Ощущение человеком субъективного благополучия зависит от того как понимает и оценивает личность те ситуации в которые он попадает в процессе жизнедеятельности. При этом важное значение принимает эмоциональная сторона отношения личности к ситуации, которая в последующем может стать определяющим фактором стратегии поведения, основанной на направленности личности. Таким образом, выделяют взаимосвязь локуса субъективного благополучия и направленность личности: экстраверсия, интроверсия или полное отсутствие направленности.
Проанализировав существующие теоретические представления о субъективном благополучии, можно заключить, что оно является продуктом отношений человека к людям, предметам и явлениям внешнего мира, а также непосредственного отношения человека к самому себе.
Учитывая уровень жизнедеятельности, Е.Ю. Коржова различает такие стратегии поведения, как соматически ориентированные, т.е. стратегии, ориентированные на внешний мир (где различается градация опосредованности профессионально, внепрофессионально, социально), а также стратегии поведения, ориентированные на внутренний мир личности (как непосредственное реагирование на уровне эмоций и мышления). Отсюда следует вывод, что различные стратегии поведения связаны не только со спецификой ситуации, но и с уровнем значимости для личности, а именно ценностными предпочтениями и устремлениями [2].
Нельзя также отрицать зависимость субъективного благополучия и уровнем удовлетворенности личностью различных аспектов жизнедеятельности. Так, целесообразно отметить, позицию западных исследователей, которые выделяют две группы факторов удовлетворенности: объективные (доход, занятость, брак, религия, здоровье, жилищные условия) и субъективные (восприятие жизненных условий, например — социальное сравнение и адаптация, личностные особенности) (Аргайл (1987г.), Кларк и Освальд (1996г.), Динер и Сью (1997г.). Так, по данным М. Аргайла [1] отмечена положительная корреляция между уровнем дохода и уровнем субъективного благополучия личности, хотя абсолютное значение коэффициента корреляции не велико. Объяснение этому состоит в том, что основное влияние дохода носит не прямой, а опосредованный характер: например, через улучшение условий жизни, укрепление здоровья, либо получение образования. Однако, как отмечает исследователь, «известно, что бывают несчастные миллионеры и довольные жизнью бедняки». [1, с.154] «Это связано, в частности, с существованием других источников счастья, более важных, чем деньги, а они со временем не меняются». [1, с.166] Таким «источником счастья», по мнению М. Аргайла, являются социальные отношения, позитивный и оптимистический взгляд на вещи, выбор жизненных целей. [1, с.157]
Несколько иную зависимость мы можем проследить в исследовании М.В. Соколовой [5], которая считает, что уровень субъективного благополучия имеет более тесную корреляцию с субъективными суждения человека об удовлетворенности отдельными аспектами своей жизни, чем с объективными условиями окружающей действительности. При этом наибольшее влияние на субъективное благополучие оказывает удовлетворенность человека самим собой. Отмечена высокая корреляция субъективного благополучия с удовлетворенностью образом жизни и семьей.
По мнению Л.В. Куликова [4], объективно хорошие условия жизни не оказывают прямого, непосредственного влияния на удовлетворённость жизнью отдельных конкретных людей, на переживание эмоционального комфорта, благополучия, счастья. Эти переживания в большей степени зависят от того, как человек воспринимает себя в качестве члена общества, какое место в нём он занимает, как он оценивает процесс самоутверждения в окружающем мире, как он ощущает или понимает смысл жизни. «Здесь особенно важны удовлетворённость ходом жизни в целом, успешность раскрытия своих потенциалов, удовлетворение потребности в самореализации» [3, с.207].
На основании обобщения характеристик выделенных комплексов P.M. Шамионовым, которые мы указали в первой подглаве, можно выделить основные факторы удовлетворённости:
— мотивационные (достижение, признание, качество жизнедеятельности),
— содержательные (содержание жизни и деятельности, взаимоотношения с другими);
— гигиенические (условия жизни и деятельности);
— когнитивные (знание о мире, о себе, о жизни и деятельности, их соотнесение и оценка);
— эмоциональные (локус между валентностями отношения к себе, миру, жизни и деятельности и отражение внешней оценки) [6, с.99].
Вышеперечисленные факторы определяют уровень субъективного благополучия личности и степень ее удовлетворенности. При этом последняя выступает внутренним фактором личности и определяет ее стремление к познанию самоотношения, взаимоотношению с субъектами всевозможных видов деятельности и отношение к самому себе как к субъекту и личности [6, с.98].
