Создание семьи – великий подвиг. Родить, дать новую жизнь не так трудно. Но вложить в ребенка понятия любви, свободы, веры, совести, ответственности – задача не из простых, и невыполнима вне любви и вне семьи. В семье закладываются такие общечеловеческие ценности как чувство патриотизма, любви и уважения к близкому, щедрости, ответственности за свои поступки.
Каждое время наполняет все важнейшие явления человеческой жизни. На протяжении всех исторических эпох менялись взгляды людей на то, каким должен быть брак, семейные отношения, любовь, какую роль они играют в жизни людей. Одна из наиболее актуальных задач исторической науки, состоит в том, чтобы выявить изменения представлений о той или иной проблеме и показать каким образом переосмысливаются совокупность человеческих радостей и горестей. Исходя их этого, можно понять основные мотивы, которые побуждают молодых людей спешить или, наоборот, не спешить с браком, сохранять или не сохранять супружескую верность, выбирать свое положение в браке или оставаться холостяком. Сегодня мы считаем, что семья – одна из величайших ценностей человечества. Именно в семье начинается социализация человека, именно там ребенок осваивает первые отношения, ценности, правила общества.
Семья и семейные ценности – это два понятия, которые не могут существовать друг без друга. Семейные ценности теряют свое значение, если не будет семьи. А семья не имеет возможности существовать без основополагающих принципов, которые смогут сохранить ее целостность и духовное здоровье. Семейные ценности – это отношение человека к человеку, насыщенные любовью и заботой. Мужчина и женщина, создавая союз, дают ему что-то новое, и все это совместно основывает ту базу семейных отношений и климат, в которой будут рождаться, и расти их дети.
Семейные ценности (также традиционные семейные ценности) – созданное в обществе объединение понятий о семье, влияющее на выбор семейных целей, способов устройства жизнедеятельности и взаимодействия [5, с.25].
Если говорить о семейных ценностях в установленном обществом понимании, то мы с легкостью можем оперировать данным понятием, а также сможем дать его толкование в общих чертах. Если же речь идет о таком понятии как «традиционные семейные ценности», то возникает дискуссия вокруг данного понятия. Наиболее простейшим определением было бы классифицировать эту форму ценности, как следствие взаимодействия на длительном этапе времени общества, с его взглядами, с религиозными нормами, признанными в этом обществе, направленные на сохранение института семьи [2].
Установленные семейные ценности непрерывно культивируются и внедряются в жизнь супругов. Собственно их пытаются передать зрелые младшему поколению, о них можно услышать с экрана телевизора, о них говорят в церкви и т. д. Вера, верность, любовь, брак, уважение, святость материнства, продолжение рода – это далеко не полный, но основной список семейных ценностей. Ведущей концептуальной нагрузкой, которую они представляют, является брак, как исключительно подходяще верный образец совместной жизни мужчины и женщины, ведущая цель которого является продолжение рода и воспитание детей, с сохранением веры, любви и терпимости друг к другу [8, с.248].
Семейные ценности, как правило, формируются еще в детстве. Это огромный процесс, сконцентрированный как на обществе в широком понимании, так и на семью и молодое поколение, ведущая цель которого и есть воспитание положительных ориентиров на семью и брак, приготовление к вступлению в брак, а так же разрешение проблем молодой семьи.
Исследованиесемейных ценностей молодежи начала XXI века и Царской России предусматривало несколько этапов: первый этап был посвящен изучению семейных ценностей современной молодежи, включающий в себя теоретический анализ психологической литературы и проведение эмпирического исследования; на втором этапе изучались семейные ценности в Царской России, проводилось теоретическое исследование проблемы, осуществлялся сбор и анализ исторических источников; третий этап был посвящен сравнительному анализу полученных данных.
Для эмпирического изучения исследуемой темы были определены следующие методы исследования: метод тестирования (Ценностный опросник Ш. Шварца), методписьменного опроса (анкета, состоящая из 22 вопросов, последовательность вопросов в анкете составлена с учетом классификации семейных ценностей: первыми в анкете представлены вопросы, связанные с супружеством, далее с родительством и с родством), метод анализа исторических источников. В рамках последнего методабыл использован источник нормативного характера – Стоглав 1551 года [7], изучение которого позволяет выявить роль государства и основные направления государственной политики, в рамках которых положение семьи в XVI-XVII веках. Стоглав 1551 года устанавливал правила вступления в брак, а также возрастной ценз.
