Информационные стратегии в области образования
Понятие информационного общества начали употреблять в шестидесятых годах двадцатото века, обозначая им социологическую концепцию постиндустриального общества. Это понятие должно было обозначить новую фазу в развитии цивилизации, в которой главным фактором общественного развития являются научно-технический прогресс и различные виды знаний и информации [10, с. 127-128]. Ускоренное претворение в жизнь информационных стратегий и внедрение коммуникационных технологий оказывают непосредственное влияние на жизнь всего общества, производя изменения во всех областях. Особое значение имеют изменения в области образования, вследствие стремления избежать увеличения разрыва между развитыми обществами, с одной стороны, и государствами, находящими в стадии развития и транзиции, с другой. В сфере образования происходят изменения, связанные с внедрением новых технологий, появлением новых профессий и необходимостью подготовки специалистов по новым специальностям. Мы являемся свидетелями того, как мир гигантскими шагами продвигается к информационному веку, характеризующемуся процессом перехода общества от индустриальной к информационной парадигме, в которой доминирует использование информационно-коммуникационных технологий во всех сферах деятельности [8, с. 56-58].
Технологический прогресс в области образования имеет особое значение, так как оказывает влияние не только на отдельно взятую область производства, а на всю экономику и общество в целом. В настоящее время мы являемся свидетелями трансформации общества из индустриального в информационное. В экономике это преобразование называется по-разному: «постиндустриальное общество», „экономика знаний“, „сетевая экономика“ или „новая экономика“ [9, с. 42-48].
Процесс образования и воспитания должен создавать возможность для приобретения навыков и знаний, рассчитанных на долгосрочную перспективу. Кроме изменений в деловой сфере, обусловленных применением информационных стратегий, происходят и значительные изменения в области модернизации процеса образования, связанные с возрастающими требованиями нового времени. Поэтому на всех уровнях образования и воспитания должна быть сформулирована стратегия, связанная с развитием и использованием новых образовательных технологий [14, с. 43].
Софистицированная образовательная технология сегодняшнего времени способствует ускорению перехода в уже существующее информационное общество. Поэтому необходимо разработать концепции целей образования на национальном уровне, согласовать их с глобальными целями, а затем – и с новой информационной экономикой знаний.
Включение информационных стратегий в образовательный процесс, как метода деятельности, должно стать важнейшим фактором развития образования [16, с. 52]. Структурные изменения в организации информационного сектора приводят к глубоким изменениям в системе образования в целом. Использование и развитие интернациональных и информационных стратегий поднимает ряд вопросов социологического, экономического, географического и культурного характера. [1, с. 69-139]. Современные информационные стратегии обладают характеристиками умножения эффекта применения, особенно в образовании, так как существующие информационные средства, применяемые в образовательном процессе создают предпосылки для создания абсолютно новых возможностей образовательной деятельности [15, с. 18-19]. Человек, обладающий информационными знаниями, наделен особого рода социальной силой и умением владеть ситуацией и людьми [7, с. 377-384]. Информационный прогресс и развитие системы в образовательной деятельности способствуют общему прогрессу и повышению престижа страны только в том случае, когда внедренные в „образовательную продукцию“ образовательные решения могут быть проданы за рубежом. Здесь необходимо обратить особое внимание на национальную политику информационного общества и планы ее проведения, представляющие собой современное политическое средство, посредством которого правительства во всем мире управляют развитием информационных стратегий и технологий в эпоху глобализации [10, с. 19-21]. Рост вложений в образование, с одной стороны, и возрастающее значение заботы общества о возрастании образовательного уровня населения, с другой стороны, являются двумя ключевыми предпосылками сделанной нами попытки элементарного освещения логики функционирования информационного общества и системы образования в условиях развитой рыночной экономики.
Управление инновациями в учебном заведении
Способность общества создавать, использовать, развивать и получать прибыль от знаний, представляет собой главный фактор экономического роста. Знание превратилось в ключевой фактор производительности и конкурентоспособности не только индивида, но и общества в целом. Сравнительные преимущества страны все больше основываются на факторах технологических инноваций и стратегического использования знаний. На это в значительной степени, наряду с технологическим прогрессом и развитием науки, оказывают влияние процессы глобализации и международной экономической интеграции [13, с. 347]. Поэтому в экономической и социальной теориях, а также на практике, все чаще употребляются понятия „человеческий капитал“, „экономика, базирующаяся на знаниях“ и „общество знаний“ [17, с. 50-51].
Известно, что объем информации и инноваций, обусловленный развитием науки в целом и развитием образования, как ее важного рычага, в динамике социального благополучия в современных условиях неуклонно повышается из года в год. Небывалые темпы экономического роста, ускоренные с начала пятидесятых годов прошлого века и продолжающиеся до сегодняшних дней, на передний план всех видов человеческой деятельности выдвинули категорию информации и инноваций. Следование за современными научными достижениями во всех областях стало “conditio sine qua non” [4, с. 35-36] развития. Это явление, приобретшее характер общедействующего постулата, неизбежно привело к возрастанио уровня минимальных финансовых вложений в процесс получения новых знаний. Кроме того, на этой основе произошло формирование и развитие современных информационных систем, направленных на оптимизацию процессов управления и повышения качества принимаемых решений во всех областях деятельности, в том числе и в сфере образования [11, с. 43-52]. В последние годы, вследствие повышения объемов информации и инноваций, требующих их учета и хранения, проявились многочисленные недостатки в управлении образовательной деятельностью. Это происходит потому (что становится все более очевидным), что весьма сложно дойти до первичной информации и инноваций, не смотря на увеличение численности квалифицированных кадров в образовательных учреждениях. В таких условиях, вопросу развития инновационных и информационных систем в образовании, базирующихся на использовании электронных средств, уделяется все больше внимания. Подобные инновационные системы, использующие современное оборудование для обработки и переноса данных, должны обеспечивать информацией, которая бы позволила эффективно осуществлять поставленные цели [5, с. 79-97].
