Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ФАЛЬСЕОИНТЕРАКЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ФАЛЬСЕОИНТЕРАКЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Социологические науки. ; ():-.

«Высшее образование» – многозначный термин, под которым понимают в разных контекстах словоупотребления, во-первых, совокупность систематизированных знаний и практических навыков, во-вторых, процесс подготовки специалистов высшей квалификации в различного типа высших школах, в-третьих, это сама система организационных «единиц»: министерства, агентств, вузов, баз практики и других структурных компонентов [4, С. 160].

В данной статье под понятием «высшее образование» мы будем понимать не процесс, не совокупность знаний, а систему – т.е. совокупность входящих в него элементов и связей между ними.

Наличие четкой, отлаженной системы коммуникации между элементами системы – необходимое условие успешного функционирования этой системы, в данном случае – системы образования. При этом все взаимодействия внутри системы по умолчанию понимаются как истинные, в то время как возможно и возникновение в коммуникативной цепи фальсеоинтеракций – взаимодействий, при котором оба Актора осознают ложность и имитативность их взаимодействия, но добровольно принимают эти «правила игры» за истину (или имитируют их принятие).

Возникновение фальсеоинтеракций возможно на различных уровнях системы образования – между преподавателями и студентами, между преподавателями и администрацией вуза, между вузами и Министерством образования. Эмпирически зафиксировать подобного рода взаимодействия на административном уровне достаточно сложно. Поэтому предметом нашего исследования стали имитационные взаимодействия двух основных субъектов образовательного процесса – студентов и преподавателей.

К таким фальсеовзаимодействиям в системе высшего образования  следует отнести ситуации, когда студенты списывают на экзаменах, скачивают контрольные и курсовые работы из Интернета или заказывают в специальных организациях, а преподаватели замечают это, но в силу различных причин принимают у студентов эти работы или выставляют удовлетворительную оценку на экзамене. И поскольку «инициаторами» имитаций в образовательном процессе, как правило, выступают студенты, то наиболее важным и актуальным вопросом является изучение факторов, оказывающих наибольшее влияние на студентов как субъектов фалсеоинтеракций.

Современная система высшего профессионального образования функционирует под воздействием множества внутренних и внешних по отношению к ней факторов: политических, экономических, социокультурных, ведомственных, управленческих и т.д. Эти факторы непосредственно или опосредованно способствуют возникновению, закреплению и распространению фальсеоинтеракций в системе высшего профессионального образования. Теоретический анализ данных факторов уже приводился нами в опубликованных статьях и материалах конференций [См.: 2, 3].

В данной статье наше внимание обращено к социокультурным факторам, способствующим возникновению, закреплению и распространению фальсеоинтеракций в высших учебных заведениях.

К группе таких факторов нами отнесены изменение ценности и престижа высшего образования; профессиональная культура преподавателей и корпоративная культура; студенческие традиции; мода на высшее образование.

Нами было проведено исследование, направленное на выявление степени влияния социокультурных факторов на возникновение и распространение фальсеоинтеракций в высших учебных заведениях [1].

На открытый вопрос об отношении к студентам, которые получают оценку в результате списывания, представителями всех выделенных нами групп студентов были высказаны следующие суждения: «если предмет ненужный для будущей профессии, то это не так плохо»; «иногда диплом нужен просто «для галочки», зачем тогда им учить?» и т.п. На наш взгляд, здесь более очевидно влияние социокультурных факторов, которые были описаны нами в предыдущей главе. Изменение ценности и престижа высшего образования привело к тому, что диплом о высшем образовании в некоторых случаях понимается простой формальностью, и, соответственно, процедуры получения высшего образования и диплома представляется такой же формальностью.

Об изменениях в системе ценностей и смещении акцента с честности на ложь как инструмент достижения цели свидетельствует оценка студентами лжи в образовательном процессе.

Результаты исследования показывают, что 27,5% студентов оценивают подобные ситуации как «нормальное, естественное положение вещей». Эта категория респондентов, по крайне мере декларативно, придерживаются нейтральной аксиологической модальности и отказываются от углубленных этических размышлений на данную тему. Утверждение о том, что списывание как прием сдачи экзаменов  – это «естественное положение вещей» свидетельствует о завершении у данной группы процесса ценностных изменений, т.е. об аксиологической инверсии.

