Журналистика – это вид общественной деятельности по сбору, обработке и передаче актуальной информации через каналы массовой коммуникации, система предприятий и средств сбора и доставки информации, а также особый социальный субъект с целым рядом подсистем («издатель», «коммуникатор», «текст», «канал», «аудитория»), образующих целостную систему с множеством внутренних и внешних факторов и функций.
Российский социолог, создатель советской и российской теории журналистики Е.П. Прохоров подходит к определению функций журналистики с точки зрения того, что журналистика является полифункциональной системой. В настоящее время функциональными задачами журналистики, по мнению Е.П. Прохорова, являются «социальная ориентация, управление сознанием и поведением адресата массовой информации, формирование адекватной картины действительности, а также представлений о «желаемом будущем» и путях его достижения, определение жизненных позиций граждан, выработка отношений к различным явлениям жизни» [4, с. 52].
Полностью понять роль журналистики для общества можно рассматривая все «пространство функций», которое, в связи с увеличением значимости информации в современном обществе, постоянно меняется и расширяется.
Теория журналистики выделяет такие функции журналистики как информационная; коммуникативная; непосредственно-организаторская; идеологическая (социально-ориентирующая); культуроформирующая – создание общей культуры аудитории (политической, экономической); рекламно-справочная; рекреативная.
Важную роль играет журналистика в формировании, функционировании и развитии общественного сознания, оказывает влияние на все сферы и институты общества. Посредством различных средств массовой информации (СМИ) журналистика способна популяризировать, снабжать информацией, освещать положительные и негативные стороны различных событий, а также показывать научно-технические открытия и внедрения, формировать отношение общества к ним. Также журналистская деятельность способствует укреплению взаимодействия между обществом и научным сообществом.
Научное сообщество является создателем научной информации и представляет собой сложную самоорганизующуюся систему, в которой действуют и государственные институты, и общественные организации, и неформальные группы. Отличительной чертой этого сообщества является повышенная степень признания авторитета, достигнутого научными успехами. Также следует отметить более высокую, чем в других социальных сферах, эффективность неформальных групп и особенно отдельных личностей. Важнейшими функциями научного сообщества являются признание или отрицание новых идей и теорий, обеспечивающее развитие научного знания, а также поддержка системы образования и подготовки новых научных кадров.
Научно-технические достижения и разработки приобретают общественный резонанс благодаря СМИ. Новые источники финансирования и целые программы поддержки науки и техники появляются в связи с реакцией общества на научно-технические материалы, публикуемые в СМИ.
Различные субъекты оказывают воздействие на формирование системы производства и обмена научно-технической информации.
Большое значение в данном информационном процессе принадлежит специализированному научно-техническому периодическому изданию, которое представляет собой звено, осуществляющее контакт между наукой, техническим изысканием и аудиторией. Специализированные научно-технические издания воздействуют не только на мотивационные установки аудитории, а также на научное сообщество, трансформируя информационные потоки.
«Под научно-техническим изданием следует понимать все издания, предназначенные для обслуживания профессиональной деятельности.
Тематический диапазон научно-технических изданий охватывает все виды и стороны деятельности и все области знаний (техника, точные науки, естествознание, гуманитарные науки)» [1].
Специализированные научно-технические периодические издания можно разделить на несколько разновидностей: газеты, журналы, повременные издания научных обществ, интернет издания.
Информационная функция журналистики реализуется через научно-технические издания. Оснащение информацией научно-теоретической и практической профессиональной деятельности является основной целью научно-технического издания. В этом случае информация выступает как цель. Повышению спроса и значимости специализированных научно-технических изданий способствует то, что для эффективного функционирования и развития любой сферы деятельности (отрасли) необходима объективная и достоверная информация, которую специалисты и получают из соответствующих изданий.
Характеристикой, присущей только научно-технической периодике, является включение издания в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ). В настоящее время в РИНЦ представлено более 30 тыс. наименований научно-технических журналов, охватывающих более 80 тематических направлений [3]. Авторы, публикующие статьи в изданиях, включенных в РИНЦ, воспринимаются как заслуживающие доверия эксперты, к мнению которых можно прислушиваться и делать определенные выводы.
Связующим звеном между научным сообществом и аудиторией, помимо СМИ, являются специальные подразделения отраслевых органов власти и научно-технических обществ. Данные подразделения организуют работу либо непосредственно с аудиторией (связи с общественностью), либо через СМИ (пресс-служба). В первом случае используются такие приемы работы с аудиторией как распространение информации через собственные информационные сборники, устройство интерактивных экспозиций в музеях и на выставках, мониторинг информации о событиях отрасли и подготовка информации внутриорганизационного характера. При работе со СМИ пресс-службы могут передавать информацию в виде пресс-релизов, посредством проведения интервью, брифингов или конференций со специалистами.
Современные исследователи отмечают, что «нынешние читатели, слушатели, зрители в большей части ориентируются только на те каналы СМИ, которые в полной мере могли бы удовлетворить их информационные потребности и интересы» [5].
