При современном уровне развития цивилизации человека все в меньшей степени волнуют вопросы области элементарных потребностей. В то время как вопросы удовлетворенности жизнью, счастья, эмоционального благополучия, самореализации, эмоциональной насыщенности жизненного процесса, вопросы управляемости жизни – выходят на первый план и приобретают все большее значение и актуальность. Эти переживания определяющим образом влияют на поступки субъекта, поведение и особенности его деятельности.
Все вышеуказанное позволяет с уверенностью утверждать, что удовлетворенность жизнью является существенной составляющей психологического здоровья личности, что представляется весьма актуальным и значимым [2, 130с].
Особое значение вопросы удовлетворенности жизнью и психологического благополучия приобретают в период взрослости. В теории Э. Эриксона зрелость – это возраст «совершения деяний», когда происходит упрочнение чувства собственной идентичности и «человек становится тождественным самому себе» [6, c.592]. Это период наиболее полного расцвета личности, когда пройден определенный отрезок жизненного пути со своими событиями и достижениями, но многое еще впереди, что позволяет дать оценку приобретенному опыту, подвести первые итоги, пересмотреть систему ценностей, привести в соответствие жизненные планы и реальные возможности, возможно, сформулировать новые цели [1, c.50]. При этом большую роль играет уровень ОЖ субъекта, который выражается в осознании целей, собственной успешности в различных областях деятельности, чувстве контроля над событиями собственной жизни.
Исходя из понимания сути психики и природы ее организации, как многомерной совокупности психических явлений и связей между ними, целью данного исследования является – изучить взаимосвязи, возникающие между удовлетворенностью жизнью, стремлением к саморазвитию и осмысленностью жизни. Общей гипотезой исследования стало предположение, что уровень ОЖ жизни будет напрямую связан с показателем удовлетворенности ею и будет иметь связь со стремлением к саморазвитию.
В исследовании приняли участие граждане РФ в возрасте от 30 до 45 лет включительно. Общий объем выборки составил 50 человек: 23 мужчины и 27 женщин. Все респонденты трудоустроены и имеют высшее образование.
Выбор методик для проведения опроса был обусловлен задачами исследования. В целом, 50 респондентам 30-45 лет предлагалось заполнить 9 опросников, включая анкету для сбора демографических данных: Шкалы личностного роста методики психологического благополучия К.Рифф, Шкалы «Познавательные потребности» и «Креативность» методики самоактуализации личности А.В. Лазукина (САМОАЛ), Методика «Индекс стремлений» Т. Кассера, Опросник «Удовлетворенность жизнью» Н.Н. Мельниковой (УДЖ), Шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера, Шкала удовлетворенности основных жизненных потребностей О.С. Копиной, Шкала самоуважения М. Розенберга, Методика смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (СЖО) [3, c.18], Шкала аффективного баланса Н. Брэдбурна, анкета для сбора демографических данных [4, 95-129с].
Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы.
- Анализ уровня удовлетворенности жизнью показал, что респонденты из группы с высоким уровнем осмысленности (ОЖ) в большей степени удовлетворены собственной жизнью, чаще переживают чувство радости, душевного подъема, заинтересованности, насыщенности жизни, меньше беспокоятся о будущем и в меньшей степени испытывают усталость и разочарование в жизни, чем респонденты со средним уровнем ОЖ.
- Исследование уровня реализации основных жизненных потребностей респондентов выявило, что для всех опрошенных «внутренние» потребности являются более значимыми, чем «внешние». А также то, что всем испытуемым характерна низкая конфликтность между показателями значимости потребностей и уровнем их реализации.
Однако по субъективной оценке респондентов группы с высоким уровнем ОЖ в их жизни в большей степени реализованы внешние потребности, чем у респондентов из группы со средним уровнем ОЖ. В то же время для представителей первой группы должны быть менее значимы задачи, связанные с реализацией внутренних потребностей, так как показатель конфликтности по данной шкале ниже, чем у представителей второй группы. Это говорит о том, что для респондентов со средним уровнем ОЖ вопросы саморазвития, творчества, личностных отношений более значимы.