Анализ теоретических и эмпирических исследований субъективного благополучия позволяет сделать следующие выводы:
Субъективное благополучие личности необходимо интерпретировать как интегральное социально-психологическое образование, включающее оценку и отношение человека к своей жизни и самому себе и несущее в себе активное начало. Оно содержит все три компонента психического явления: когнитивный, эмоциональный, конативный (поведенческий). Все перечисленные составляющие тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Основными компонентами субъективного благополучия являются различные виды удовлетворённости — собой, жизнью, деятельностью, социальными отношениями др. Субъективные суждения человека об удовлетворённости отдельными аспектами жизни имеют более тесную корреляцию с уровнем субъективного благополучия, чем объективные условия. При этом наибольшее влияние на субъективное благополучие оказывает удовлетворённость человека самим собой. То есть, удовлетворённость выступает внутренним фактором личности, определяющим её познавательную активность, отношение к себе, взаимоотношения с субъектами различных видов деятельности.
Знание о психологии субъективного благополучия или неблагополучия остаётся нечётким и несистематизированным. Исследователи выделяют лишь некоторые факторы этого явления: психофизиологические (М. Аргайл), соматические (О.С. Копина), удовлетворенность жизнью (П.И. Яничев), уровнем притязания, самооценкой (H.A. Растригина), жизненные стратегии (А.Е. Созонтов). Отсутствуют исследования взаимосвязи психологического ущерба и субъективного благополучия. Другими словами, проблема субъективного благополучия не получила целостного изучения вплоть до настоящего времени, поскольку психологический ущерб может выступать прямым фактором субъективного благополучия личности. С другой стороны, если рассматривать в целом взгляды отечественных и зарубежных исследователей можно сделать вывод о том, что особенности личности проявляются через индивидуализированную систему её субъективно-оценочных, сознательно-избирательных отношений к действительности, интериоризированный опыт взаимоотношений с другими людьми в условиях социального окружения. В связи с этим, особенностью социально-психологического изучения личности является необходимость комплексного исследования личностных характеристик, которые могут раскрываться через общественные отношения, социальную мотивацию поведения и деятельность в различных социально-психологических условиях; ценностные ориентации и социальные установки, то есть через взаимоотношения личности с социумом.
От особенностей системы отношений личности зависят многие явления внутреннего мира человека, психические состояния и процессы, которые связаны со специфическим эмоциональным самочувствием, вызванным переживанием значимых для человека событий и являются отражением благополучия (неблагополучия) жизнедеятельности человека в качестве субъекта социального взаимодействия.
Мы придерживаемся определения субъективного благополучия личности как интегрального социально-психологического образования, включающего оценку и отношение человека к своей жизни и самому себе и несущего в себе активное начало. Как психическое явление, оно содержит когнитивный, эмоциональный и конативный (поведенческий) компоненты.
Можно сделать вывод о том, что уровень субъективного благополучия определяют: с одной стороны – субъективные, с другой – объективные факторы. К первым относятся индивидуально-психологические особенности личности:
— эмоционально-волевая составляющая (длительность, выраженность, устойчивость переживаний, чувств и эмоций; способность к интроспекции; удовлетворенность различных аспектов жизнедеятельности личности)
— мотивационная составляющая (ценностные ориентации, установки и стремления)
— когнитивная составляющая (способность анализировать и интерпретировать события жизни; способность к рефлексии)
Тогда как, объективные факторы – это различные явления окружающей среды, которые в свою очередь различаются по степени влияния на личность в зависимости от значимости, которую они представляют для нее.
Учитывая вышесказанное, психологический ущерб, который мы рассматриваем как фактор субъективного благополучия, необходимо выделить независимо от указанных групп. По нашему мнению, именно он является интегральным параметром субъективных и объективных факторов, определяющих исследуемое нами явление, т.к. в сущности психологический ущерб является внешним воздействием, а характер и степень психологической травмы, нанесенной им, может быть определена только субъективно.
Список литературы:
- Аргайл М. Психология счастья / М.Аргайл — 2-е изд. — СПб.: Питер. 2003.-271с.
- Коржова Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека / Е.Ю. Коржова. — СПб., 2002. — 331с.
- Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии / Е.С. Кузьмин — Л.: ЛГУ, 1967. — 173 с.
- Куликов Л.В. Психология настроения / Л.В. Куликов — СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. — 228с.
- Соколова М. В. Шкала субъективного благополучия. Ярославль, 1996.
- Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2008. 296 c.[schema type=»book» name=»ФАКТОРЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ » author=»Кужильная Анна Вячеславовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]