Нравоучительная литература – своеобразный вид духовной письменности, имеющей практическое, религиозно-нравственное назначение, связанное с назиданием в полезных правилах, наставлением в житейских делах, поучением в жизненной мудрости, обличением в грехах и пороках и т. д. В соответствие с этим нравоучительная литература максимально приближена к реальным жизненным ситуациям. По степени использования и распространенности в Средние века и ранее Новое время нравоучительная литература занимала второе место, идя сразу за богослужебной. Нравоучительные тексты, с одной стороны, задают нравственные образцы, в них проявляются идеальные представления народа о том, как надо вести себя, как жить, как поступать в той или иной ситуации, с другой стороны, отражаются реальные существующие традиции и обычаи, приметы повседневной жизни разных слоев средневекового общества. Ярким примером является «Домострой» [3]. В нем отражены правила домашнего устройства, которые касались духовной жизни, отношений внутри семьи и ведения домашнего хозяйства, характерные для семейных отношений изучаемой эпохи.
Измарагд – древнерусский литературный сборник устойчивого состава. Предназначался для домашнего и келейного чтения [4]. Большую часть его статей составляют произведения на темы христианской морали. Древнейшая рукопись Измарагда относиться ко второй половине XIV века (широкое распространение в списках XVI – XVII вв.).
Покаянные книги – памятник средневековья, практическое руководство по исповедальной практике [4]. Данный источник предназначен для изучения народных умонастроений, традиций, ритуалов, форм поведения.
Записки, воспоминания, дневники путешествий иностранцев, посетивших Россию в XV – XVII веках, составляют целый комплекс исторических источников, который мы применили для написания данной выпускной квалификационной работы. Политика и культура, экономика и быт, религия и нравы, – все отразилось в записках и мемуарах, докладах и тайных реляциях. Огромная страна явилась темой бесчисленных сочинений иностранных гостей [1].
В западных сочинениях XVI-XVII веков образ России очень популярен. Среди тех, кто написал о нашей стране в это время, были англичане, итальянцы, немцы, шведы, поляки, голландцы, французы. Все они дивились Московией и пытались описать увиденное. Большой интерес проявляли иностранцы, прежде всего к нравам, традициям русских людей.
Автор «Записок о Московитских делах», Сигизмунд Герберштейн [6]– немецкий барон, дипломат и путешественник посетил Россию в 1516 и в 1523 – 1527 годах. В результате исследований Герберштейн смог создать первое подробное этнографическое описание России. Его почти энциклопедическая книга освещала торговлю, религию, обычаи, политику, историю и даже теорию русской политической жизни.
«Описание путешествия в Московию» – сочинение немецкого ученого-энциклопедиста Адама Олеария [1], посетившего Россию с торговым посольством в 1630-е гг. составляет огромный информационный комплекс. Ценны известия о нравах, быте русских середины XVII в. Олеарий пишет о праздниках, обрядах и даже распорядке дня московита.
Всего в работе анализировалось три показателя: отношение к семье, к браку, к родительству.
Хронологические рамки исследования относятся к XVI –XVII вв. Границы исследования очерчены временем правления Василия III Ивановича (1505 – 1533) и началом самостоятельного правления Петра I Алексеевича, то есть 1689 годом. В этот период завершается процесс собирания русских земель, начинается формирование общегосударственныхсословий. Перемены, происходящие в семейной жизни общества, были обусловлены целым комплексом реформ в политической, социальной, правовой и культурной сферах жизни.
Выборка по исследованию семейных ценностей современной молодежисоставила 30 респондентов в возрасте 20-22 лет.
Сопоставив результаты исследования семейных ценностей современной молодежи и ценностей Царской России можно выделить как схожие, так и отличительные признаки.
Семья в Царской России была пронизана патриархальными отношениями, главенствующая роль в семье отводилась мужчине. Современная молодежь к наилучшей форме организации семьи относит равноправие. В круг обязанностей мужчины Царского периода входил присмотр за благополучием дома и воспитание членов семьи, в том числе и духовное развитие. Для современного мужчины наиболее важной обязанностью является наличие работы и жилья, для того чтобы обеспечить семью. Положение женщины Царского периода немного отличается от современности: женщины, как и прежде, выполняют все домашние дела, занимаются воспитанием детей, готовят еду, стирают, но для современного общества также характерно наличие работы, чтобы равноправно с мужчиной обеспечить семью.
