Воспроизводство среднего класса является значимым условием развития современной России. Доминирование в регионах определенных отраслей экономики и форм собственности, качество и доступность сферы профессионального образования оказывают влияние на состав среднего класса. Особым источником пополнения среднего класса являются малый и средний бизнес, высококвалифицированные специалисты. Однако развитие сферы услуг и внедрение новых технологий происходят неравномерно в различных территориальных субъектах. В связи с этим изучение особенностей рекрутирования в средний класс выходцев из разных профессиональных групп поможет осмыслить влияние на этот процесс региональных различий, так как региональные особенности становятся важнейшим фактором изменения социальной структуры современной России.
К настоящему времени изучению среднего класса России посвящено достаточно много исследований, как крупных научных коллективов, так и отдельных ученых. Региональная дифференциация обуславливает неоднородность среднего класса российского общества. В совокупности уровень жизни, специфика рынков труда, отраслевая структура региональных экономик и состояние сферы профессионального образования в отдельном регионе определяют состав среднего класса.
В рамках изучаемой проблемы авторами было проведено социологическое исследование особенностей социально-экономических факторов формирования среднего класса Астраханского региона в мнении молодежи. В качестве объекта исследования выступила студенческая молодежь в возрасте от 17 до 23 лет ( 200 юношей, 200- девушек), обучающаяся в Астраханском Государственном Университете. Отбор респондентов осуществлялся по половому признаку, выборка являлась целевой пропорциональной для пилотажного исследования. Сбор эмпирических данных осуществлялся методом анкетного опроса. Данные, полученные в исследовании, соответствуют всем требованиям репрезентативности.
Предметом исследования являлось мнение студенческой молодежи о социальных и экономических факторах формирования среднего класса в Астраханском регионе.
Цель исследования состояла в выявлении мнения молодежи о социальных и экономических факторах, влияющих на формирование среднего класса в Астраханском регионе. Данная цель достигалась посредством решения следующих задач: 1) зафиксировать критерии идентификации среднего класса в представлении молодежи; 2) определить объективные и субъективные социальные факторы, которые, по мнению молодежи, влияют на воспроизводство среднего класса; 3) выявить объективные и субъективные экономические установки молодежи на формирование среднего класса; 4) сформировать образ представителя среднего класса Астраханского региона в мнении молодежи.
Для определения наиболее важных критериев идентификации среднего класса, респондентам был представлен список возможных критериев, каждый из которых предлагалось оценить по пятибалльной шкале в зависимости от уровня его значимости. Наиболее важными критериями идентификации оказались уровень дохода (59%) и образования (36%) представителей общества, что частично подтвердило первую гипотезу, по которой профессионально-должностной статус также является наиболее значимым критерием идентификации среднего класса. Следующими по значимости критериями являлись наличие недвижимости в собственности (33%) и возможность отдыха за границей (22%). Наименьшую значимость для молодежи имеют такие критерии, как должностной статус, наличие дорогостоящих предметов длительного пользования в собственности или предметов роскоши, а также возможность пользования платными услугами.
В перечисленных выше критериях идентификации среднего класса с помощью факторного анализа методом главных компонент (вращение Вариакс) было выделено два латентных фактора. Первый включал в себя переменные: наличие дорогостоящих предметов длительного пользования в собственности, возможность отдыха за границей, возможность пользования платными услугами, наличие недвижимости в собственности и должностной статус. Второй фактор включал в себя, соответственно, уровень образования и доход. Таким образом, второй фактор составили первостепенные (самые важные, по мнению молодежи) критерии идентификации среднего класса, а первый – второстепенные.
Агломеративная иерархическая кластеризация позволила предположить, что данную эмпирическую выборку целесообразно было разделить на два кластера по выделенным факторам. Первый кластер составили респонденты, наиболее высоко оценившие только такие критерии идентификации, как «уровень образования» и «уровень дохода» (32%). Второй кластер составили респонденты, которые обратили внимание и на второстепенные критерии идентификации СК (68%). Разделение эмпирической выборки на два кластера по выделенным факторам в дальнейшем было подтверждено при проведении дивизивной кластеризации методом k – средних.
