Характеристика духовной нравственности юношеского возраста представлена недостаточно в психолого-педагогических исследованиях: мало наработано конкретных данных в этой сфере.
В западной психологии они выполнены, прежде всего, в рамках когнитивного подхода, который акцентирует внимание только на когнитивных аспектах морального сознания, а моральные суждения выступают в нем мерилом нравственного развития.
Романтическая концепция юности, Ж-Ж. Руссо рассматривала стадиальный характер развития человека, и юность в этом процессе занимала особое место. В ней рассматривались биологические, социальные факторы, определяющие содержание и характер протекания юности, но ничего не говорилось об её духовно-нравственном развитии [6].
Биогенетическая концепция, С. Холл главное внимание уделял биологическим детерминантам развития. Законом развития психологии считал биогенетический закон. Согласно этой концепции юность, охватывает период от начала полового созревания (12-13лет) до наступления взрослости (22-25 лет), эквивалента эпохе романтизма. Это период «бури и натиска», внутренних и внешних конфликтов, в ходе которых у человека появляется «чувство индивидуальности».
Этой концепции придерживались Э. Кречмер и Э. Йенш они разработали на основе биологических факторов (телосложения) типологии личности. К. Конард последователь Э. Кречмера определил, что типологические характеристики личности применимы к возрастным стадиям, юность он отнес к «шизоидному типу» с её тягой к самоанализу. Представители этой концепции не уделяли должного внимания социальным факторам [3, с. 236]. Как и в предыдущей концепции, представители все внимание сосредоточено только на биологических детерминантах развития.
Концепция персонологической (личностной) ориентации Э. Шпрангера. Он положил начало исследованию юношеского самосознания и ценностным ориентациям. Подробно рассмотрел исторические условия и социальное положение юношества, стадии духовного и нравственного развития, выбор профессии, становление мировоззрения.
Он разделил юношеский возраст на две фазы: первая 14-17 лет, связанная со стремлением к освобождению от детских отношений зависимости; и вторая связана с чувством одиночества, «кризис оторванности» у 17-21летних. Юношеский возраст разделили для мальчиков с14 до 22лет и для девочек с 13 до19 лет, рассмотрев элементы полоролевого поведения молодых людей. Выделил новообразования этого возраста, которые связаны с открытием «Я» и включением в различные виды жизнедеятельности, развитием рефлексии, осознанием собственной индивидуальности и её свойств; появлением жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни [3]. Впервые, были, рассмотрены стадии духовного развития и частично рассматривалось нравственное развитие юношеского периода.
Эту концепцию конкретизировал Ш. Бюлер, связав биологическое и культурное созревание с особенностями протекания психических процессов, выделив две фазы развития:
— негативную – это фаза метания, противоречивых чувств, снижения работоспособности, меланхолии. Она характеризуется беспокойством, тревогой, раздражительностью, агрессивностью;
— позитивную, когда появляется новый мир ценностей, любовь, мечты и потребность в интимной человеческой близости [6, с. 123].
Концепция социально-психологической ориентации К. Левина. Достоинство его концепции в том, что рассматривал юность как социально-психологическое явление, связывая психическое развитие личности с изменением её социального положения. Он считал важными процессами переходного возраста расширение жизненного плана личности, круга его общения, групповой принадлежности и типа людей на которых личность ориентируется. Поведение подростка (юноши) определяется маргинальностью его положения. Он в своей концепции не уточнил граней периода маргинальности и не давал различий между юношей и подростком.
Концепция моральной ответственности Ж. Пиаже. Он выделил две ступени в нравственных суждениях детей, на основе двух типов морали: гетерономной морали, связанной с воздействием на ребенка мира взрослых и автономной демократической морали, основанной на взаимном сотрудничестве ребенка с окружающего мира. Его концепция сосредоточена сугубо на когнитивных (познавательных) процессах, отражала один аспект нравственного развития ребенка. Ответственность, которая положена автором в основу классификации уровней морального развития, носит оценочный характер и касается выдуманных персонажей, но не отражает реального поведения самого испытуемого.
Развитие в юношеском возрасте он сконцентрировал на специфике юношеского мышления. В его понимании, усложнение мыслительных действий оказывает влияние на все стороны жизни, включая эмоции, и вызывает тяготение у подростка и юноши к общим теориям, склонность теоретизированию становиться возрастной особенностью. Применительно к юношескому возрасту моральное развитие не рассматривается.
