Эспарцет песчаный песчаный является ценной многолетней высокоурожайной кормовой культурой, по-прежнему малораспространенной в Иркутской области, несмотря на то, что серьезных препятствий для его интродукции нет. Гарантом этого является надежное семеноводство растения и высокая семенная продуктивность — 10-20 ц/га.
По данным Ш.К. Хуснидинова, О.В. Рябининой [1, с. 71], при оценке кормовых достоинств эспарцета особое внимание обращает его высокая белковость. Химический состав сена из эспарцета в процентах на сухое вещество выглядит следующим образом: протеина – 19.9, жира – 7.1, БЭВ – 19.5, золы – 7.7, клетчатки – 31.6. Содержание каротина в сене эспарцета было в 2.5 раза выше (95.8 мг/кг, при нормативных требованиях 25.0 мг/кг корма), чем в сене люцерны, в 2 раза больше, чем в сене клевера. Питательность корма из эспарцета песчаного составила 0.18 кг кормовых единиц и 28 г переваримого протеина на килограмм зеленой массы, в сене соответственно 0.5 кг и 98 г.
Кормовое достоинство этой многолетней бобовой культуры состоит еще и в том, что при скармливании зеленой массы или при использовании посевов в качестве пастбища, в отличие от других бобовых культур, эспарцет не вызывает тимпанита у животных. Кроме того, посевы эспарцета песчаного играют важное агротехническое значение. Введение его в культуру позволяет создать положительный баланс гумуса в севооборотах, а пары из эспарцета являются прекрасными предшественниками для зерновых культур, повышая при этом не только их урожайность, но и качество зерна.
В этой связи изучение всех вопросов, связанных с изучением биологических особенностей, агротехники возделывания, защитных возможностей и т.д., имеет важное не только научное, но и практическое значение.
Опыты по изучению влияния разных сроков посева на особенности роста эспарцета песчаного были заложены на опытном поле агрономического факультета Иркутской государственной сельскохозяйственной академии, расположенном в лесостепной зоне области. Площадь делянок (общая) составляла 25 м2, расположение вариантов опыта в первом ярусе было систематическое, в последующих рендомизированное, повторность опытов четырехкратная. Плодородие почвы опытного поля (светло-серая лесная почва) не высокие: содержание и запасы гумуса низкие, рНвод. вытяжки колеблется от 5.6 до 5.8, сумма обменных оснований составляла 19,8 мг.-экв/100г. почвы, степень насыщенности почвы обменными основаниями – 91,4%.
Изучались следующие сроки посева: 20 и 30 мая, 10 июня, 10 июля, 10 августа. Опыты закладывали на широкорядных посевах (60см) нормой высева 7.8 млн. всхожих семян на га. Исследования проведены по общепринятым методикам.
В ходе работы были получены следующие данные. Всхожесть и выживаемость растений первого года жизни во многом зависела от сроков посева. В среднем за три года полевая всхожесть семян эспарцета при посеве 20 мая составила 10.2%, 30 мая – 15.4%, 1- июня – 14.4%, 10 июля – 12.5%, 10 августа – 8.89%, т.е., вне зависимости от сроков посева полевая всхожесть семян была низкой. С одной стороны ее можно объяснить специфическими природными условиями Иркутской области: коротким летом (безморозный период непродолжительный 95-100 дней), медленным прогреванием почвы (почва полностью оттаивает и прогревается к концу июня), не высокой активностью почвенной микрофлоры, и кислой реакцией почвы. В результате вышеназванных причин большой процент семян загнивает и гибнет. С другой стороны, всхожесть во многом зависит от сроков уборки семян. Специфической особенностью культуры является то, что при перестое она быстро осыпается. Поэтому в Иркутской области для предотвращения больших потерь семенного материала уборку семенников проводят при побурении 50% бобов. При уборке эспарцета с 40-50% побуревших семян зеленые плоды при подсушке дозревают и доходят до кондиционной спелости 3-го класса, т.е. до 65% всхожести. В условиях Иркутской области посевные качества семян ниже и это отражается на их полевой всхожести.
