5/2 | 3/0 |
неправильная эксплуатации электронного оборудования | 306/21 | 318/20 | 320/24 | 322/28 | 311/36 |
при проведении эл. газосварочных работ | 21/0 | 16/0 | 18/0 | 11/0 | 17/0 |
взрывы | 1/0 | 2/0 | 2/0 | 0/0 | 2/0 |
самовозгорание веществ и материалов | 1/0 | 0/0 | 2/0 | 1/0 | 0/0 |
возгорание печей | 170/5 | 202/3 | 220/8 | 201/7 | 225/4 |
возгорание теплогенерирующих установок | 4/0 | 7/0 | 9/0 | 7/0 | 7/0 |
возгорание бытовых и газовых устройств | 11/1 | 9/0 | 3/0 | 5/1 | 4/5 |
неосторожное обращение с огнем | 578/74 | 493/80 | 426/62 | 404/67 | 392/68 |
в том числе неосторожное обращение с огнем (при курении) | 164/51 | 159/60 | 135/33 | 175/52 | 178/47 |
неосторожное обращение с огнем детей | 71/3 | 60/2 | 48/1 | 56/3 | 42/0 |
грозовые разряды | 5/0 | 1/0 | 4/0 | 1/0 | 5/0 |
неустановленные причины | 1/0 | 0/0 | 0/0 | 0/0 | 3/2 |
неисправность транспортных средств | 58/0 | 63/0 | 56/0 | 68/0 | 86/1 |
Прочие причины | 1/0 | 3/0 | 0/0 | 1/0 | 2/0 |
ИТОГО | 1527/107 | 1451/106 | 1389/104 | 1369/110 | 1367/118 |
По результатам проведенного анализа можно сделать вывод о том, что количество пожаров с каждым годом снижается
Основной причиной возникновения пожаров, приведших к гибели людей, является неосторожное обращение с огнем, отметим, что половина пожаров происходит по причине именно неосторожного обращения с огнем при курении.
Рисунок 3 – Основные причины пожаров с 2010 по 2014 гг.
За период с 2010 по 2014 годы в Бурятии произошло 7103 пожаров, в результате которых погибли 545 человек, травмированы — 337. Огнем уничтожены 2498 строений, 486 единиц автотракторной техники. Ущерб составил 2470653 млн. рублей. Причинами пожаров на объектах и в жилищно-бытовой сфере явились нарушение правил пожарной безопасности и неисправность технологического оборудования.
Опрос «Оценка эффективности информационной кампании в области обеспечения пожарной безопасности ГУ МЧС России по Республике Бурятия». Было опрошено 100 человек, от 12 до 50 лет. Мужчин – 32 человека, женщин – 68. В основном это работники частных компаний, учащиеся школ и ВУЗов.
Были разработаны следующие показатели общественной оценки:
- Осведомленность;
- Удовлетворенность.
Данные показатели были раскрыты благодаря методу опроса. Осведомленность населения в области обеспечения пожарной безопасности выяснялась с помощью таких вопросов, как «Какие основные правила пожарной безопасности в быту?», «Какие социально-профилактические мероприятия проводит Главное управление МЧС России по Республике Бурятия?».
Удовлетворенность населения деятельностью в области обеспечения пожарной безопасности выяснялась с помощью следующих утверждений: ГУ МЧС проводит мероприятия в достаточной мере, население республики достаточно информировано о правилах пожарной безопасности, население республики достаточно информировано о действиях в случае пожара в быту.
Основные правила пожарной безопасности, которые отметили респонденты:
- При пожаре вызвать пожарную охрану, эвакуироваться–16%;
- При обнаружении оголенных проводов вызывать электрика, поддерживать в исправном состоянии электрооборудование–32%;
- В случае пожара звонить по номеру «01», с сотового «010»–12%;
- В случае пожара обесточить электроприбор, квартиру– 18%;
- Выключать проверять электроприборы, уходя из дома–42%;
- Не курить дома, в постели–24%;
- Не давать детям спички–18%;
- Не пользоваться неисправными электроприборами–20%;
- Не оставлять открытые газовые приборы без присмотра–10%;
- Легковоспламеняющиеся предметы держать специальной таре в безопасном месте–14%;
- Тушить возгорания водой, песком, либо закрыть плотной тканью–18%;
- При пожаре закрывать окна, для того чтобы огонь не распространялся– 10%;
- Огнетушитель должен находиться в доступном месте–10%;
В результате опроса было выяснено, что основные правила пожарной безопасности знают и помнят большинство респондентов. Это говорит о том, что информационно-пропагандистская работа МЧС с населением проводится.
Источники знаний о правилах пожарной безопасности:
Рисунок 4 – Источники знаний о правилах пожарной безопасности
Основным источником знаний по правилам пожарной безопасности среди опрошенных является – школа, именно с школьного возраста лучшего всего происходит привитие норм безопасного поведения. На втором месте по количеству выбранных ответов стоят родители и семья, это еще раз доказывает то, что привитие навыков безопасного поведения происходит эффективнее всего в детстве от окружающих людей. На третьем месте источником получения знаний о пожарной безопасности среди населения является СМИ, отметим, что основная профилактическая работа МЧС проводится именно в СМИ, однако только 16% респондентов отметили данный источник. Также эффективны специальные рекламные материалы, распространяемые МЧС их отметили 12% респондентов, социально-профилактические акции и социальную рекламу отметили как источник знаний по 10% респондентов. Интернет, информацию МЧС в СМИ как источник знаний отметили 8% респондента, в то время как, ГУ МЧС России по РБ ведет активную пропагандистскую деятельность именно в СМИ и интернете.
С утверждениями, о том, что ГУ МЧС России по Республике Бурятия проводит мероприятия по профилактике в достаточно мере, население достаточно информировано о правилах пожарной безопасности и о действиях в случае пожара в быту согласны более половины опрошенных. В целом, можно сделать вывод о том, что население республики осведомлено о проводимой информационно-пропагандисткой деятельности базисного субъекта, а также в достаточной мере удовлетворено результатами данной работы.
Таким образом, по анализу информационной кампании можно сделать вывод о том, что кампания проводится успешно. Население информировано о работе МЧС, информационные сообщения формируются верно. Однако, необходимо проработать каналы освещения в СМИ, разработать методы привлечения журналистов на мероприятия, при создании информационного сообщения учитывать основные причины пожаров.
Литература
- Блажнов Е.А. Public Relations: Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений. – М.: 2005. -267 с.
- Петров С.В., Михайлов А.А., Гинко В.И. Пожарная безопасность: Учебное пособие: – Шуя: Изд.-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2011. – 148 с.
- Рогожин М.Ю. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации – СПб.: Питер, 2011. – 176 с.
- Турков А. С. Безопасность людей при пожарах. Становление системно-вероятностной концепции и методологии. М.: ФГБУ ВНИИПО, 2012. – 361с.[schema type=»book» name=»ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КАМПАНИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ» description=»В статье рассматривается информационная кампания Главного управления МЧС России по Республике Бурятия в области обеспечения пожарной безопасности. На основе анализа результатов информационной кампании делается вывод, что население информировано о мерах пожарной безопасности, но необходимо шире использовать каналы освещения в СМИ.» author=»Иванова Дарья Данииловна, Тонхоноева Антонида Антоновна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-14″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]