Концепция морального развития Л. Колберга, согласно которой моральное развитие индивида происходит поэтапно. Он на основе своих исследований, в ходе которых испытуемому предлагались различные жизненные ситуации в плане морального выбора, выделил несколько уровней развития морального в человеке, которые разделили на уровни:
— преконвенциональный (доморальный) уровень: ребенок слушается, чтобы избежать наказания (1стадия); ребенок руководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды (2стадия);
— конвенциональный (прагматический) уровень: ребенок движим желанием одобрения со стороны взрослых и стыдом перед их осуждением (3 стадия); установка на поддержание определённого порядка и фиксированных правил, и авторитета (4стадия);
— постконвенциональный уровень (автономной морали): поведение, основанное на логическом обосновании нравственных правил, в соответствии с принципом полезности (5стадия); поведение в соответствии с высшим законом, соответствующим интересам большинства (6стадия); [6].
Привлекательным в концепции является то, что рассматривается моральное развитие в общем аспекте, и отрицательным — не конкретизируется юношеский возраст, а суть морального выбора сводится к определению ведущего мотива поведения. Не рассмотренными остаются другие аспекты нравственного поведения и компоненты нравственного развития детства.
Концепция морального развития М. Блэтта (продолжены идеи Л. Колберга). По мнению М. Блэтта детей необходимо систематически вводить в область суждений на моральные темы на ступень выше их собственных, они постепенно проникаются привлекательностью этих суждений, что становиться стимулом к развитию следующей ступени их морального сознания. Наиболее эффективной формой он считал групповое обсуждение моральных дилемм. Таким образом, стимулирование уровня моральных суждений, по его мнению, являлось главной и единственной целью педагогического воздействия.
Концепция морального развития Э. Хиггинса. Определяются стадии, которые характеризуют: когнитивный, эмоциональный, мотивационные компоненты и совмещают принципы заботы и справедливости к человеческой личности. В этой концепции уделяется внимание только понятию ответственности, представление о которой и определяет содержание поведения.
Автором выделены четыре стадии развития представлений об ответственности:
Первая — характеризуется тождественностью представлений об ответственности и обстоятельствах. Человек не считает необходимым выполнять команды вышестоящих и авторитетных лиц или правила, установленные ими.
На второй стадии рассматривает различие ответственности и обязательств; человек ответственен только перед самим собой, своим благополучием, собственностью и поставленными перед ним целями.
В третьей стадии человек ощущает ответственность, как за себя, так и за тех, с кем он находиться в хороших отношениях.
На четвертой стадии ощущает ответственность за всех людей, руководствуясь правилами, запрещающими нанесение психологического ущерба и создание эмоционального дискомфорта другим людям. Главной заботой становится забота о чувствах другого человека, его психическом состоянии.
Концепция морального развития ребенка А.В. Зосимовского. Автором дана попытка исследования динамики морального развития ребенка от младенчества до семи лет. В концепции рассмотрен только дошкольный возраст, не описаны другие возрастные группы. В ней уделялось внимание способам контроля поведения: от реактивности к самоограничению, осознанности и произвольности. Выделив новообразования в каждой возрастной группе, он не раскрыл значение, психологических механизмов и их реализацию [5].
Концепция Л.М. Попова, в которой он подчеркивает двойственность в оценке этических действий человека (добрые – порочные). Доброе и злое существует в одном человеке или в одной социальной общности, и взаимно переходят друг в друга. «Добрый» — характеризуется духовностью. В нем преобладает сила и высота духа. Он руководствуется человеческими заповедями и своим поведением, золотым правилом нравственности: поступай по отношению к другим — как хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе. Злой, порочный человек – это злобный, завистливый человек, ненавидящий окружающих его людей [4, с.168] . Он сформулировал представление о человеке, как индивидуальном субъекте саморазвития и выделил нравственно-этический строй в структуре личности.
Концепция духовно — нравственного развития личности Л.М. Аболина и др. Духовность, нравственность рассматривает у них, как интегративное системное качество, которое затрагивает не только отдельные компоненты деятельности, но и целый ряд их параметров. Высокая духовность, нравственность – это развитие всех составляющих деятельности, а не отдельных личностных качеств, психических процессов. Это высокий уровень развития духовно-нравственных целепологаний, этических знаний, оценки, контроля своих и чужих духовно-нравственных действий, и поступков, их коррекция. Л.М. Аболин отмечает, в связи с тем, что система образования должна готовить человека одновременно и как способного менять самого себя и наличное бытие, и как понимающего и принимающего задачи наличного бытия, и способного осуществлять в них свою жизнедеятельность, она должна ориентироваться на формирование целостной личности.
