Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТОВ В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И БИЗНЕСА (НА ПРИМЕРЕ КАЗАХСТАНА)



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТОВ В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И БИЗНЕСА (НА ПРИМЕРЕ КАЗАХСТАНА) // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Социологические науки. ; ():-.

Одна из главных функций современного университета – обеспечение развития региона – приобретает в современном мире все большее значение. Сильная образовательная система в регионе позволяет решать социально-экономические проблемы, способствует выравниванию уровня жизни населения, тормозит маргинализацию социально уязвимых слоев [1]. Также высшее образование рассматривается как один из важнейших стимулов внедрения инноваций, без чего невозможно поступательное развитие экономики. Особенно это характерно для учреждений высшего образования, объединенных со структурами бизнеса в так называемые инновационные цепочки.

В Казахстане региональный аспект государственной инновационной политики является одной из основ фор­мирования промышленной политики и предусматривает в перспективе создание на местах инновационных производств, научно-промышленных комплексов, ориентирован­ных на производство высокотехнологичной продукции. Для этого необходима разработка институциональных механизмов регулирования инновационной деятельности в регионах. Проблемность ситуации заключается в том, что практики взаимодействия университета и регионального сообщества еще не стали частью стратегии развития большинства казахстанских вузов и не воспринимаются как возможный ресурс увеличения социального, имиджевого, финансового капитала университета.

Как показывает зарубежный опыт, ведущие университеты мира играют большую роль в инновационном развитии регионов. Они являются основной базой для проведения фундаментальных научных  исследований, создавая условия для технологического, социально-экономического развития регионов. Путём использования новейших исследований, а также организации форумов для обмена мнениями в данной сфере, университеты активно вовлекаются в диверсификацию существующей индустрии, расширению спектра её технологической деятельности. Университетские исследования являются важной частью процесса подготовки научных кадров, накопления научно-педагогического потенциала региона. Университеты способствуют обновлению имеющегося технологического знания путём заключения контрактов на исследования, консультаций, проведения образовательных программ и тренингов и часто становятся «полюсом притяжения» в свой регион предприятий из наукоемких отраслей, а также способствуют импортированию деятельности фирм, формированию локального уровня из развития [2].

В то же время образование по-прежнему остаётся ключевым звеном в стимулировании регионального развития. Важным вкладом вузов  в инновационную деятельность является  развитие на их базе системы корпоративного образования, что приводит к дифференциации образовательного процесса. Таким образом, корпоративное образование становится механизмом практической реализации обратной связи между промышленностью и образованием. Поскольку университет, обеспечивая выпускникам фундаментальное академическое образование, не всегда имеет возможность передать им конкретные практические навыки, предприятия сами должны принимать активное участие в подготовке своих будущих кадров.

Построение наукоемкой экономики в регионах и в Казахстане в целом,  ставит перед отечественными университетами важную задачу: занять свою интеллектуальную нишу в создании тройной спирали инновационной системы регионов и страны, стать центрами генерации новых знаний и инноваций, обеспечить квалифицированными кадровыми ресурсами приоритетные сектора экономик. Современное взаимодействие и взаимовлияние университета, государства и бизнеса также происходит в рамках Теория «тройной спирали» (TripleHelix, Г. Ицковиц) описывает модель сбалансированного взаимодействия спиралей триплекса – основных институтов, которые являются ключевыми элементами инновационной системы – взаимоотношения между властью, бизнесом и университетами [3].

Ко всем участникам инновационной системы в модели тройной спирали предъявляются определенные требования. Университет развивает составляющую своей деятельности в идеологии предпринимательского университета, в том числе повышает свою институциональную независимость и академические свободы, увеличивает объем и обеспечивает мировой уровень фундаментальных и прикладных исследований, обеспечивает интеграцию предпринимательской деятельности в повседневную академическую работу университета.

В свою очередь, бизнес должен обеспечивать свою конкурентоспособность на основе научно-технических разработок. Инновации должны стать центральным элементом стратегии развития компаний. Бизнес содействует развитию кластеров. Бизнес формирует высокий уровень корпоративной культуры.

Требования к власти в модели тройной спирали заключаются в развитии и укреплении институтов частной собственности, информационного и интеллектуального права, гражданского общества, судопроизводства, экспертного других сообществ; реализации приоритетных направлений развития путем выделения 3,5-5% от ВВП на науку и инновации. При этом важно проявление со стороны всех участников готовности к формированию гибридных организационных форматов в сфере тройного взаимодействия [4].

Можно выделить несколько актуальных для Казахстана направлений концентрации усилий университетов, государства и бизнеса:

Первое направление – внедрение в системе высшего образования практико-ориентированного обучения. В этой связи важным шагом для университетов Казахстана является трансформация из традиционных университетов в исследовательские и их превращение в реальные субъекты экономики, основанной на знаниях. Отечественным университетам предстоит реализация новых механизмов интенсивного внедрения результатов научной деятельности. Они должны стать центрами проведения передовых исследований по заказам государства и предприятий, центрами реальной интеграции науки и образования в стенах университетов путем активного вовлечения в исследования преподавателей и студентов.