С помощью критерия Краскела — Уоллеса была оценена достоверность различий в независимых выборках по выделенным кластерам. Было выяснено, что юношам при идентификации членов общества со средним классом достаточно рассмотреть лишь их уровень образования и дохода. Однако девушки при идентификации среднего класса также руководствуются и такими критериями, как профессионально-должностной статус человека, наличие у него недвижимости и дорогостоящих предметов в собственности, а также возможность пользования платными услугами и отдыха за границей.
В данном исследовании социальные и экономические факторы формирования среднего класса Астраханского региона рассматривались через объективную и субъективную составляющую. При изучении мнения молодежи об объективных социальных факторах было выявлено, что наиболее сильно на формирование среднего класса в Астраханском регионе влияют: качество жизни населения региона и уровень предоставляемых социальных услуг и услуг здравоохранения (45%); уровень занятости/безработицы (46%); воспитание, полученное в семье (49%); а также помощь от родителей (например, переход профессиональной должности родителя к его ребенку на предприятии, устройство в организацию и т.д.) (37%).
По мнению молодежи, состояние системы образования (55%), развитость системы социального обеспечения и страхования в регионе (47%), степень развитости гражданского общества в государстве и регионе соответственно (46%), состояние и доступность культурно-образовательных учреждений (51%), уровень социальной защиты населения (45%) и семейной положение (36%) скорее влияют на формирование среднего класса в регионе.
Не влияют, по мнению молодежи, на формирование среднего класса такие объективные социальные факторы, как состояние и доступность спортивно-оздоровительных учреждений (46%) и состояние и доступность развлекательных учреждений (38%). Среди социальных проблем, препятствующих формированию среднего класса, молодежь выделила коррумпированность органов управления и низкий уровень доверия к власти (19,3%), безработицу (18,2%), несвоевременную выплату зарплат, пенсий, стипендий, пособий (13,0%), а также проблемы в системе образования (12,5%).
Для выявления субъективных социальных факторов формирования среднего класса в регионе изучалось мнение молодежи о влиянии различных личностных установок на возможность «попадания» в данный социальный слой. По мнению студентов, наиболее сильно на воспроизводство среднего класса влияют такие установки личности, как установка на получение определенного уровня образования (54%) и установка на достижение определенного статуса и должностной позиции (61%). (сумма процентных соотношений не равна 100%, поскольку вся совокупность респондентов оценивала каждый из факторов в отдельности).
Для того чтобы попасть в средний класс, представитель регионального сообщества, по мнению студентов, должен быть целеустремленным (15,4%), трудолюбивым и работоспособным (15,4%), прагматичным и рациональным (7,2%), уверенным в себе (7,0%), а также энергичным (6,6%), что частично подтвердило гипотезу исследования. Чтобы стать представителем среднего класса нужно, по мнению студентов, иметь и определенные ценностные ориентации, в числе которых были названы: активная деятельная жизнь (13,8%), интересная работа (10,6%), материальное обеспечение (8,7%), направленность на саморазвитие и самореализацию (7,7%), крепкое здоровье (7,3%), стабильность (7,3%). Личностные установки на достижение определенного уровня доходов (35,6%) и на организацию собственного дела (25,0%) в большей степени способствует принадлежности в дальнейшем к среднему классу, считают опрошенные респонденты.
В ходе исследования было выявлено мнение студентов об отношении и требованиях к работе реальных и потенциальных представителей среднего класса. По мнению молодежи, работа для представителей среднего класса – это, в основном, источник средств к существованию (39,0%), а также возможность проявить себя, самореализоваться (27%). Работа для представителей среднего класса, по мнению молодежи, должна быть хорошо оплачиваемой (25,2%), обеспечивающей возможность профессионального роста (24,4%) и с хорошими условиями организации труда (10,2%).
Фактор самообразования реальных и потенциальных представителей среднего класса очень важен для его воспроизводства в регионе, считают респонденты. 80% респондентов отмечают, что для того, чтобы попасть в средний класс или быть его представителем, необходимо постоянно или хотя бы иногда пополнять свои знания. Самыми популярными способами повышения своего образования, по мнению молодежи, являются: мониторинг новой литературы, приобретение новых навыков, изучение новых разработок (27%), обучение в техникуме, вузе, аспирантуре (24%) и переподготовка по новой специальности (в том числе получение второго образования) (23%).
