Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Экспертная оценка параметров системы конструктивно-критического метанаучного анализа научных и практических разработок в области психологии личности



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Экспертная оценка параметров системы конструктивно-критического метанаучного анализа научных и практических разработок в области психологии личности // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

В настоящем сообщении содержатся результаты одного из трех исследований, входивших в состав серии исследования, организованных и проведенных нами с целью перекрестной валидизации предложенной нами системы конструктивно-критического метанаучного анализа психологических разработок в области личности (см. краткое описание двух других исследований в материалах данного сборника). Оно представляло собой независимую экспертную оценку положенных в основу нашей системы метанаучного анализа параметров, признаков и показателей репрезентативной выборкой экспертов. Эта выборка была составлена из высококвалифицированных преподавателей психологических дисциплин пяти вузов России – Московского педагогического университета (Института психологии, социологии и социальных отношений), Сахалинского государственного университета (Института педагогики и психологии), Московского психолого-социального университета, Московского гуманитарного университета и Московского института психоанализа). Всего в выборке оказалось 30 человек, из них — 12 докторов наук и 18 кандидатов наук.

В таблице 1 приведены обработанные и усредненные результаты экспертного опроса. В правом столбце таблицы 1 в процентах указана степень согласия экспертов с предложенными параметрами.

Таблица 1.

Средние экспертные оценки необходимости и правильности формулировок параметров, по которым предлагается с метанаучной (методологической) точки зрения оценивать психологические теории личности, эмпирические исследования, практические разработки в области теории личности и их согласованность между собой

Экспертная оценка параметров, предлагаемых для анализа и оценки психологических теорий личности

 

п/п

 

Параметры, которые рекомендуется использовать при проведении анализа психологических теорий личности

 

Средняя экспертная оценка необходимости учета данного параметра при проведении метанаучного анализа (% согласия с ним экспертов)

 

1.

 

 

2.

 

3.

 

 

4.

 

 

5.

 

6.

7.

 

Определенность и точность формулировок понятий, используемых в теории

Источники знаний о личности, на базе которых разработана теория

Методы, на базе которых построена теория, проведены анализ и обобщение положенных в ее основу фактов

Достоверность фактов, на основе которых путем их анализа и обобщения создана теория

Круг явлений, объясняемых с помощью данной теории

Связь теории с практикой

Завершенность теории

 

 

 

 

100

 

 

100

 

 

95

 

100

 

95

100

90

 

 

Экспертная оценка параметров, предлагаемых для анализа и оценки опытных (экспериментальных) исследований личности

 

 

п/п

 

Параметры, которые рекомендуется использовать при проведении анализа экспериментальных исследований по психологии личности

 

Средняя экспертная оценка необходимости учета данного параметра при проведении метанаучного анализа (% согласия с ним экспертов)

 

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

5.

 

Точность постановки целей и задач исследования, соответствие им полученных результатов и сделанных на основе проведенного исследования выводов

Точность и однозначность формулировки гипотезы (гипотез), проверяемой в исследовании, ее сохранение в неизменном виде на протяжении всего исследования, соответствие данной гипотезе (гипотезам) полученных результатов и выводов

Убедительность, логическая непротиворечивость умозаключений, связанных с достижением целей, решением задач и подтверждением гипотез

Научная обоснованность (валидность, надежность и точность) использованных исследовательских или психодиагностических методик

Достаточность полученного в ходе исследования материала для достижения целей, решения задач и доказательства предложенной гипотезы

 

 

 

 

 

100

 

 

 

 

 

 

 

100

 

 

 

 

96

 

 

 

100

 

 

 

100

 

Экспертная оценка параметров, предлагаемых для анализа и оценки практических разработок в области психологии личности

 

п/п

 

Параметры, рекомендуемые к использованию при проведении

анализа методов практической психологии личности

 

Средняя экспертная оценка необходимости учета данного параметра при проведении метанаучного анализа (% согласия с ним экспертов)

 

1.

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

5.

 

 

 

6.

 

Убедительность теоретического обоснования данного метода практической работы с личностью

Точность определения проблемы, которая решается с помощью данного метода практического воздействия на личность.

Осознание, за счет чего в результате применения данного метода в личности человека происходят или могут происходить ожидаемые позитивные изменения.

Систематический контроль (мониторинг) изменений, происходящих в личности в результате применения данного метода.

Точная оценка изменений, происходящих в личности человека в результате применения данного метода.

Сохранность во времени изменений, происходящих в личности клиента в результате практического применения данного метода.

 

 

 

 

100

 

 

 

98

 

 

 

 

100

 

 

 

 

100

 

 

 

97

 

 

 

98

Экспертная оценка параметров, предлагаемых для анализа и оценки степени согласованности теоретических, эмпирических (экспериментальных) исследований и практических разработок в области психологии личности

 

п/п

 

Возможные (оцениваемые в ходе анализа) случаи согласования (рассогласования) теоретических, эмпирических (экспериментальных) исследований и практических методов работы с личностью

 

 

Средняя экспертная оценка необходимости учета данного параметра при проведении метанаучного анализа (% согласия с ним экспертов)

 

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

Согласованность разработанной теории с экспериментальными исследованиями и практикой

Согласованность проведенных экспериментальных исследований с теорией и практикой

Согласованность разнообразной, успешной работающей (эффективной) практики с научной теорией и экспериментальными исследованиями.

 

 

 

 

100

 

 

100

 

 

 

 

96

Таким образом, проведенный опрос экспертов подтверждает правильность выбранных нами параметров и адекватность их формулировок для проведения метанаучного конструктивно-критического анализа психологических теорий, экспериментальных исследований, методов практической психологии личности и их согласованности между собой. Частичные сомнения и вызвали у экспертов только 5 из 21 параметра, но и по ним степень согласия экспертов оказалась достаточно высокой, в среднем — выше 95%.

Это означает, что выделенные нами параметры вполне валидные и соответствуют требованиям, с позиций которых целесообразно изучать и оценивать существующие научные и практические разработки в области психологии личности.

Литература

  1. Яценко Д. А. Критерии, признаки и процедура методологического анализа психологических теорий личности //Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии, № 1 (26), январь – март 2013. – С. 22-34.
  2. Яценко Д. А. Методологический анализ теории и практики формирования личности. – М., Московский институт психоанализа, 2013. – 220 с.
  3. Яценко Д. А. Основы конструктивно-критического метанаучного (методологического) анализа теорий, экспериментальных исследований и практических методов работы с личностью. — М., Московский институт психоанализа, 2014. — 304 с.
  4. Яценко Д. А. Принципы методологического анализа научных теорий личности // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии, № 4 (21), октябрь – декабрь 2011. – С. 25-40.
  5. Яценко Д. А. Процедура и техника проведения методологического анализа научных теорий личности. – Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». 2012 г., Выпуск 1. – С. 12-23.[schema type=»book» name=»Экспертная оценка параметров системы конструктивно-критического метанаучного анализа научных и практических разработок в области психологии личности» description=» В сообщении содержатся результаты исследования, проведенного с целью перекрестной валидизации предложенной системы конструктивно-критического метанаучного анализа психологических разработок в области личности. Данное исследование представляло собой независимую экспертную оценку положенных в основу нашей системы метанаучного анализа параметров, признаков и показателей репрезентативной выборкой экспертов.» author=»Яценко Денис Александрович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-28″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found