Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПОЛ И ГЕНДЕР В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПОЛ И ГЕНДЕР В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Социологические науки. ; ():-.

В социологии одним из базовых понятий является «пол», который указывает на биологические особенности в физиологии и анатомии людей. На протяжении всей человеческой истории пол считался первопричиной и основой социальных и психологических различий между мужчинами и женщинами.

В современной науке понятие «пол» — многоуровневая сложная система, элементы которой формируются поэтапно, на разных стадиях онтогенеза. Категорию пола принято расчленять на ряд дробных понятий. Ученые выделяют, как минимум, 7 видов человеческого пола: первые пять – биологические; шестой – социально-биологический; седьмой – социальный.

Однако очень многие люди убеждены в том, что различие репродуктивных функций является основным критерием, объясняющим наличие социальных и психологических различий между женщинами и мужчинами. Хотя в действительности биологические признаки влияют, в первую очередь, на уровень психофизиологической активности индивидуума, имеющего женские или мужские гениталии. Биологические факторы взаимосвязаны с мышечной силой, двигательной подвижностью, скоростью психофизиологических реакций и т.д. Но в целом, с точки зрения биологии между женщинами и мужчинами различий значительно меньше, чем сходства. Даже такие «характерные» различия мужчин и женщин, как, например, больший вес, высокий рост, физическая сила и мускульная масса мужчин значительно меньше взаимосвязаны с полом, чем считалось раньше. Например, рост женщин Северо-Западной Европы в целом выше, чем у мужчин Юго-Восточной Азии. На вес и рост тела, также как и на физическую силу, сильно влияют образ жизни и питание, которые находятся под большим влиянием общественных установок на то, кому — женщинам или мужчинам — следует давать больше калорийной пищи, какие физические упражнения приемлемы для тех или других.

Кроме биологических отличий у людей существует дифференциация форм деятельности и социальных ролей, различия в эмоциональных характеристиках и поведении. Понятия «типично женское» и «типично мужское» очень относительны. Отмеченная во всем мире диверсификация социальных характеристик мужчин и женщин, а также отсутствие принципиальных различий в биологических характеристиках приводят к выводу, что биологический пол никоим образом не может быть решающей причиной различий социальных ролей мужчин и женщин, существующих в различных обществах. Для определения совокупности культурных и социальных норм, следовать которым людям предписывается в зависимости от их биологического пола, появилось понятие «гендер».

Первоначально термин «гендер» — транслитерация английско­го слова «gender» — обозначал грамматический род. Во внеграмматическом контексте впервые он был применен американским психоло­гом Робертом Столлером (1924–1991), издавшем в 1968 году работу «Пол и гендер». Смысл разделения этих двух терминов заключался в отделении социокультурных зна­чений женственности и мужественности от биологических половых различий. Термин «гендер» позволил акцентировать внимание на том, что биологические особенности телесности и сексуальности даны человеку природой, но они неизбежно преломляются через призму личностного сознания и социокультурных представлений. Гендерный подход в целом предполагает, что различия в поведении женщин и мужчин определяются не только и не столько анатомическими особенностями, сколько различными социальными факторами, как например, воспитание, образование и традиционные для данной культуры и социума представления о сущности женственности и мужественности.

Согласно полоролевому подходу, который в 1950–1960-е годы активно разрабатывался Т.Парсонсом и Р.Бейлсом в рамках теории структурного функционализма, наличие двух противоположных гендеров (феминного и маскулинного) интерпретируется как социокультурное отражение данности природы: двум биологическим полам  соответствует то или иное предопределенное природой содержание социальных ролей [3, с. 30].

Отношения между полами описывались на примере семьи, где мужчина выполняет инструментальную роль, а женщина – экспрессивную. Инструментальная роль состоит в регуляции взаимоотношений семьи с другими социальными объектами, это роль добытчика; а экспрессивная роль заключается в налаживании внутреннего баланса в семье, то есть это роль домохозяйки.

Особое место в этой концепции уделено вопросу о соотношении публичной и частной сфер жизни. Публичная сфера, включающая рыночные институты, политику, экономику, юриспруденцию – это мир, где безраздельно доминируют мужчины, признается сферой могущества, власти и престижа. Частная, приватная сфера жизни, где «правят» женщины, считается вторичной, малозначимой, дополнительной и непрестижной с точки зрения общественного сознания.

В России среди биодетерминистских концепций можно назвать довольно известную в 1980-е годы «информационную» теорию В.А. Геодакяна. По его мнению, основная функция генетической структуры женщины — накапливать, «консервировать» и передавать информацию следующим поколениям. У мужчин же генетическая структура создана для поиска и отбора новой информации. Получается, что мужчины — создатели, а женщины — консерваторы (в положительном, с точки зрения В.А. Геодакяна, смысле слова) [4].

