Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ РООССИИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ РООССИИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Социологические науки. ; ():-.

В  течение длительного периода времени государственные и общественные организации в России занимаются разработкой методик в области инклюзивного образования, стремясь тем самым сделать доступным для всех школьников получение качественного образования в образовательных учреждениях общего типа. Во многих российских регионах накоплен передовой опыт и ресурсы, разработаны методические рекомендации, нормативные положения, способствующие тому, чтобы сделать обучение в российских школах более инклюзивным, а также содействующие повышению осведомленности населения о значимости инклюзивного образования для всех членов сообщества.

Данная статья направлена на освещение уже давно назревшей проблемы, связанной с  применением инклюзивного образования в российских школах.

Инклюзивное или включенное образование – термин, который применяют для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах.

С 1 сентября 2013 года в  России вступил в силу новый ФЗ «Об образовании» (№273 ФЗ от 29.12.2012 г.), в   котором под  инклюзивным образованием понимается обеспечение  равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Главная   задача инклюзивного образования в России – создание  сегодня таких условий, которые бы позволили детям-инвалидам чувствовать себя полноценными и «не отрезанными» от процесса обучения со сверстниками.

Инклюзивное  образование в России применяется в общеобразовательных учреждениях (школах). На первых этапах внедрения такого обучения, школа должна выяснить, а что может помешать ребенку с ограниченными возможностями комфортно чувствовать себя среди здоровых детей? Конечно, это отсутствие пандусов и лифтов (если школа большая), отсутствие звуковых светофоров на пути к школе и др. следующим шагом будет наличие педагогов, способных обучать таких детей.

Немаловажным условием является экономическая сторона вопроса. На сегодняшний день, почти все школы, в которых существует программа инклюзивного обучения, являются платными. Это означает, что родители, имеющие ребенка с ограниченными возможностями здоровья должны быть хорошо обеспеченными людьми.

Также необходимо отметить малочисленность школ, которые способны обучать детей-инвалидов по программе инклюзивного образования. Например, в Москве насчитывается 1500 школ из них только 47 способны принять ребенка с ограниченными возможностями [материалы сайта www.dislife.ru].

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ от 12 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года, ФЗ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, а также Конвенцией о правах ребенка от 20 ноября 1989 года  и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года.

Рассмотрим на конкретном примере, как может быть организована  учебная деятельность у детей с ограниченными возможностями здоровья. Для этого, мы обратились к опыту работы, сложившегося в Тульском регионе, и представленного  в таких источниках, как электронный фонд правовой и нормативно-технической информации, социальная сеть работников образования и др. [8,9]. Нам представляется актуальным рассмотрение содержания такого проекта с целью накопления опыта  и дальнейшего развития собственных эмпирических знаний.

В Туле на основании Письма Министерства образования и науки РФ № АФ 150/06 от 18 апреля 2008 года «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами», Приказа управления образования администрации г. Тулы от 31.08.2011 №383-а «Об утверждении муниципального проекта организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях г. Тулы», Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» был разработан и внедрен проект «ВМЕСТЕ», реализующий права на образование детей соответствующего профиля.

Эффективность данного проекта, согласно закону «Об образовании»,  была обусловлена следующими характеристиками:

·Социализация ребенка;

·Знакомство с культурой;

·Развитие и приобретение ребенком с ограниченными возможностями здоровья социальных навыков и параллельное освоение академических дисциплин [7].

Для гармоничного развития ребенка учебная программа поделена на два блока.  Первый  «академический», направленный на освоение базовых знаний в области математических и гуманитарных наук. Второй блок формирует жизненную компетенцию, понятие о культуре, искусстве и т.д. Для более полного разъяснения каждая область образования представлена по блокам:

· Знания о языке – речевое творчество;

·Знание математики – применение математических знаний;

· Естествознание – знакомство с окружающим миром;

· Знания о человеке – осмысления ребенка себя и окружающих его людей;

· Знания в области искусств – художественное творчество;

·Обществознание – жизнь в обществе.

Необходимо отметить что, «академический» компонент рассматривается как  накопление потенциальных возможностей для их активной реализации. Компонент жизненной компетенции, как приобретение знаний, умений, навыков необходимых ребенку в повседневной жизни.

Накопленный опыт при обучении детей с аутистическими нарушениями в общеобразовательных учреждениях г. Тулы позволил выделить две модели инклюзивного образования:

1.                    Инклюзивное обучение в общеобразовательных учреждениях – школе, лицее;

2.                    Интегративное обучение в форме надомного обучения при общеобразовательной школе.

Первая модель предполагает обучение не более чем двух детей с ограниченными возможностями здоровья в обычном классе или по специально подобранной программе.

Вторая модель предполагает создание специализированного класса, где будут обучаться дети с различными нарушениями (ДЦП, поведенческие отклонения и т.д.) по специальной программе как в школе, так и дома. Класс рассчитан на 9-12 детей.