Следование мировым тенденциям развития во всех областях жизни и деятельности сегодня невозможно без адекватного развития информатики, т.е. развития и применения современных инноваций [3, с. 12-16]. Вся деятельность людей обилует информациями и инновациями. Главным фактором конкурентоспособности в условиях глобального экономического развития являются знания и разработанные с их помощью новые технологии, производственные нововведения и системы услуг. Интеграция процесов развития определенной страны в систему экономического развития, базирующуюся на знаниях, предполагает создание эффективной и комплексной инновационной системы исследований, направленной на рациональное использование как уже существующих, так и новых знаний и технологий в развитии новых видов продукции и процессов. Для стран, находящихся в стадии транзиции, к числу которых относится и Сербия, развитие экономики, базирующейся на знаниях и новых технологиях, как фундаментальном ресурсе, позволяет: 1) преодолеть концепцию развития, которое ориентируется на использование сравнительных преимуществ в области недорогостоящих и не требующих высокой квалификации видов деятельности, природных ресурсов и географического положения; 2) подключиться к потокам глобального научно-технического прогресса; 3) включиться в процесс мирового устойчивого развития [6, с. 267-271].
Экономика Сербии находится в фазе бурного перехода. При чем в целом уровень ее инновационного потенциала весьма низок, что обуславливает и требует движения в направлении к экономическому развитию, базирующемуся на знаниях [2, с. 85]. Направленные на развитие научные исследования, проводимые в научных учреждениях и университетах Сербии, финансируемые из государственного бюджета, в большинстве своем не являются генератором знания, которое могло бы являться серьезным фактором развития нового конкурентоспособного, глобального экономического производства [12, с. 76]. В соответствии с имеющим место реальным развитием экономики и системы услуг на глобальном уровне, а также собственным научно-исследовательским и инновационным потенциалом, конкретные цели развития экономики, базирующейся на знаниях и инновациях, должны быть направлены на: 1) развитие, опирающееся на реальные преимущества, через валоризацию человеческого потенциала; 2) инновационное технологическое обновление производства; 3) организационную, технологическую и культурологическую инновацию всех видов деятельности; 4) проектирование и развитие конкурентоспособной экономики.
Заключение
В итоге можно сказать, что образование является важным общественным процессом, все в большей степени приобретающим глобальный характер. В системе реорганизованных институтов, производственных и исследовательских центров, занимающихся вопросами развития, в условиях улучшения материальной базы, научные исследования должны быть согласованы с единственным пространством, создаваемым в рамках БРИКС и Евросоюза. Удаляя все барьеры для притока зарубежных знаний, технологий и инновационных решений, собственные знания и инновативность следует подвергнуть влиянию глобальной конкуренции. Следует развить эффективную информационную систему передачи знаний в целях оптимального использования новых знаний и решений. Таким образом, через введение стандартов в сербское образование были бы приобретены новые знания и извлечены соответствующие уроки для Сербии, отстающей в процессе транзиции. В то же время, были бы рассмотрены возможности для улучшения сотрудничества с другими странами в области экономики и образования, которые бы способствовали более эффективному и безболезненному проведению реформ в системе образования Сербии.
Список литературы:
- Бабков Ф.Д., Иванов Е.Ф., Свечников А.Л., Чанлинский С.П. Современный глобальный капитализм. Москва: Алма-прес, 2003.
- Влада Републике Србије. Национална стратегија привредног развоја Србије 2006-2012. Београд: Влада Републике Србије, 2006.
- Descy P., M. Tessaring. The value of learning Evaluation and impact of education and training; Third report on vocational training research in Europe: synthesis report, Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2005.
- Drucker P. The Next Society. The Economist, No 3/2001.
- European Commision. Towards a Knowledge-based Europe. The European Union and the Information Society. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2003.
- Јовановић-Гавриловић Б. Привредни развој са људским ликом. Београд: ЦИД, Економски факултет, 2013.
- Лутовац М., Лутовац Д.М. Преображај финансирања високог образовања у Србији у функцији новог модела развоја. Економски видици, Vol. 17, No. 3/2012, Београд: Друштво економиста Београда, 2012.
- Лутовац Д.М. Преображај образовања у Србији на тржишним принципима и прилагођавање европским стандардима-магистарска теза. Београд: Економски факултет, 2008.
- Лутовац Д.М. Образовање у Србији као фактор развоја. Школа бизниса, 2/2006. Нови Сад: ВПШ, 2006.
- Марковић Ж.Д. Глобализација и високошколско образовање. Државни Универзитет Нови Пазар, Универзитет у Нишу, 2008.
- Martocchio J.J. Strategic Compensation. A Human Resource Management Approach, 2nd ed. New Jersey: Prentice Hall, 2001.
- OECD. Thematic Review of National Policies for Education-Serbia. Paris: OECD, 2001.
- Супић Н. Економија заснована на знању-компаративна анализа-Европска унија-Србија. Росић И., Лековић В. Институционалне промене као детерминанта привредног развоја Србије, Крагујевац: Економски факултет у Крагујевцу, 2007.
- Tansey S.D. Bussiness, Information Technology and Society. London: Routledge, 2003.
- Федотов А.П. Глобалистика: Начала науки о современном мире. Москва: Аспект-пресс, 2000.
- Commission of the European Communities. eEurope: An Information Society for All. Brussels, 2002.
- World Bank. Constructing Knowledge Societies. New Challenges for Tertiary Education. Washington: Word Bank, 2002.[schema type=»book» name=»ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» author=»Милош Д.Лутовац, Данило Ж.Маркович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]