Результатом любого этнического процесса является изменение ландшафта обитания и/или создание культурного образца [3]. Информация, культурные образцы, социальное здоровье этноса [5] и экономика, базируемая на ландшафте обитания, образуют его наследие. Под наследием будем подразумевать только такую наследуемую или передаваемую информацию, культурные образцы и социальное здоровье этноса, которые уменьшают энтропию у получателя наследия.
При увеличении энтропии с одной стороны увеличиваются количество факторов, описывающих поведение этноса, т. е. размерность системы и возможность поиска более эффективных решений. С другой стороны с ростом энтропии растет неопределенность в этносе, появляется вероятность принятия неверного решения, и происходит увеличение размеров пространства поиска.
Наследие и энтропия противопоставляются друг другу, и рост одного из них с малым изменением другого иногда приводит к трагическим последствиям для этнической системы. Взаимодействия этих двух факторов является важным показателем состояния этнического сообщества, и могут изучаться с помощью синергетических подходов.
Все природные процессы условно можно разделить на два класса: прогнозируемые и управляемые. Внешне уравнения, которые описывают эти процессы, могут быть одинаковы, но найденные решения уравнений бывают либо устойчивыми, либо неустойчивыми по начальным и граничным условиям. Начальные условия описывают состояния изучаемых объектов в момент начала наблюдения, а граничные условия указывают на границы изменения состояния объектов изучения. При устойчивых решениях процесс допускает прогнозирование, но не допускает управления из вне или для этого необходимы большие затраты ресурсов. Для неустойчивых решений прогнозирование невозможно, поскольку появление даже небольших «помех» в начальных или граничных условиях заканчиваются значительными изменениями в развитии всего процесса. Именно это и дает инструмент управлению извне.
А. Тойнби и Л. Гумилев указывали, что в историческом процессе существуют длинные устойчивые участки (фазы) развития, которые могут прогнозироваться и краткие кризисные этапы (межфазовые переходы), позволяющие изменять поведение этнического сообщества или цивилизации [3, 7]. Благодаря их теориям появилась основа для моделирования некоторых исторических процессов [8].
Согласно основным положениям, в синергетике стихийная самоорганизация является ее отличительной особенностью. Главный смысл возникающих в результате самоорганизации кооперативных процессов проявляется во внутренних причинах совершенно непредсказуемой самоорганизации этнических сообществ. Активные устойчивые центры, возникающие при различных путях эволюции системы, и обладающие свойством притяжения и организации окружающей среды называются аттракторами. Математическим выражением аттракторов являются решения дифференциальных уравнений на асимптотике. С помощью современной теории аттракторов можно объяснить процессы управления такими сложными нелинейными системами, как этнос.
Воздействие на этническую систему можно считать эффективным, если в результате меняются тенденции и траектории развития этнической системы, и она переходит в область притяжения соседнего аттрактора. Близость этнической системы к асимптотической стадии развития (аттрактору), увеличивает сложность «переключения» ее на иной аттрактор. Старый аттрактор «не отпускает» этническую систему, и необходимо оказать существенные усилия, для того чтобы суметь преодолеть старые тенденции и оторваться от области его притяжения. Неправильное топологическое или длительное, но очень слабое воздействие не будет иметь успеха – этническая система через некоторое время вернется на старый путь развития. Парадигма синергетики основывается на принципе точечных слабых воздействий, но в нужный момент развития этнической системы и в нужном месте. При анализе этнической системы также важно учесть современное состояние, т. е. понять: к бассейнам каких аттракторов она может притягиваться. «Одна и та же система при различных начальных условиях может проявлять совершенно разные, даже противоположные тенденции развития, стремиться к различным «целям» – аттракторам, и действовать в одном случае по аналогии с другим неэффективно или даже бессмысленно» [6].
Разработанная Манном теория управляемого хаоса направлена на то, чтобы переводить «плохо устроенные общества» в «хорошо устроенные общества». Для этого необходимо «извне организовать такой социальной системе встряску,… что существующий внутри нее порядок разрушится, а возникший в результате воздействия беспорядок устаканится в новой структурной форме, которая может быть более приемлемой, чем прежняя. Если это не произошло, процедуру потрясений рекомендуется повторять до достижения удовлетворительного результата» [2].
Смысл «управляемого хаоса» заключается в уничтожении управления и изменения наследия, внутри атакуемой этнической системы, в результате чего происходит потеря точности и надежности системных связей, а также искажение информационной среды и ценностей в этническом сообществе. Разрушение управленческой иерархии этнического сообщества является перемалыванием и пережевыванием основ сообщества. Уничтожение наследия этнического сообщества, сравнимо с перевариванием прожеванного, в результате которого от прежней системы уже совсем ничего не остается.