В этом направлении важно развивать интеграцию университетов и бизнеса в области создания и внедрения в учебный процесс совместных образовательных программ по целевой подготовке специалистов, участие работодателей  в образовательном процессе, итоговой аттестации специалистов, а также в области интеграции, создании баз практик и углубленной профессиональной подготовки специалистов с прохождением производственных практик на базе предприятий начиная с 1-го курса. Необходима поддержка и финансирование со стороны государства совместного с зарубежными вузами-партнерами дуального, включенного обучения и программ двойного диплома. По инициативе казахстанских университетов сегодня уже создаются Советы работодателей, внедряются Концепции непрерывной практической подготовки. проводятся Ежегодные Форумы работодателей и ярмарки вакансий,  осуществляется сотрудничество с Национальной палатой предпринимателей РК и муниципальными Центрами занятости. Подобные инициативы должны быть поддержаны со стороны государства, в их реализации также необходима интеграция усилий и активное участие городских и региональных предприятий.

Как показывает мировой опыт, все наиболее успешные развитые страны строят высокотехнологичные производства на базе и при активном участии ведущих университетов. Именно крупные высокотехнологичные ареалы с ядром в виде исследовательского университета становятся точками роста инновационной системы. Бизнес-инкубаторы, научно-технологические парки, исследовательские и опытно-конструкторские центры, создаваемые при университетах становятся источником экономической активности и международного обмена. Большое значение имеет реальная работа университетов с мировыми высокотехнологичными компаниями по созданию совместных лабораторий и центров. Ведущие казахстанские вузы начали целенаправленно работать в соответствии с таким мировым опытом.  К примеру, в Казахском национальном университете им. Аль-Фараби (КазНУ) в рамках интеграции науки и образования созданы учебно-научные центры и лаборатории всемирно известных компаний – «Hewlett-Packard», «Cisco», «Konikcaminolta», «Microsoft», FUJITSU. На международном уровне университетом созданы совместные научно-образовательные центры и лаборатории с такими странами как: Германия, Пакистан, Польша и Иордания. Их деятельность придает мощный импульс дальнейшему внедрению в учебные программы новейших технологий обучения, кооперации науки и бизнеса на мировом уровне. Создание подобных центров передовых знаний и исследований необходимо и совместно с крупными казахстанскими компаниями [5].

Дополнительно казахстанским университетам для эффективной реализации данного направления необходимо:

— увеличение вовлечённости работодателей в процесс подготовки кадров: целевой заказ на подготовку кадров совместно с индустрией.

— создание бесплатных и постоянных базы практик  для подготавливаемых специалистов на предприятиях, начиная с 1-го курса.

— создание образовательных программ, ориентированных на целевую подготовку кадров совместно с крупными предприятиями.

— внедрение механизмов сертификации и аттестации кадров, системы подготовки и переподготовки кадров  с применением современных технологий обучения и ведущими зарубежными вузами-партнерами

Второе направление — формирование механизмов совместной целевой подготовки специалистов для нужд индустриально-инновационного развития и регионов. В настоящее время в рамках индустриально-инновационного развития в Казахстане определены 10 базовых вузов по подготовке профессиональных кадров для ключевых отраслей экономики. В рамках реализации государственной программы индустриально-инноваицонного развития осуществляются мероприятия по увеличению объема государственного образовательного заказа на подготовку кадров в магистратуре и в докторантуре PhD, а также количества образовательных программ совместно с ведущими зарубежными вузами-партнерами и научными центрами. Это, несомненно, повышает качество подготовки кадров и степень вовлечения Казахстана в мировое образовательное пространство. В дальнейшем по перспективным направлениям индустриально-инновационного развития необходимо предусмотреть общественно-профессиональную аккредитацию образовательных программ магистратуры и сертификацию специалистов ГПИИР в профессиональных и международно-признанных агентствах. Это напрямую будет способствовать международному признанию дипломов и повысит конкурентоспособность выпускаемых специалистов.

Сегодня подготовка кадров для нужд экономики концентрируется не только в университетах: имеются программы дополнительного профессионального обучения,  повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров в региональных и городских акиматах, центрах занятости населения и т.д. Однако, данное обучение проводится местными исполнительными органами (акиматами) и Центрами занятости населения самостоятельно, без участия университетов, в которых сконцентрированы все современные образовательные и научные инновационные технологии и ресурсы. В результате чего, возникает вопрос о качестве данного обучения и об его эффективности. Для повышения эффективности программ дополнительного профессионального обучения, с нашей точки зрения необходимо объединение усилий и привлечение университетов к данным программам подготовки и переподготовки специалистов. Необходимо формирование целевого заказа не только со стороны региональных и гордских акиматов, но и со стороны региональных предприятий.