Среди социальных субъективных факторов формирования среднего класса была изучена специфика досуга потенциальных или реальных представителей среднего класса. По мнению молодежи, проведение досуга представителями среднего класса также является отличительной чертой этого социального слоя. По мнению респондентов, потенциальные или реальные представители данного социального слоя могут проводить досуг в различной форме: использовать интернет для общения и развлечения (9,8%); общаться с близкими и друзьями (7,5%), заниматься саморазвитием, читать литературу (7,7%), заниматься туризмом, активным отдыхом в парке, лесной зоне (7,7%), заниматься спортом (посещать бассейн, фитнес-клуб и т.д. (7,7%)).
В контексте изучения субъективных социальных факторов воспроизводства среднего класса интересным представляется мнение молодежи об установках (планах) на будущее потенциальных и реальных представителей этого социального слоя. Анализ результатов исследования показал, что, по мнению молодежи, потенциальные и реальные представители среднего класса знают, что будет в ближайшие год-два (48%), и считают, что улучшение их жизни зависит только от них самих (59%).
В ходе изучения экономических факторов формирования среднего класса региона, респонденты отметили, что на формирование среднего класса влияет уровень жизни населения (16,3%) и развитость определенной сферы промышленности, в частности, нефте- и газовой (43%). По мнению респондентов, развитость рыночной экономики (15,5%), условия для предпринимательской деятельности (13,6%), а также уровень инновационного развития региона (11,5%) также сильно влияют на воспроизводство среднего класса. Респонденты отмечают, что материальная помощь родителей в начале карьерного роста (первоначальный капитал/фирма (6,4%), недвижимость (6,4%), автомобиль (5,3%)) скорее влияет на пополнение рядов среднего класса.
Низкий уровень жизни большинства населения (22,3%) препятствует воспроизводству среднего класса в регионе. Молодежь выделила экономические проблемы региона, препятствующие воспроизводству среднего класса: неблагоприятные условия для предпринимательской деятельности (18,8%), низкий уровень финансовой грамотности населения (17,3%) и экономический кризис (14,2%).
В ходе исследования было выявлено, что уровень экономического сознания оказывает влияние на формирование среднего класса. Чтобы стать представителем среднего класса, по мнению опрошенных, необходимо правильно распоряжаться свободными деньгами и крупными суммами денег в случае их появления. Представители общества, которые предпочитают инвестировать свободные деньги в землю, жилье и прочее (16,0%), вкладывать их в банк с целью получения выгодных процентов (18,3%), а также вкладывать крупные суммы в открытие собственного дела (10,8%), чаще всего попадают в средний класс. Однако студенты также считают, что реальные и потенциальные представители среднего класса свободные деньги умеют тратить: на отдых, путешествия и развлечения (16,3%), на улучшение жилищных условий (28,8%); покупку автомобиля (18,8%).
Положительное отношение к конкуренции и предпринимательству характерно для представителей среднего класса. Большинство опрошенных студентов считает, что для этой социальной страты предпочтительнее точки зрения: «Конкуренция – это хорошо. Она заставляет людей напряженно трудиться и побуждает выдвигать новые идеи», (80%) и «Предприниматели дают людям рабочие места» (68%).
По мнению студентов, отношение к труду представителей среднего класса должно быть следующим: «Если упорно трудиться, то в долговременной перспективе это, как правило, оборачивается улучшением жизни» (70%), и «Равенство возможностей для проявления способностей каждого человека важнее, чем равенство доходов и условий жизни» (61%).
Однако в отношении работы и доходов мнение респондентов разделилось: 53% опрошенных считает, что для представителей среднего класса интересная работа занимает значительную часть жизни, а 47% респондентов полагают, что главное в работе для представителей среднего класса – это материальная прибыль (доход, заработок).