Устойчивость понимания обмана (лжи) как основы экзамена подтверждает тот факт, что большинство студентов (63,7%) и в будущем планируют списывать: 23,4% ответили, что точно будут списывать в следующие сессии, 40,3% – скорее будут.

О фальсеологичности самостоятельной работы студентов свидетельствует наличие и успешное функционирование организаций по выполнению студенческих работ. Среди опрошенных студентов 87,8% знают о том, что студенты их вуза пользуются услугами таких организаций. При этом 30,9% признались, что сами пользовались услугами таких организаций.

Следует заметить, что это – только количество признавшихся. Мы предполагаем, что на самом деле количество таких студентов среди опрошенных гораздо больше. Во-первых, это говорит о том, что аморальность, стигматизированность этого действия большинством студентов всё же осознается. А во-вторых, это  подтверждает надежность полученных данных.

Основными причинами «заказа» работы студенты называют высокую сложность работы и лень, нежелание писать самому. «Заказ» работы, по оценкам студентов, является единственным способом сдать работу лишь для 14,2%. Это те студенты, которые считают, что все равно не смогут справиться. Хотелось бы отметить, что для остальных обращение в подобные организации не является крайней и столь необходимой мерой, а представляет собой предпочитаемую форму поведения – сдавать купленную работу как результат собственного интеллектуального труда, т.е. выдавать ложь за истину.

Следует отметить, что на фальсеологичность самостоятельной работы студентов, помимо социокультурных факторов, оказывают влияние также информационно-технические факторы. По результатам нашего опроса, для подавляющего большинства студентов основным источником информации для самостоятельной подготовки, выполнения работ служит Интернет. Более чем для 70%  – это единственный источник информации. Роль информационно-технических факторов подтверждает и снижение значимости библиотеки в подготовке к семинарским занятиям и написанию научных работ.

Таким образом, социокультурные факторы играют важную роль в генезисе фальсеоинтеракций. Наиболее значимыми оказываются такие факторы как: снижение престижа высшего образования, смещение акцента значимости с высшего образования на диплом о высшем образовании, а также изменение в системе ценностей студенческой молодежи; превратно понимаемые студенческие традиции; следование образцам поведения современной массовой культуры.

Также немаловажное влияние оказывают информационно-технические факторы: развитие и увеличение доступности современной техники, в том числе и мобильного Интернета, способствовало совершенствованию системы списывания студентов. Теперь они пользуются Интернетом не только на экзаменах или при подготовке семинарских занятий, но и для скачивания рефератов, курсовых и иных студенческих работ.

 

Список литературы:

  1. Исследование проводилось на базе ХГУ им. Н. Ф. Катанова в несколько этапов в 2011-2014 гг. Метод опроса студентов: анкетирование.Была построена двухступенчатая выборка: лотерейным методом были отобраны 7 институтов ВПО (1/2 от всех институтов и факультетов университета) и опрошено 13% студентов от каждого института. Объём выборки составил 419 студентов. Всего N=419.
  2. Каширина, М.В. Современный российский вуз как сфера генезиса фальсеоинтеракций // Социология образования. – №10. – 2014. – С.76-86.;
  3. Каширина, М.В Современный вуз: факторы генезиса фальсеоинтеракций // Наука и образование: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции 25-26 июня 2014 г. Анталия – Тамбов: Kutlu&Avei Ofset – Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2014. – С. 56-63.
  4. Штуден Л. Л. Введение в туфтологию // Идеи и идеалы: научный журнал. – 2010. – №2 (4) т.1. – С. 160-169.[schema type=»book» name=»СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ФАЛЬСЕОИНТЕРАКЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ» description=»Фальсеоинтракции – это взаимодействия особого рода, характеризующиеся осознанием лжи (фальши, обмана) обоими Акторами и одновременным принятием (или имитацией принятия) этой лжи за истину. В данной статье представлен анализ социокультурных факторов, способствующих возникновению фальсеоинтеракций в современных высших учебных заведениях.» author=»Каширина Мария Валерьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-14″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot jendralmaya Slot slot gacor 2023 slot demo slot demo slot deposit pulsa slot demo slot demo slot slot deposit pulsa slot data hk data sgp data sdy data macau slot demo slot gacor slot gacor casino online slot dana sbobet https://kebudayaan.disdikbud.kaltimprov.go.id/slot-gacor-terpercaya/ https://perizinanonline.depok.go.id/data/slot-gacor/ https://perizinanonline.depok.go.id/assets/slot88/
404: Not Found