Важным компонентом учебного процесса в такого рода  классах должна стать комплексная психолого-педагогическая коррекция неустойчивого психологического состояния ребенка.  Развитие его социального интеллекта, самостоятельности, способности к преодолению трудностей.  Таким образом, в обеих моделях существенно повышается роль службы сопровождения образовательного учреждения.

На наш взгляд, разработка и внедрение таких проектов, как проект «ВМЕСТЕ» на региональном и местном уровне будет только способствовать скорейшему внедрению инклюзивного образования повсеместно.

Мы рекомендуем знакомиться и изучать законодательную базу, а также заниматься рассмотрением вопроса об инклюзивном образовании. Ведь дети с ограниченными возможностями живут на всей территории России. На сегодняшний день их насчитывается 576 тысяч. Большая часть воспитывается в семьях, а около 29 000 — в сиротских домах.

Инклюзивное образование как часть системы образования позволяет полнее удовлетворять права детей на образование, социальное развитие и достойную жизнь. При этом не существует инклюзивных школ как нового типа школ – существуют школы, реализующие практику инклюзивного образования. Образовательное учреждение, в котором применяются инклюзивные подходы, должно стать нормой, знаком современного уровня развития образовательной системы. Но это не означает, что система специального (коррекционного) образования должна быть упразднена. Данная система обеспечивает детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям право выбора образовательного учреждения. Кроме того, огромный потенциал системы специального образования является важным информационным и методическим ресурсом для системы общего образования, переходящей на принципы инклюзии.

Сегодня уже понятно, что социальная инклюзия – это магистральная линия развития нашего общества. Согласно ст.7, п.1 Конституции Российской Федерации, Россия — «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»[1].