- Анализ стремления к саморазвитию показал, что всех респондентов можно охарактеризовать как субъектов, обладающих чувством продолжающегося развития, стремящихся к познанию себя и повышению собственной эффективности.
- Исследование показателей самоуважения показал, что группы с высоким уровнем ОЖ характерно стремление уважать себя как личность и профессионала, а также осуществлять деятельность, способствующую развитию самоуважения: совершенствоваться в профессии, в духовном и интеллектуальном плане, в области отношений.
У респондентов группы со средним уровнем ОЖ в целом также преобладает чувство самоуважения, они способны к адекватной самооценке, однако выявленные достоверные отличия, позволяют сделать вывод, что испытуемые в большей степени склонны к длительным обвинениям себя в ошибочных действиях и неверных решениях.
- Анализ взаимосвязей показало, что испытуемые с высоким уровнем ОЖ удовлетворены своей жизнью, что в свою очередь находит выражение в преобладании позитивных эмоций. Также для них свойственен творческий подход к своей жизни. При этом уровень ОЖ не имеет прямых связей с показателями значимости или осуществленности потребностей в том числе и по шкале «Цели в жизни». Исключением является субшкала «Локус контроля – Жизнь», которая имеет обратную связь с показателем конфликтности внутренних потребностей. То, насколько значимы и реализованы потребности в творчестве, саморазвитии, личностных отношениях, — связано с чувством уверенности в том, что человек может свободно воплощать собственные решения в жизнь.
Для респондентов группы со средним уровнем ОЖ характерно меньшее количество связей, которые в основном затрагивают показатели, характеризующие значимость и степень реализации потребностей и в меньшей степени показатели удовлетворенности жизнью.
Анализ полученных результатов позволяет с уверенностью утверждать о наличии прямой взаимосвязи между уровнем ОЖ респондентов и степенью их удовлетворённостью жизнью, а также о взаимном влиянии уровня ОЖ и степени реализации стремлений к личностному росту. Можно сделать вывод, что люди более счастливы, когда ощущают, что их жизнь имеет смысл и движется в определенном направлении. Более удовлетворены собственной жизнью те, кто участвует в имеющих для них высокую значимость занятиях и действует в направлении собственного развития.
Список литературы:
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды/Б.Г. Ананьев. – В 2-х т. – Т.1. –М.: Просвещение, 1980. – 50с.
- Идобаева О.А. К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитийный и психолого-педагогический аспекты//Психология и педагогика. 2011, №8. – 130с.
- Леонтьев, А.Н. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000. – 18с.
- Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования)// Психологическая диагностика. 2005, № 3. – 95-129с.
- Эриксон, Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, 2006. – 592с.[schema type=»book» name=»СТРЕМЛЕНИЕ К САМОРАЗВИТИЮ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ У ВЗРОСЛЫХ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ. (ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДДЕРЖАНО ГРАНТОМ РФФИ 16-06-00307 ТИП ПРОЕКТА: «А»)» description=»Целью данного исследования является – изучение взаимосвязей, возникающие между удовлетворенностью жизнью, стремлением к саморазвитию и осмысленностью жизни взрослых. Анализ полученных результатов позволяет с уверенностью утверждать о наличии прямой взаимосвязи между уровнем осмысленности жизни респондентов и степенью их удовлетворённостью жизнью, а также о взаимном влиянии уровня осмысленности жизни и степени реализации стремлений к личностному росту. Можно сделать вывод, что люди более счастливы, когда ощущают, что их жизнь имеет смысл и движется в определенном направлении. Более удовлетворены собственной жизнью те, кто участвует в имеющих для них высокую значимость занятиях и действует в направлении собственного развития.» author=»Рыкман Людмила Владимировна, Шенгер Евгения Алексеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.10.16_31(2)» ebook=»yes» ]