В настоящем сообщении содержатся результаты одного из трех исследований, входивших в состав серии исследования, организованных и проведенных нами с целью перекрестной валидизации предложенной нами системы конструктивно-критического метанаучного анализа психологических разработок в области личности (см. краткое описание двух других исследований в материалах данного сборника). Оно представляло собой независимую экспертную оценку положенных в основу нашей системы метанаучного анализа параметров, признаков и показателей репрезентативной выборкой экспертов. Эта выборка была составлена из высококвалифицированных преподавателей психологических дисциплин пяти вузов России – Московского педагогического университета (Института психологии, социологии и социальных отношений), Сахалинского государственного университета (Института педагогики и психологии), Московского психолого-социального университета, Московского гуманитарного университета и Московского института психоанализа). Всего в выборке оказалось 30 человек, из них — 12 докторов наук и 18 кандидатов наук.
В таблице 1 приведены обработанные и усредненные результаты экспертного опроса. В правом столбце таблицы 1 в процентах указана степень согласия экспертов с предложенными параметрами.
Таблица 1.
Средние экспертные оценки необходимости и правильности формулировок параметров, по которым предлагается с метанаучной (методологической) точки зрения оценивать психологические теории личности, эмпирические исследования, практические разработки в области теории личности и их согласованность между собой
Экспертная оценка параметров, предлагаемых для анализа и оценки психологических теорий личности
№ п/п |
Параметры, которые рекомендуется использовать при проведении анализа психологических теорий личности |
Средняя экспертная оценка необходимости учета данного параметра при проведении метанаучного анализа (% согласия с ним экспертов) |
1.
2.
3.
4.
5.
6. 7. |
Определенность и точность формулировок понятий, используемых в теории Источники знаний о личности, на базе которых разработана теория Методы, на базе которых построена теория, проведены анализ и обобщение положенных в ее основу фактов Достоверность фактов, на основе которых путем их анализа и обобщения создана теория Круг явлений, объясняемых с помощью данной теории Связь теории с практикой Завершенность теории
|
100
100
95
100
95 100 90
|
Экспертная оценка параметров, предлагаемых для анализа и оценки опытных (экспериментальных) исследований личности
№ п/п |
Параметры, которые рекомендуется использовать при проведении анализа экспериментальных исследований по психологии личности |
Средняя экспертная оценка необходимости учета данного параметра при проведении метанаучного анализа (% согласия с ним экспертов) |
1.
2.
3.
4.
5. |
Точность постановки целей и задач исследования, соответствие им полученных результатов и сделанных на основе проведенного исследования выводов Точность и однозначность формулировки гипотезы (гипотез), проверяемой в исследовании, ее сохранение в неизменном виде на протяжении всего исследования, соответствие данной гипотезе (гипотезам) полученных результатов и выводов Убедительность, логическая непротиворечивость умозаключений, связанных с достижением целей, решением задач и подтверждением гипотез Научная обоснованность (валидность, надежность и точность) использованных исследовательских или психодиагностических методик Достаточность полученного в ходе исследования материала для достижения целей, решения задач и доказательства предложенной гипотезы |
100
100
96
100
100
|
Экспертная оценка параметров, предлагаемых для анализа и оценки практических разработок в области психологии личности
№ п/п |
Параметры, рекомендуемые к использованию при проведении анализа методов практической психологии личности |
Средняя экспертная оценка необходимости учета данного параметра при проведении метанаучного анализа (% согласия с ним экспертов) |
1.
2.
3.
4.
5.
6. |
Убедительность теоретического обоснования данного метода практической работы с личностью Точность определения проблемы, которая решается с помощью данного метода практического воздействия на личность. Осознание, за счет чего в результате применения данного метода в личности человека происходят или могут происходить ожидаемые позитивные изменения. Систематический контроль (мониторинг) изменений, происходящих в личности в результате применения данного метода. Точная оценка изменений, происходящих в личности человека в результате применения данного метода. Сохранность во времени изменений, происходящих в личности клиента в результате практического применения данного метода.
|
100
98
100
100
97
98 |
Экспертная оценка параметров, предлагаемых для анализа и оценки степени согласованности теоретических, эмпирических (экспериментальных) исследований и практических разработок в области психологии личности
№ п/п |
Возможные (оцениваемые в ходе анализа) случаи согласования (рассогласования) теоретических, эмпирических (экспериментальных) исследований и практических методов работы с личностью
|
Средняя экспертная оценка необходимости учета данного параметра при проведении метанаучного анализа (% согласия с ним экспертов) |
1.
2.
3. |
Согласованность разработанной теории с экспериментальными исследованиями и практикой Согласованность проведенных экспериментальных исследований с теорией и практикой Согласованность разнообразной, успешной работающей (эффективной) практики с научной теорией и экспериментальными исследованиями.
|
100
100
96 |
Таким образом, проведенный опрос экспертов подтверждает правильность выбранных нами параметров и адекватность их формулировок для проведения метанаучного конструктивно-критического анализа психологических теорий, экспериментальных исследований, методов практической психологии личности и их согласованности между собой. Частичные сомнения и вызвали у экспертов только 5 из 21 параметра, но и по ним степень согласия экспертов оказалась достаточно высокой, в среднем — выше 95%.
Это означает, что выделенные нами параметры вполне валидные и соответствуют требованиям, с позиций которых целесообразно изучать и оценивать существующие научные и практические разработки в области психологии личности.
Литература
- Яценко Д. А. Критерии, признаки и процедура методологического анализа психологических теорий личности //Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии, № 1 (26), январь – март 2013. – С. 22-34.
- Яценко Д. А. Методологический анализ теории и практики формирования личности. – М., Московский институт психоанализа, 2013. – 220 с.
- Яценко Д. А. Основы конструктивно-критического метанаучного (методологического) анализа теорий, экспериментальных исследований и практических методов работы с личностью. — М., Московский институт психоанализа, 2014. — 304 с.
- Яценко Д. А. Принципы методологического анализа научных теорий личности // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии, № 4 (21), октябрь – декабрь 2011. – С. 25-40.
- Яценко Д. А. Процедура и техника проведения методологического анализа научных теорий личности. – Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». 2012 г., Выпуск 1. – С. 12-23.[schema type=»book» name=»Экспертная оценка параметров системы конструктивно-критического метанаучного анализа научных и практических разработок в области психологии личности» description=» В сообщении содержатся результаты исследования, проведенного с целью перекрестной валидизации предложенной системы конструктивно-критического метанаучного анализа психологических разработок в области личности. Данное исследование представляло собой независимую экспертную оценку положенных в основу нашей системы метанаучного анализа параметров, признаков и показателей репрезентативной выборкой экспертов.» author=»Яценко Денис Александрович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-28″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]