Поэтому инклюзивное образование предоставляет большие возможности и открывает новые перспективы для социального развития общества – процесса, актуального во всем мире. Развивая инклюзивные подходы в образовании, учителя, специалисты, руководители систем образования имеют хороший шанс для творческого взаимодействия, профессионального общения и совместного анализа результатов и достижений. Создается прекрасная возможность для обмена мнениями, выработки оригинальных концепций и идей, что является очень ценным для профессионального развития.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) //СЗ РФ. 26.01.2009. №4. Ст. 445.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф «Об образовании в Российской Федерации»// Рос. Газета. № 5976 31.12.2012.
  3. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями на 2 июля 2013 года) (редакция, действующая с 01.09.2013)// СПС «Консультант Плюс».
  1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод и реализация ее требований в УИС Российской Федерации через решения Европейского Суда по правам человека (утв. ФСИН РФ)// СПС «Консультант Плюс»
  2. Конвенция от 20 ноября 1989 года «Конвенция о правах ребенка»// СПС «Гарант».
  1. Детский фонд ООН (ЮН ИСЕФ)// Инклюзивное образование в России- Москва., 2011- 84 стр.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс]:  , (Дата обращения: 20.03.2014).
  3. Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации // «Наша новая школа». [Электронный ресурс]:  , (Дата обращения: 19.042014).
  4. Социальная сеть работников образования // «Наша новая школа». [Электронный ресурс]: nsportal.ru/site/mbou-sosh-no5-gnikolaevska-na-amure-habarovskogo-kraya/nasha-novaya-shkola, (Дата обращения: 19.042014).[schema type=»book» name=»ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ РООССИИ » author=»Баранова Ольга Михайловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-15″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
https://www.apscuf.org/slot-gacor/slot gacorslot onlineslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorhttps://bxartsfactory.org/slot-gacor-maxwin/https://www.splayce.eu/slot-pulsa/https://esign.bogorkab.go.id/vendor/bin/https://snip.eng.unila.ac.id/wp-content/uploads/slot-gacor/http://desa-bolali.klatenkab.go.id/files/slot-gacor/https://www.jurnal.stimsurakarta.ac.id/public/journals/https://kobar.umkm.kalteng.go.id/files/slot-gacor/https://www.uniqhba.ac.id/assets/slot-gacor/https://www.staipibdg.ac.id/-/slot-online-gacor/https://disdagperin.bekasikota.go.id/slot-gacor/https://journal.widyatama.ac.id/slot-gacor/https://stis.ac.id/slot-gacor/https://gradosyposgrados.ucjc.edu/https://ejurnal.iainlhokseumawe.ac.id/public/slot-deposit-pulsa/ https://www.mope.gm/slot88/https://www.vantru.is/slot88/https://vipnumberbuy.com/slot-deposit-pulsa/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://fastgoal.com/forum/-/slot-gacor/https://www.gamisaulia.com/slot-gacor/https://persianfootball.com/news/wp-content/uploads/2013/01/slot-gacor/https://radiochicha.perugamingshow.com/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://civil.annauniv.edu/slot-gacor/https://majubersamagroup.com/slot-gacor/https://fais.psu.ac.th/slot88/https://www.gardencity.university/slot-gacor/http://admission.mnsuam.edu.pk/slot-gacor/https://www.yckmc.edu.hk/slot-gacor/https://www.revistaamexco.com.mx/files/journals/1/articles/51/62c7819f6a734.htmlhttps://www.edithumbs.com/wp-content/uploads/2020/01/slot-gacor-deposit-dana/https://regencyinstitutions.com/uploads/https://beritarajaku.com/http://arc.salleurl.edu/develop/slot-deposit-pulsa/https://www.ducayne100.org/slot-gacor/https://parasolprojects.com/slot-gacor/https://www.kotabaruparahyangan.com/slot-gacor/http://discamino.org/slot-gacor/https://cmc.edu.vn/slot-gacor/https://www.kpsg-solutions.pt/slot-deposit-dana/https://katingankab.go.id/slot-online/http://sintang.go.id/slot-gacor/https://text.co.id/slot-gacor/https://www.stimsurakarta.ac.id/slot-gacor/http://www.loasis-traiteur.com/fileman/https://sipil.ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://kemahasiswaan.unesa.ac.id/slot-gacor/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://surjyotsna.org/slot88/https://unitedtowel.com/slot-deposit-pulsa/http://gpm.fe.unesa.ac.id/slot88/https://eapi.sabayon.org/https://www.zeleka.com/slot-gacor/https://nclthailand.com/slot88/https://ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://bot.unesa.ac.id/slot-deposit-pulsa/https://optical.botsolutions.org/slot-gacor/https://www.test-car.pt/slot-gacor/https://ejurnal.methodist.ac.id/files/slot-online/https://jurnal.kwikkiangie.ac.id/files/slot-gacor/https://www.amikmbp.ac.id/slot88/https://ifris.org/slot-gacor/https://biomedicineonline.org/slot-gacor/http://e-journal.sastra-unes.com/slot-gacor/https://www.rtpslotgacor.cc/https://www.fundacionclavel.org/situs-slot-gacor/https://www.fundacionclavel.org/slot88/https://ksrce.ac.in/gacor88/https://sushizobangkok.com/slot88/http://huaplachongnonsea.com/slot-gacor/https://enfermeriadermatologica.org/slot-gacor/http://www.rpchospital.com/slot-gacor/https://www.feiradossofas.pt/slot-gacor/https://sites.google.com/view/slot-gacor-terbaru-hari-ini/https://www.viagsite.com/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://165.22.244.0/https://www.rtppastigacor88.com/http://enfermeriadermatologica.org/slot777/https://slot88.ice.edu.pt/https://belodent.org/-/slot-pulsa/https://history.soc.ku.ac.th/uploads/slot-gacor/https://www.kemasaja.com/slot-gacor/http://www.maktour.co.id/slot-gacor/https://seamolec.org/files/slot-gacor/https://sbyads.ru/slot88/http://www.woconf.com/slot-gacor/https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://icdemolicensewebapi.honeywell.com/https://www.fundacionclavel.org/slot-gacor/ gacor 88https://sshj.in/public/slot-deposit-dana/https://mbmscience.com/public/slot88/situs slot gacorhttps://peshawarhighcourt.gov.pk/slot-gacor/https://www.doutoresdoexcel.com.br/-/slot-gacor/https://mccm.ptcer.pl/slot-demo/https://academconsult.ru/slot-gacor/https://nje.org.na/slot-deposit-dana/https://journals.tma.uz/slot-gacor/https://muru.com.co/slot-deposit-pulsa/https://coresdaterra.com.br/slot-gacor/https://sasurie.com/slot-gacor/https://thejrns.org/slot-gacor/http://a0729171.xsph.ru/https://zombiigrice.com/slot-gacor/https://ijohmn.com/public/slot-gacor/https://www.kuhoo.com/wp-content/uploads/slot-deposit-dana/http://clc.cet.edu/judi-bola/https://www.ijmaberjournal.org/slot-gacor/https://ijorces.org/slot-gacor/https://virtusclean.com/slot-online/https://modernacademy-journal.synceg.net/slot-gacor/https://artescienza.org/wp-content/uploads/slot-gacor/https://journal.icter.org/public/slot-gacor/https://rumosdainformacao.ivc.br/5unsur3/https://dailyexpresstop.com/https://livepublicnews.com/https://cosy.univrab.ac.id/slot-online/https://www.unaki.ac.id/togel88/https://staialakbarsurabaya.ac.id/slot-online/https://iat.alfithrah.ac.id/slot-gacor/https://krti.unesa.ac.id/slot-deposit-pulsa/https://scuto.co.id/slot-online/http://jurnal.umsu.ac.id/public/