Возрастной ценз для вступления в брак в Царской России: для девушек – не моложе 12 лет, для юношей – 15 лет, при вступлении в брак, учитывалось родство брачующихся – запрещались браки со свойственниками и родственниками включительно до 4 колена. Для современной молодежи оптимальный возраст: для девушек – с 21 до 25 лет, для юношей – с 26 до 30 лет, в современном обществе так же не принят брак с родственниками.
Роль родителей в период создания новой семьи во времена Царской России была велика, брак заключался по воле родителей, перед сватовством родители жениха выясняли материальное положение невесты, репутацию семьи. До свадьбы будущие супруги большей частью не были знакомы между собой или никогда прежде не виделись. Родительский выбор был неоспорим, ему подчинялись беспрекословно. Современная молодежь самостоятельно ориентируется на выбор будущего супруга для официального брака, главным мотивом которого является «желание создать семью», в котором любовь занимает приоритетное место, при этом главным условием для создания семьи является наличие работы и постоянного дохода.
Для семьи Царской России характерно наличие большого количества детей. Это связано с экономической выгодой, дети помогали родителям заниматься полевыми работами. Для современной молодежи оптимальным количеством детей в семье является два ребенка, это связано в потребности профессиональной карьеры и достатка, который вероятно сможет обеспечить семью.
Необходимо отметить, что для Царской России характерно господство духа рабства между детьми и родителями. Детей воспитывали в строгом подчинении родителям, с ранних лет обучали полезному делу. Главной обязанностью детей, как для современного общества, так и для периода Царской России являются: любовь к родителям, полное послушание, забота о них в старости. Отличительными признаком является то факт, что современная молодежь хочет предоставить ребенку возможность права выбора, возможность высказать свое мнение.
Организатором семейного досуга Царской России является жена, главной обязанностью которой является поступать сообразно с желаниями и представлениями мужа. Современная молодежь считает, что супруги вместе должны организовать семейный досуг, т.к. правильно организованный досуг может помочь созданию теплого климата в семье.
Таким образом, исследование показало, что на данный момент времени семья и наличие детей перестали быть социально значимыми приоритетами в системе ценностей современной молодежи, они значительно утратили свою позицию. Современная молодежь превыше всего ставит независимость и карьеру, достижение высокого статуса. Семья же планируется после создания успешной карьеры в далекой перспективе.
В течение всего развития общества семья претерпела серьезные изменения, но, тем не менее, она была и остается важнейшей составляющей жизни каждого из нас. Со временем происходит трансформация взглядов людей на семейные отношения, положение семьи в социуме.
- Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию. [Электронный ресурс]. URL:https://www.vostlit.info/Texts/rus7/Olearij/pred.phtml (дата обращения: 04.11.2014).
- Беляева А.Б. Традиционные семейные ценности // Вестник Тамбовского университета. – 2008. – № 11[Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 14.01.2015).
- Домострой / Сост., вступ. ст. пер. и коммент. В.В.Колесова; Подгот. текстов В.В. Рождественской, В.В.Колесова и М.В.Пименовой; Худож. А.Г.Тюрин. – М.: Сов. Россия, 1990. – 304 с.
- Найденова Л.П. Мир русского человека XVI-XVII вв. (по домострою и памятникам права). – М.: Издание Сретенского монастыря, 2003. – 208 с.
- Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.Е., Валента Т.Ф. Психология семейных кризисов. – СПб.: Речь, 2007. – 360 с.
- Сигизмунд Герберштейн. Записки о Московии. – М.: МГУ, 1988. [Электронный ресурс]. URL:https://www.vostlit.info/haupt-Dateien/index-Dateien/G.phtml?id=2044 (дата обращения: 03.12.2014).
- Стоглав, Собор бывший в Москве при Великом Государе Царе и Великом Князе Иване Васильевиче (в лето 7059). – Лондон: Trübner&Co., 1860. – 238 с. [Электронный ресурс]. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003543631#?page=1 (дата обращения: 10.11.2014).
- Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций. – М.: ЭКСМО, 2000. – 512 с.[schema type=»book» name=»СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ НАЧАЛА XXI ВЕКА И ЦАРСКОЙ РОССИИ » description=»В предлагаемой статье авторы делают попытку сравнительного анализа семейных ценностей молодежи XXI века и периода Царской России.В статье показано, что в течение всего развития общества семья претерпела серьезные изменения, но, тем не менее, она была и остается важнейшей составляющей жизни каждого из нас.» author=»Созонова Елизавета Владимировна, Пьянова Екатерина Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]