В отношении доходов распределение ответов произошло следующим образом: 54% опрошенных считает, что человек должен иметь только те доходы, которые заработал честным трудом (причем количество девушек, выбравших этот вариант ответа преобладает над количеством юношей (31,0% и 23,0% соответственно). Однако, другая часть респондентов (46%) считает, что средний класс придерживается точки зрения: «Можно иметь любые доходы, независимо от того, как они получены». Данный вариант ответа больше выбирали юноши, нежели девушки (27% и 19% соответственно)
По мнению молодежи, типичный представитель среднего класса — это как правило, специалист с высшим образованием (67%) (менеджер, врач, учитель, ученый, ИТР, военнослужащий) или руководитель среднего звена (24,8%), имеющий доход в размере от 21 до 30 тыс. руб. в месяц (а это 3 – 4 прожиточных минимума, установленных в регионе) (32%), полученный, в основном, от зарплаты по основному месту работы (28,1%) или от собственной коммерческой деятельности, бизнеса (18,3%). Потенциальные представители этого слоя населения предпочитают трудоустраиваться в частные организации и иметь стабильный заработок. В собственности у представителя среднего класса должна находиться одно- или двухкомнатная квартира (25,3%), гараж (место на коллективной стоянке) (18,7%), а также автомобиль иностранного производства (50,3%). Чаще всего типичный представитель среднего класса покупает продукты и одежду в супермаркетах, крупных магазинах и торговых центрах (89%), пользуется услугами платных образовательных учреждений для детей (13,3%), платными медицинскими услугами (13,1%) и туристическими услугами (11,0%), и имеет возможность отдыха за границей раз в год (78%).
Экономическое поведение представителей среднего класса отличается, в основном, тем, что они предпочитают инвестировать свободные деньги, а крупные суммы вкладывать в открытие и организацию собственного дела, в улучшение жилищных условий и покупку автомобиля. У них должно быть положительное отношение к конкуренции и предпринимательству, равенству возможностей и упорному труду, а также установка на то, что их материальное положение зависит только от них самих.
Состояние и перспективы регионального рынка труда, его отраслевая специфика; уровень заработной платы, от которой зависит возможность квалифицированных специалистов получать за свой труд доход не ниже «пропускного» в средний класс; состояние института профессионального образования и социокультурной инфраструктуры в регионе, их доступность и нацеленность на поступательное развитие человеческого капитала являются сегодня теми условиями, которые создают почву для формирования и прироста среднего класса в Астраханском регионе.
Список литературы:
- Авраамова Е.М. Средние классы в России: экономические и социальные стратегии / Е.М. Авраамова. — М.: Гендальф, 2003. – 301 с.
- Балобанова Е.Г. Средний класс как объект исследований российских социологов / Е.Г. Балобанова // Общественные науки и современность. – 2008. — №1. – С. 50-55.
- Григорьев Л.М. Структура среднего класса в России: предварительный анализ для будущих исследований / Л.М. Григорьев, А.А. Салмина // SPERO: Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры – 2010 — №12 – С. 105-124.
- Девятов А.А. Особенности экономического сознания и поведения среднего класса / А.А. Девятов, Ю.П. Лежнина // Средний класс в современной России / Отв. ред. М.К. Горшков, Н.Е. Тихонова. – М.: ИС РАН, 2008. – С. 59-75.
- Шиняева О.В. Власова Е.М. Особенности формирования среднего класса в российских регионах / О.В. Шиняева, Е.М. Власова // Общественные науки. Социология – 2011. — №4 (16) – С. 93-102.
- Шиняева О.В. Средний класс в социальной структуре региона / О.В. Шиняева, Е.М. Власова. – Ульяновск: УлГТУ, 2012. – 171 с.[schema type=»book» name=»МНЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ О ФОРМИРОВАНИИ СРЕДНЕГО КЛАССА В РЕГИОНЕ: АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ» description=»В статье представлены результаты авторского исследования, проведенного среди студенческой молодежи по выявлению мнения о факторах, влияющих на формирование среднего класса в регионе. Исследование позволило зафиксировать критерии идентификации среднего класса в представлении молодежи и определить объективные и субъективные социальные факторы, которые, по мнению молодежи, влияют на воспроизводство среднего класса в регионе.» author=»Яковлева Татьяна Николаевна, Миронова Юлия Германовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)» ebook=»yes» ]