Критики теории ролей указывали на то, что она не учитывает неравенство женских и мужских ролей, а подчёркивает их взаимодополнительность. Однако ни в одной культуре общественное мнение не считает равнозначными частную и публичную  сферы. Следовательно, гендерные установки, закрепляющие профессиональные роли за мужчинами, а семейные – исключительно за женщинами, негативно влияют на психологическое самочувствие мужчин и женщин, ограничивая возможности их индивидуального развития и препятствуя реализации мужчин в семейной сфере, а женщин – в профессиональной. Полоролевая теория не раскрывает также процесс усвоения детьми гендерных ролей, а также последующее воспроизведение отношений гендерного неравенства. Кроме того, она не объясняет, почему отношения неравенства воспринимаются и женщинами и мужчинами как естественные.

Для современной социологии более адекватным представляется рассмотрение  «гендера» и «пола» не как противопоставляемых, а как взаимодействующих категорий.

Теория социального конструирования гендера, появившаяся в начале 1990-х годов, не признает причинной зависимости между женской и мужской психофизиологической организацией и психосоциальными характеристиками личности. Согласно данному подходу, гендер конструируется через повседневную социальную практику, в результате которой личность моделирует представление о женской и мужской идентичности, о женском и мужском поведении.

Теоретической базой социально-конструктивистского подхода называют теорию П.Бергера и Т.Лукмана о социальном конструировании реальности, основная идея которой заключается в том, что социальная реальность носит как объективный, так и субъективный характер. Социальная реальность объективна, так как она существует независимо от представления индивида о ней [1].

Согласно теории социального конструирования гендерные отношения носят как объективный (воспринимаются индивидом извне), так и субъективный характер (являются социально сконструированными). Основная мысль социального конструирования гендера заключается в том, что каждый субъект не только воспринимает гендерные правила, но может и сам их создавать. А раз индивид наделяется способностью воспроизводить и генерировать гендерные правила и отношения, значит, он может их видоизменять и разрушать. Таким образом, можно изменить представления о базовых концептах маскулинности и феминности, изменить существующую социальную структуру. Итак, социально-конструктивистский подход заключается в том, что гендер, с одной стороны, конструируется через систему социализации, разделения труда и общепринятых норм и стереотипов как социальная модель поведения мужчин и женщин, определяющая их роль и положение в социальных и политических  институтах, а, с другой стороны, строится непосредственно самим индивидом.

Гендерные системы отличаются в различных обществах, но в большинстве они асимметричны таким образом, что все «маскулинное /мужское» (черты характера, профессии, модели поведения и проч.) считаются первичными, доминирующими и значимыми, а все «феминное /женское» определяется как подчиненное, вторичное и менее значимое. Сущностью конструирования гендера можно назвать противопоставление и полярность. Социальные нормы со временем меняются, но гендерная асимметрия по-прежнему остается. Следовательно, гендерную систему можно назвать социально сконструированной системой гендерного неравенства [7].

Гендер, соответственно, это один из факторов социальной стратификации общества, который формирует систему социальной иерархии в сочетании с такими базовыми социально-демографическими факторами как раса,  этничность/национальность, возраст, класс.

В ходе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице воспитателей и учителей), культурная среда (через книги и СМИ) внедряют в сознание ребенка гендерные стереотипы, формируют определенные модели поведения и конструируют представления о «настоящей женщине» и «настоящем мужчине». Впоследствии эти гендерные стереотипы поддерживаются благодаря различным культурным и социальным  механизмам. Человек часто не осознает эти механизмы и считает свое поведение следствием лишь собственной объективной оценки. Воплощая в своем поведении ожидания, связанные со своим гендерным статусом, люди на микроуровне поддерживают гендерные различия и соответственно системы господства и властвования, построенные на их основе.

Таким образом выстраивая процессы первичной и вторичной гендерной социализации и управляя ими можно формировать соответствующие гендерные модели того или иного общества. В качестве примеров можно привести современные европейские общества, где заметны процессы не только преодоления гендерной асимметрии, но и полной смены традиционных гендерных ролей мужчин и женщин. В то же время существует достаточно обществ, которые сохраняют традиционную модель гендерных ролей и отношений. Так, например, даже в России, имеющей вековой опыт преодоления дискриминации женщин, в настоящее время фиксируется тенденция усиления дискриминационных стереотипов в отношении женщин. Показательно, что этому способствуют сами женщины, полагая, что их интеллектуальный уровень и профессиональные способности ниже мужских, что может ухудшать и в действительности часто ухудшает их профессиональный маршрут и снижает материальную оценку результатов деятельности. Отрицательная роль дискриминационных гендерных стереотипов наиболее очевидна при продвижении по карьерной лестнице, где стереотипы «мужчина — лидер по природе», а «женщина создана для семьи» способствуют профессиональной сегрегации по признаку пола.