Если результатом управления хаосом должен быть переход от одного притягивающего аттрактора к другому с сохранением этнического сообщества, то управляющие параметры можно использовать только для изменения наследия и на конечном этапе управления подключиться к управлению энтропией. В первую очередь атакам извне подвергается культурная составляющая наследия, искажается информационная часть. Рост энтропии должен стремиться к некоторой ограниченной величине, которую этническая система в состоянии контролировать. Такое управление хаосом можно применять только в межфазовые переходы развития этнического сообщества, эти переходы очень кратковременные и чувствительны к влиянию извне. При попытках применять управление хаосом в этническом сообществе в другие периоды приводит к тому, что этническая система после схода с траектории развития через определенный промежуток времени снова возвращается к старому аттрактору. В такие периоды перевод на новый аттрактор будет требовать колоссальных затрат ресурсов «управляющего» хаосом.
Используя программу Maple12, были проведены два вида модельных расчетов для некоторого абстрактного этноса без внешнего вмешательства (рис.1) и используя управления хаосом в частном случае, представленным RD-моделью (рис.2). Для каждого расчеты были взяты четыре различных начальных состояния этнической системы. На рисунках показаны пути эволюции этнического сообщества во времени. Для первой модели развитие этноса приводит к устойчивому аттрактору с координатами (рис. 1). Управляемый хаос смещает траекторию развития этнической системы к другому устойчивому аттрактору с меньшим объемом (около 70% от объема наследия на первом аттракторе) наследия и приблизительно тем же уровнем хаоса (рис. 2). На рисунках показано поведение траекторий развития этнической системы в трехмерном пространстве (объем наследия – уровень хаоса – время) и векторное поле в системе координат (объем наследия – уровень хаоса). В случаи управления хаосом приближение к новому аттрактору происходит приблизительно в 2 раза быстрее, чем при естественном развитии этнической системы.
Анализ процессов этногенеза основывается на так называемом «мягком моделировании». При «мягком моделировании» описание функционирования этноса производится упрощенно, и отражает наиболее существенные свойства этнического сообщества. Несмотря на кажущуюся простату этого пути, «мягкие» модели показали свою эффективность в экологии, экономике, демографии и т. д. «Теория мягкого моделирования – это искусство получать относительно надежные выводы из анализа малонадежных моделей» [1].
В социальных системах, в том числе этнических, крайне сложных по своей природе управление хаосом остается глобальной проблемой не только будущего, но и вполне актуального настоящего. Однако важно отметить как слабую научную разработанность проблематики, так и некоторые опасности эвристического характера: не откроют ли ученые «Ящик Пандоры». Использование социоинженерных знаний, связанных с управлением хаосом в этносоциальных системах (в любых социальных системах, тем более политических) требует осторожности.
Список литературы
- Арнольд В. И. «Жесткие» и «мягкие» математические модели. М.: МЦНМО, 2004. – 32 с.
- Гордеев К. Зубы дракона или сумерки человечества. https://shturmnews.info/content/kgordeev-zuby-drakona-ili-sumerki-chelovechestva.html
- Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л., Гидрометеоиздат, 1990. – 527с.
- Колесников А.А. Синергетические методы управления сложными системами. Теория системного синтеза. – М.: КомКнига, 2006. – 240 с.
- Потомский В.В. Социальное здоровье население как фактор индустриального развития// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена 2008.- №69 с. 247-250
- Саврасова М.Г. Синергетический подход к политическому анализу и управления социально-политическими системами
- Тойнби А.Дж. Постижение истории: Сборник. М.: Прогресс, 1991.— 736 с.
- Тойнби А.Дж. Если бы Филипп и Артаксеркс уцелели// Знание — сила. 1994. N8, с.60-65.
- Хакен Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М.: Мир, 1985. – 424 с.
- Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. М., 1991. – 240 с.[schema type=»book» name=»МОДЕЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЯЕМОГО ХАОСА В ЭТНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ» description=»Рассмотрены вопросы моделирования «управляемого хаоса» с использованием моделей с функций реакции двух переменных. Найдены условия существования устойчивых аттракторов полученной системы уравнений. Для модели построена этнологическая инварианта общего вида и управление энтропией.» author=»Кузнецов С.Б.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)» ebook=»yes» ]