В современных модернизирующихся условиях российского общества происходит трансформация института правового образования. При этом, система правового образования начала свое становление в первой половине 90-х гг. ХХ в. В начале же XXI века разнообразные курсы правового обучения становились более содержательными и выстраивались в образовательную систему, которая находила свое отражение на начальном этапе обучения и продолжалась в дальнейшем. Такая система способствовала основательному изучению правовых вопросов, и это повлияло на общественное осознание важности роли права и государства в современных социально-экономических условиях развития общества.
В Российской Федерации характерной особенностью современной образовательной системы является наличие в ней двух основополагающих элементов. К ним относятся:
1) воспитание;
2) обучение [1, с. 37].
При этом, процессом воспитания и обучения должны руководить разнообразные учебно-воспитательные учреждения, который имеет основную цель удовлетворение потребности обучаемых в получении знаний и навыков. Образовательный процесс в своем построении основывается на требованиях, зафиксированных в государственных образовательных стандартах. По окончании образования выпускники получают соответствующие документы государственного образца (сертификат, удостоверение, аттестат, дипломы различного характера). Образовательная система должна обеспечивать обучаемых соответствующими знаниями и навыками, которые необходимы для успешной жизнедеятельности в современном мире [4, с. 127].
Образовательная система в нашей стране это сфера, которая относится к наиболее важным и приоритетным социальным элементом в современном мире. При этом, одним из основных компонентов образования является правовое образование, которое направленно на правовое просвещение граждан на всех уровнях образовательной деятельности.
В соответствии с программами школьного образования предметами, направленными на правовое обучение являются: «Основы права», «Граждановедение», «Обществознание» и др., способствующие развитию знаний и навыков в правовой сфере, а также формированию позитивного правосознания [3, с. 236].
В систему СПО и ВПО в рамках правового обучения включены специальных юридических дисциплин, но еще и такие науки как политология, история, социология, культурология, психология и др., которые позволяют формировать правопонимание, правосознание личности. Помимо обучения специальным правовым дисциплинам в систему правового образования важно включить гуманитарный и естественнонаучный блок, ибо это является залогом успеха в достижении формирования правомерного поведения граждан.
Современная ситуация в России характеризуется тем, что в общественном сознании право не воспринимается как основная социокультурная ценность. Помимо всего прочего, обновилась законодательная база, накопился соответствующий правоприменительный опыт и более явно обнаруживается разница между обновленным законодательством и степенью правосознания и правопонимания людей. Также в настоящее время можно столкнуться с тем, что уровень правовой культуры и юридической грамотности людей не высок, либо вовсе отсутствует. И основными факторами являются безразличие, отсутствие веры, либо нежелание признавать право как основную социокультурную ценность. В связи с этим, проблема правового образования и правовой культуры является для государства наиболее приоритетной.
При этом, появляется острая необходимость уделять особое внимание развитию правового образования современной молодежи. Поэтому в современный период важно проводить комплексное правовое просвещение граждан, которое может быть реализовано посредством целенаправленного воздействия государственных институтов правового информирования, законных общественных и политических организаций, средств массовой информации, образовательных учреждений, призванных обеспечивать граждан знаниями о нормах действующего законодательства. А также, в целях правового просвещения важное место отводится семейному воспитанию, так как взгляды, потребности, интересы, нравственные ценности, духовное богатство личности, способности во многом зависят от того в каких условиях и как воспитывалась личность в детстве. В семье закладываются основы понимания ребёнком моральных, нравственных ценностей, социальных норм, культурных традиций, правомерного поведения.
Основой правового образования является формирование современного правового мышления, правосознания и правопонимания, а также привитие молодому поколению терпимости (толерантности) и миролюбия в отношении окружающих, что позволит молодежи жить свободно и мирно сосуществовать в современном многонациональном обществе [2, с. 258].
Основными задачами правовообразовательной деятельности, направленной на формирование правового сознания относятся:
- формирование системы знаний о праве;
- укрепление правовой убежденности;
- формирование мотивов, норм и принципов правомерного проведения в современных социокультурных условиях развития общества.
Для реализации целей и задач правового образования необходимо воспитывать у молодых людей граждан России реальное представление о месте и роли права в жизнедеятельности всех и каждого члена современного общества, что, безусловно, позитивно скажется на повышении авторитета России как европейского демократического правового государства и становлении в России гражданского общества [2, с. 314].
В связи с вышеизложенным, мы приходим к выводу, что в современных социокультурных условиях развития общественного устройства, качественная система правового образования, включающая два основных компонента правовое обучение и воспитание, с учетом толерантности как основной правовой ценности, направленная на молодое поколение Юга России позволит достигнуть стабильности в развитии, как молодых людей, так и региона в целом. Помимо этого, система правового образования в поликультурном пространстве Юга России со всеми присущими ей компонентами будет способствовать мирному, бесконфликтному и толерантному (терпимому) сосуществованию граждан региона, а также установится позитивное взаимодействие между властью, правом и молодежью.
Таким образом, в современном поликультурном пространстве Юга России особо актуальной становится проблема повышения уровня правосознания, правопонимания и правообразованности каждой личности, и общества в целом.
Список литературы:
- Айвазян, О.О. Правовое воспитание молодежи в современных социально-экономических условиях региона / О.О. Айвазян // Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. — Майкоп, 2012. — С. 37.
- Зубова, Я.В. Правовое образование в развитии правовой культуры формирующегося гражданского общества в современной России: дис. … докт. соц. наук / Я.В. Зубова. — Майкоп, 2010. — 341с.
- Колотилин, А.В. Правовое образование в России как важнейшее условие повышения правового сознания и правовой культуры общества. Россия в ВТО: проблемы, задачи, перспективы. Сборник научных статей / А.В. Колотилин // Под общей редакцией проф. В.В. Тумалева. — СПб.: НОУ ВПО «Институт бизнеса и права», 2012.- Вып. 13. — 364 с.
- Саакян, М.В. Пути повышения правовой культуры российского общества / М.В. Саакян // Вестник Адыгейского государственного университета. — — Вып. 2. — С. 127-129.[schema type=»book» name=»ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЮГА РОССИИ» description=»В статье рассматриваются особенности правового образования в поликультурном пространстве Юга России. С точки зрения автора, для реализации целей и задач правового образования необходимо воспитывать в молодых людях гражданах России реальное представление о месте и роли права в жизнедеятельности всех и каждого члена современного общества, что, безусловно, позитивно скажется на повышении авторитета России как европейского демократического правового государства и становлении в России гражданского общества.» author=»Кукушкина Аида Александровна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-17″ edition=»euroasia-science_6(27)_23.06.2016″ ebook=»yes» ]