Дискриминация и гендерные предрассудки поддерживают друг друга: дискриминация поощряет гендерные предрассудки, а гендерные предрассудки узаконивают дискриминацию и неравный социальный статус мужчин и женщин.

Российская классическая интеллектуальная традиция внесла немалый вклад в развитие идей о взаимоотношении полов. Основоположник генетической социологии Ковалевский Максим Максимович (1851 — 1916) высказывал либеральные эгалитарные идеи: «Характерным для индивидуальной семьи является то, <…> что отношения между мужем и женой стремятся к известной степени равенства…»[5, с.124]. Ковалевский М.М. активно выступал за допущение женщин к преподаванию в высшей школе, а также за предоставление им избирательных прав.

Русский социолог, правовед и философ Хвостов Вениамин Михайлович (1868-1920) занимался разработкой концепции прав человека и идей, связанных с улучшением социального статуса женщин, а также возможности гармоничного использования женского и мужского потенциала в развитии цивилизации. В своих трудах Хвостов В.М. обосновывал права женщин на самореализацию и самоопределение, а также необходимость достижения равноправия мужчин и женщин во всех сферах жизни общества. Хвостов В. М. считал необходимым предоставление женщинам прав, прежде всего, политических, а борьбу за расширение своих прав называл нравственной обязанностью женщин. Глубокое убеждение Хвостова В.М., в том, что демократическое развитие общества немыслимо без участия одного из полов, основывалось на его отношении к женщине как к полноценной личности: «Каждый человек, будь то мужчина или женщина, представляет из себя самостоятельную нравственную личность» [6]. Фундаментальные труды Хвостова В.М. по вопросу женского равноправия сохранили методологическое и идеологическое значение для современных гендерных исследований. Фактически Хвостов В.М. является основателем социологии пола — нового направления в российской социологии.

Религиозно-философское направление русской интеллектуальной традиции привнесло совершенно новые черты в рассмотрение вечного вопроса о сущности и предназначении мужского и женского полов. Проблему взаимоотношений мужчин и женщин в контексте религиозной этики разрабатывали русские религиозные философы конца XIX — первой половины XX века. Русский философ и публицист Бердяев Николай Александрович (1874—1948) развивал платоновскую идею о том, что совершенный человек объединяет в себе оба пола, то есть является не мужчиной и не женщиной, а андрогином. Согласно Н.А.Бердяеву, движения за права женщин часто вместо того, чтобы обогащать женскую культуру, напротив, лишь обесцвечивают женский образ, преобразуя его из уникального и полноценного в «недомужчину». Предназначение женщины, по мнению Н.А.Бердяева, не ограничивается продолжением рода и воспитанием детей. Ее призвание — олицетворение Вечной Женственности, которая должна вдох­новлять и инспирировать творчество. [2].

Основной идеей религиозной философии Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900) является идея Софии — Души Мира, которая, по его мнению, является олицетворением идеальной женственности, частью «абсолютного человека», преодолевшего разделение полов.

Таким образом, в европейской интеллектуальной традиции гендерная асимметрия была одним из основополагающих факторов становления традиционной западной культуры. Особого внимания заслуживает мощная российская база гендерных исследований, предложившая особый подход, далекий от западных идей индивидуализма и рационализма. Её особенностью было доминирование идеи общего блага над идеей благополучия отдельной личности.

Список литературы:

  1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: «Медиум», 1995. — 323 с.
  2. Бердяев Н. А. Смысл творчества. М.: Аст, Астрель, 2011. — 365 с.
  3. Воронцов Д. В. Что такое гендер. Вводные замечания: Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. М. Клециной. СПб.: Питер, 2003, -480 с.
  4. Геодакян В.А. Мужчина и женщина. Эволюционно-биологическое предназначение: Женщина в аспекте физической антропологии.  М.: ИЭА РАН, 1994, — 240с.
  5. Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. М.: 1939, — 187с.
  6. Хвостов В. М. Женщина и человеческое достоинство: Исторические судьбы женщины. Природа женщины. Женский вопрос. М.: 1914. — 494 с.
  7. Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований». 2-е изд./ под ред. О.А.Ворониной, Н.С.Григорьевой, Л.Г.Луняковой. М.: МЦГИ — МВШСЭН — МФФ, 2001. — 368 с.[schema type=»book» name=»ПОЛ И ГЕНДЕР В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ» author=»Ушакова Валентина Григорьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot gacor 2023 slot dana jendralsmaya slot dana slot server luar demo slot slot deposit pulsa slot gacor slot terbaru
404: Not Found