Третье направление – это создание Start up и Spin off компаний совместно с ведущими университетами. Сейчас в казахстанскимх университетах сосредоточен уникальный интеллектуальный потенциал, мощная научно-лабораторная и экспериментальная база. Вузам необходимо повышать эффективность инженерных лабораторий и создавать высокотехнологичные ареалы малых инновационных предприятий. Для эффективной интеграции университетов и бизнеса, создания Startup и Spinoff компаний университетам необходимо:

— Расширение статуса автономии национальных вузов,  трансформация в исследовательские университеты;

— Внесение изменений в законодательство и наделение вузов, имеющих особый статус правом самостоятельно создавать и выступать учредителями (участниками) других юридических лиц.

— В соответствии с мировой практикой необходимо разработать и принять законодательство  об эндаумент-фондах и освободить от налога все спонсорские суммы, адресно направляемые на науку и образование.

— Создание законодательной базы по коммерциализации научной продукции, развитию сервиса и коммерциализации результатов научной продукции.

Как показывает мировая практика, признанные зарубежные университеты являются локомотивами успешного развития своих государств и регионов и становятся точками роста инновационной системы. Вспоминая страну, мы можем точно назвать ведущие её университеты: к примеру: Оксфорд и Кембридж в Великобритании, Принстон и Стэнфорд в США, Сеульский университет в Корее, Пекинский университет в Китае и другие.

Однако сопоставление таких университетов с вузами Казахстана показывает отставание и слабую конкурентоспособность последних. Здесь особо хотелось бы подчеркнуть, что казахстанские университеты для вхождения в топ рейтинги должны иметь такие же возможности как и зарубежные вузы. Известно, что  в целях повышения конкурентоспособности образования и вхождения в топ-100 мировых университетов в различных странах реализуются государственные стратегии поддержки университетов, направленные на выделение значительных финансовых средств: к примеру в Англии, Корее, США, Японии и др. странах. Например, значительная часть российских вузов отмеченных в мировых рейтингах, являются победителями открытого конкурса на предоставление гос.поддержки и получают ежегодного около 1 млрд. рублей на улучшение своих позиций.

В Казахстане также необходима разработка системы государственной поддержки: Программы повышения конкурентоспособности вузов Республики Казахстан, которая позволит направить средства на решение следующих задач:

— создание и развитие в Казахстане университетов мирового уровня вхождение в число 100 ведущих университетов мира;

— повышение конкурентоспособности и привлекательности казахстанского образования;

— развитие на базе университетов исследовательских центров для ускорения синхронизаций науки с инновационным развитием экономики.

Реализация всех вышеуказанных мер позволит университетам осуществлять эффективную образовательную и научно-исследовательскую деятельность, гибко реагировать на спрос экономики и быть реальным субъектом экономических отношений, движущей силой развития регионов.

Лишь путем комплексного и взаимовыгодного сотрудничества учреждений высшего образования, бизнес-структур, органов государственной власти, общественных организаций возможно стабильное и поступательное развитие регионов, построение современной экономики страны.

Список литературы:

1.Оленев А.А. Влияние регионального вуза на социально-экономическое развитие территории // «Креативная экономика». – 2013. — № 4 (76). – Стр. 48-53.

2.Иванов В.В. Территории высокой концентрации научно-технического потенциала в странах ЕС. М .: Сканрус , 2001. – 179  с.

3.Тройная спираль. Университеты – предприятия – государство. Инновации в действии / Генри Ицковиц; пер. с англ. под ред. А.Ф. Уварова. – Томск: Изд-во Томск.гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. – 238 с.

4.Пахомова И.Ю. Модель «тройной спирали» как механизм инновационного развития региона // https://cyberleninka.ru/article/n/model-troynoy-spirali-kak-mehanizm-innovatsionnogo-razvitiya-regiona. Дата обращения 23.10.2015

5.Мутанов Г. Опыт и перспективы интеграции образования, науки и бизнеса в КазНУ имени аль-Фараби // Стенограмма пленарного заседания Международной научно-практической конференции «Интеграция образования, науки и бизнеса как основа инновационного развития страны». Алматы, 2015.[schema type=»book» name=»РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТОВ В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И БИЗНЕСА (НА ПРИМЕРЕ КАЗАХСТАНА)» description=»Статья посвящена анализу проблем взаимодействия унверситетов как центров научных исследований и регионального бизнеса в современных казахстанских экономических условиях. На основе изучения зарубежного опыта интеграции ведущих университетов мира в инновационном развитии регионов рассматриваются пути и способы решения проблемы. » author=»Джаманбалаева Шолпан Ерболовна, Маульшариф Мира, Тленчиева Шырын» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-30″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
pg slot slot demo 2023 slot slot online slot gacor 2023 slot gacor 2023 slot demo slot gacor maxwin https://jdih.uinsatu.ac.id/-/slot-demo-pragmatic/ slot demo slot gacor maxwin slot deposit pulsa slot demo slot demo slot terbaik slot gacor https://tamu.sucofindo.co.id/uploads/tamu/slot-kamboja/
404: Not Found