При изучении научно-технических изданий в качестве целевой аудитории рассматриваются читатели, интересующиеся темой науки и техники, в основном специалисты в своих отраслях знаний. В этом случае аудитория одновременно выступает как субъект, который получает информациию, и как объект, который подвержен информационному воздействию. Характер и направленность данного субъекта не могут быть оценены по обычным стандартным критериям. Целевую аудиторию научно-технических изданий следует рассматривать как нечто единое с точки зрения рода занятия, эстетических интересов, эмоциональных реакций и социального статуса, а не делить на группы по стандартным характеристикам (возрасту, роду, происхождению, этнической принадлежности, политическим взглядам). В основе признаков, позволяющих во многом считать аудиторию как субъект, лежат такие качественные характеристики как научная любознательность, стремление к совершенству и изучению передового опыта, чувство принадлежности к посвященному кругу людей и т.д.
Условно целевую аудиторию научно-технического издания можно поделить на две группы.
Первая группа – профессионалы (сложившиеся специалисты), которые должны постоянно получать достоверную, качественную информацию о происходящем в мире науки и техники. Это специалисты, имеющие определенный уровень образования и занятые «в определенной области науки и практики» [1]. Их интересует техническая, методологическая, результативная сторона открытия, достижения, изобретения. Они являются практикующими специалистами, преподавателями, инженерами, учеными, которые составляют постоянную и неизменную аудиторию.
Вторая группа – непрофессионалы (любители). В нее входят лица, у которых интерес к науке и технике носит случайный характер и не является доминирующим в системе их потребностей и интересов. Также к данной группе можно отнести учащихся, которые интересуются определенной отраслевой тематикой и обращаются за информацией в научно-технические издания в силу необходимости получения образования (обучающиеся специалисты).
Несколько слов следует сказать об особенностях передачи научно-технической информации в массовых центральных популярных изданиях, к которым относятся издания общей направленности, такие как: Российская газета, Коммерсант, Ведомости и т.д. В практике деятельности этих СМИ применяются общепризнанные приемы освещения событий, достижений в области науки и техники, которые описываются в терминах, характерных для популярного издания, а не в терминах, принятых у профессиональной аудитории. В таком случае сообщения не воспринимаются или не верно интерпретируются заинтересованными читателями, относящимися к группе профессионалов, даже если они подготовлены на высоком журналистском уровне и реализуют установки издателя или редактора.
Каждый журналист «должен быть широко образованным, культурным человеком, у которого широкая эрудиция сочетается с компетентностью в той сфере, которую он освещает» [2, с. 14]. А журналист научно-технического издания обязан развивать такие качества, как компетентность и литературное мастерство, поскольку он отражает и анализирует реальную действительность самого явления, знакомит читателей с сущностью, противоречиями и сложностями процесса научно-технического открытия.
Представители научного сообщества больше расположены к взаимодействию и диалогу с журналистом, являющимся экспертом в конкретной отрасли или обладающим естественнонаучным образованием. Такие журналисты способны донести научные знания и информацию до специалистов точно, не искажая ее первоначальный смысл, используя при этом специализированный научный язык. Это объясняется тем, что профессиональной части аудитории важен не характер подачи материала, а его содержание.
Та часть аудитории, которая состоит из любителей (непрофессионалов), стремится получить информацию в форме, которую она способна воспринять (то есть упрощенная подача научной информации). В данном случае журналист должен привлечь аудиторию, грамотно построить структуру передаваемого материала. С такой задачей лучше справляются не эксперты отрасли, а профессиональные журналисты, которые способны перевести научное знание в информацию, доступную для непрофессиональных представителей аудитории. Однако здесь возникает трудность, а в каких-то случаях и невозможность изложения научной информации в популярном формате. Например, достаточно проблематично и трудоемко популяризировать и при этом не изменить суть математического научного знания.
Но пренебрегать попытками популяризации науки ни в коем случае не стоит. Ведь вербализация научных исследований и достижений способствует появлению интереса к исследованию не только со стороны читателей, но и со стороны потенциальных инвесторов. Именно благодаря информации, публикуемой на доступном для непрофессионалов языке, инвесторы выявляют актуальность какой-либо научной проблемы и принимают решение о ее финансировании.
Оценивая выше сказанное можно сделать вывод, что и СМИ, и представители пресс-служб и служб по связям с общественностью выступают в качестве элемента, который посредством обработки и транслирования научно-технической информации оказывает влияние на научное сообщество и связывает его с целевой аудиторией.
Список литературы:
- Болхотинова С.М. и др. Композиция изданий: Особенности проектирования различных типов изданий: Учебное пособие / Под ред. С.М. Болхотиновой. – М.: Изд-во МГУП, 2000, 166 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: , дата доступа 21.12.2014.
- Олешко В.Ф. Журналистика как творчество: учеб. пособие для курсов «Основы журналистики» и «Основы творческой деятельности журналиста». – М.: РИП – холдинг, 2005. – 222 с.
- Официальный сайт «Научной электронной библиотеки». [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.elibrary.ru, дата доступа 21.12.2014.
- Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению «Журналистика»– 6-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 2005. – 367 с.
- Тулупов В.В. Дизайн и реклама в системе типологических признаков российских газет (филологический, философско-психологический и творческий аспекты). Автореф. докт. дис. – Краснодар, 2000.[schema type=»book» name=»ОСОБЕННОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ПЕРИОДИЧЕСКИХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ» author=»Рябиничева Дарья Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]