В соответствии с двумя полюсами всеобщности – человечество в его историческом развитии и личность – можно предположить существование двух путей формирования духовной (нравственной) личности: — становление индивида как культурно-исторического субъекта деятельности, воспринимающего историю как свое прошлое и чувствующего свою ответственность перед будущим и зависящего от его действий в настоящем; — непосредственное общение с духовно-нравственной личностью, которая является для него критерием поведения, общения, этических оценок и суждений.
Первый путь может быть воплощен в преподавании путем отбора содержания и способов обучения, второй – воплощен в личном общении учителя, семьи, коллектива, через проектирование социокультурной среды. Последний определяется условиями и возможностями, способствующими или не способствующими формированию духовно-нравственной личности.
Индивидуальные различия системы духовно-нравственных признаков обусловлены целостной структурой деятельности, отражающей особенности воздействия различных уровней личности на механизм этой деятельности. По результатам исследования выделяются два уровня духовно-нравственного развития школьников: духовно-деятельностный и духовно-личностный [1].
Концепция развития нравственной сферы личности Н.В. Мельниковой, Р.В. Овчаровой. Данная концепция базируется на культурно-историческом и психосоциальном подходах и опирается на методологические принципы: системного подхода, согласно которому нравственная сфера личности рассматривается, как системное интегративное образование, выступающее в единстве когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов. Согласно их концепции, необходимо учитывать взаимодействие нравственного сознания и поведения (деятельности), как необходимого условия этического развития личности, формирования её нравственных мотивов.
Это позволит преодолеть недооценку роли совместной деятельности детей со взрослыми и ведущего вида деятельности для становления нравственной сферы личности; принципа субъектности, обеспечивающего понимание личности как субъекта нравственного развития, проявляющего активность в освоении нравственного опыта. С этих позиций нравственная сфера рассматривается интегральным единством и взаимодействием нравственного сознания (когнитивный компонент), чувств, отношений, переживаний (эмоциональный компонент), поведения личности (поведенческий компонент), динамика которых опосредована нравственными чувствами, кроме того, у подростка — нравственными отношениями и переживаниями, в юношеском возрасте — нравственным сознанием и самосознанием [3, с.286].
Концепция нравственного развития Н. В. Марьясовой, она рассматривает духовность как систему отношений человека к миру и себя в мире, как определенную программу поведения, являющуюся составной частью целостной самоактуализирующейся личности, проявляющуюся в виде определенного мироотношения и определяющую приоритет высших духовных ценностей над витальными.
Она выделяет нравственный строй личности, её способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной и общественной жизни и следовать идеалам истины, красоты и добра. Нравственность оценивается, как одно из измерений духовности человека [2, с.8-9].
Таким образом, большинство рассмотренных концепций рассматривают более подробно дошкольный возраст, но мало уделяют внимание юношескому периоду и не определяют точно возрастные границы юношеского периода. Хотя юношеский возраст один из ответственных периодов формирования личности и нравственного совершенствования, который включает осознание смысла жизни и ее целей.
Большинством ученых признается, что юношеский возраст является главным периодом формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь.
В концепциях анализируют разные стороны жизни юношеского возраста — физическое созревание, умственное развитие, самосознание, структуру общения, они дополняют друг друга, но не уделяют должного внимания духовно-нравственному развитию личности, хотя позволяют определиться в теоретических основаниях их дальнейшей разработки применительно к юношескому возрасту.
В настоящий период ситуация развития духовно-нравственной сферы для юношеского периода осложнена еще и трудностями социального переустройства нашего общества.
Список литературы:
- Аболин, Л.М., Валиахметов, Х.Х. Духовно-нравственное развитие личности в со-бытийной деятельности. — Казань. : «Карпол», 2002. — 230 с.
- Марьясова, Н.В. Духовность в контексте психологического анализа: личностный аспект: Автореф. дис… канд. психол. наук: (19.00.01). — Хабаровск, 2004. – 23 с.
- Мельникова, Н.В., Овчарова Р.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника // монография.- СПб.: «Амалтея», 2008.- 304 с.
- Попов, Л..М., Устина, Ю.Н. Предмет и методы этической психологии личности // Ученые записки казанского государственного университета. – 2009, том 151, кн. 5, ч.1. – С. 171.
- Самылова О.А. Концептуальные подходы к развитию нравственной сферы в период юности // Гуманитарные знания в образовательном пространстве регионов. – Барнаул: ИГ «Си – пресс», 2012. – С. 190 — 194.
- Теории личности в американской и западноевропейской психологии. — М. : АСТ, 2006. –240 с.[schema type=»book» name=»ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА В КОНЦЕПЦИЯХ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЮНОШЕСТВА» author=»Самылова Ольга Анатольевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]