На наших опытах наибольшую полевую всхожесть семян обеспечили сроки посева 30 мая и 10 июня, т.к. семена легли в прогретую почву с еще достаточным запасом продуктивной влаги, затем происходит ее быстрое испарение с поверхности пашни. Необходимо отметить, что семена эспарцета заделывают в верхний, быстро пересыхающий слой почвы, поэтому наличие влаги в почве имеет важное значение для получения дружных всходов.
Время появления всходов было растянутым. При посеве в мае всходы появлялись через 11-27 дней, при посеве в июне – 10-21 день, июле – 13-18 дней, августе – 8-10 дней.
Первый настоящий лист формировался через 4-7 дней от начала появления всходов, второй лист, состоящий из трех пластинок, спустя 5-9 дней. К концу вегетационного периода первого года жизни растения майских сроков посева сформировали листья, состоящие из 7-17 пластинок. На летних вариантах опыта их было меньше: 5-13 пластинок при посеве в июне, 3-5 пластинки при посеве в июле. Кроме того, на весенних посевах помимо хорошо сформированной прикорневой розетки наблюдалось стеблевание и единичное цветение растений, тогда как при посеве в июне – только ветвление.
После первой перезимовки посевы августовского срока полностью выпали. На второй год жизни растений, вне зависимости от сроков посева (20 и 30 мая, 10 июня, 10 июля), эспарцет отрастал рано – 20-24 апреля. Наступление фазы стеблевания, бутонизации, цветения, плодообразования и созревания семян значительно зависело от погодных условий, сложившихся в первой половине вегетационного периода. Например, наступление фазы полного стеблевания было отмечено и в третьей декаде мая, и в первой половине июня, и в середине второй декады июня. Наступление фазы полного цветения всегда приходилось на первую декаду июля. Длина вегетационного периода от начала отрастания до укосной спелости колебалась от 64 до 78 дней, от начала отрастания до созревания 50% бобов – от 114 до 131 дня.
Наблюдения за динамикой линейного роста показали, что высота растений на посевах первого года жизни находилась в прямой зависимости от сроков посева. Линейный рост растений каждого срока посева был меньше предыдущего и больше последующего. К концу вегетационного периода максимальной высоты достигли посевы, заложенные 20 мая – 23.7 см, минимальной – августовские (4.4 см). Преимущество весенних сроков посева перед летними заключалось не только в том, что растение вегетировало более продолжительное время, но и в том, что процесс прорастания семян и последующее развитие растений летних сроков проходили при высокой температуре воздуха, обычно в условиях недостаточного увлажнения. Все это способствовало тому, что летние посевы, в среднем, были в 2.1 раза ниже весенних.
Разница между линейным ростом эспарцета в зависимости от сроков посева, отмеченная в первый год жизни, не сгладилась в последующие годы (второй и третий год жизни культуры). Высота травостоя эспарцета песчаного на весенних вариантах опыта была выше, чем на летних на 11 см. Так за годы хозяйственного использования культуры высота растений на опытах заложенных 20 мая составила 113 см, 30 мая – 110 см, 10 июня – 100 см, 10 июля – 101 см. Таким образом, проведенные исследования показали, что в связи со специфическими климатическими особенностями (коротким безморозным периодом, дефицитом увлажнения в первой половине вегетационного периода), оптимальными сроками посева являются весенние, обеспечивающие лучшее развитие культуры.
Список литературы:
- Хуснидинов Ш.К. Нетрадиционные сидеральные культуры и плодородие почв Прибайкалья. – Иркутск: ИрГСХА, 1999. – 185 с.[schema type=»book» name=»ИЗУЧЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭСПАРЦЕТА ПЕСЧАНОГО В УСЛОВИЯХ ЮГА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ» author=»Рябинина Ольга Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-14″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]