Современное общество, каким бы развитым и цивилизованным оно ни являлось, никогда не будет застраховано от разного рода стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. В процесс работы с последствиями чрезвычайных ситуаций активно включены психологи, поскольку количество пострадавших, которым необходима квалифицированная психологическая помощь, с каждым годом возрастает. В этой связи, актуально изучить представления будущих психологов о чрезвычайной ситуации, о том, с последствиями чего им, возможно, придется столкнуться лицом к лицу.
На наш взгляд, любая профессия требует от специалиста прежде всего конкретного осознания объекта и предмета деятельности, а также понимания особенностей и специфики условий, в которых эта деятельность будет осуществляться. Чрезвычайная ситуация является полем деятельности специалистов разных направленностей: это и спасатели, и представители органов внутренних дел, и медицинские работники, и психологи. При этом очевидным является то, что представители разных профессий выполняют при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации разные функции, соприкасаются с ней в разной степени и, соответственно, представления о ней должны отличаться, хоть в какой-то мере отражая специфику деятельности. Более того, для эффективной реализации своего потенциала в процессе деятельности необходимо накапливать его во время учебы. Иными словами, вместе со знаниями, навыками и умениями должны формироваться представления о будущей деятельности с полным их осознанием. Поэтому интересным на данном этапе исследования является не просто изучение представлений студентов-психологов о чрезвычайной ситуации, но и выделение наличия/отсутствия специфических черт этих представлений, отражающих определенную направленность получаемых студентами знаний на их образовательном пути.
Основными методами исследования были выбраны метод свободных ассоциаций, а также метод семантического дифференциала.
Изучением проблемы социальных представлений занимались представители различных школ: Женевской, Парижской и Экс-ан-Прованской. Наиболее интересным для нас представляются идеи французской школы Экс-ан-Прованса, согласно которым, социальное представление можно определить как «функциональное видение мира, которое позволяет индивидам или группам придавать значение их поведению, понимать реальность через собственную систему отношений, таким образом адаптироваться к ней и определять свое место в ней» [1].
В основе исследования лежат идеи Ж.-К. Абрика (в частности, его структурный подход), согласно которому выявление содержания социального представления не является достаточным для его описания. Наиболее значимым является анализ структуры представления, позволяющий проводить процедуру сравнения, с целью выявления сходства и различий представлений в различных группах [3, с. 5-7]. Структура социального представления, по мнению Ж.-К. Абрика, складывается из ядра и периферии. Ядро представляет собой стабильную, устойчивую к изменениям структуру, которая тесно связана с историей социальной группы, ее ценностями и нормами, а также с коллективной памятью. Ядро является основой всего представления, которая придает ему смысл (в ядро социального представления входят ассоциации с высокой частотой встречаемости и низким средним рангом). Периферическая система конкретизирует значение ядра представления, это связующее звено между ядром и конкретной ситуацией, в которой вырабатывается и действует представление. Она характеризуется динамичностью и изменчивостью (в зону периферии входят ассоциации с низкой частотой встречаемости и высоким средним рангом). Все последующие ассоциации входят в периферическую зону социального представления, включающую область потенциальных изменений (ассоциации с низкой частотой встречаемости и низким средним рангом, а также ассоциации с высокой частотой встречаемости и высоким средним рангом) [4].
Метод семантического дифференциала, разработанный Ч. Осгудом, предназначен для измерения значений, которые разные лица присваивают различным объектам. Классическая процедура семантического дифференциала состоит в оценке интересующего исследователя набора понятий с помощью 7-бальных шкал, полюса которых представлены прилагательными-антонимами типа «большой-маленький», «горячий-холодный» и т. п. [2] Именно метафорический характер семантического дифференциала дает возможность оценивать любые объекты и сравнивать эмоциональное отношение к ним [5, с 125-135].
Исследование направлено на изучение представлений о чрезвычайной ситуации через призму отображения их в сознании субъекта, а также на рассмотрение проблемы универсальности и специфичности представлений о чрезвычайной ситуации. Цель исследования: выявление и анализ структуры, содержания и совокупности представлений студентов-психологов о чрезвычайной ситуации.Предмет исследования: содержание и организация представлений о чрезвычайной ситуации.Выборка исследования составила 25 студентов 4 курса факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета в возрасте от 19 до 24 лет (М=21,5). Студентам было предложено написать 20 ассоциаций на словосочетание «чрезвычайная ситуация», а затем оценить данное понятие с помощью списка попарно сгруппированных прилагательных, выражающих качественно противоположные характеристики оцениваемого понятия.
Результаты и их обсуждение. С помощью метода словесных ассоциаций в ходе исследования было получено 517 ассоциаций на понятие «чрезвычайная ситуация», что в среднем составляет 20,68 ассоциаций на человека. Словарь понятий составил 83 слова и словосочетания. В зону ядра и периферии представления о чрезвычайной ситуации вошли 52 ассоциации (что составляет 43% от общего числа высказанных ассоциаций, вошедших в словарь понятий).
Анализ содержания ядра представления о чрезвычайной ситуации свидетельствует о том, что в сознании испытуемых чрезвычайная ситуация воспринимается крайне негативно и ассоциируется с такими понятиями, как «опасность», «угроза жизни/здоровью», «катастрофа», «неожиданность», «смерть» (таблица 1).
Таблица 1 – Структура социального представления о чрезвычайной ситуации
Элементы структуры
социального представления |
Условия включения понятия
в ту или иную зону социального представления |
Понятия-ассоциации (в скобках с каждым понятием указаны их частота встречаемости и средний ранг) |
Зона ядра
социального представления |
Частота встречаемости >4,54
средний ранг <11,84 |
Опасность (24; 5,62)
Угроза жизни/здоровью (22; 7,77) Катастрофа (12; 4,9) Неожиданность (12; 9,9) Авария (11; 6, 84) Смерть/летальный исход (10;10,9) Мобилизация (9; 10,7) Разрушение (8; 7,625) Стихийное бедствие(8; 6,125) |
Потенциальная зона
изменений социального представления (включает в себя 2 подгруппы) |
частота встречаемости <4,54,
средний ранг < 11,84 |
Материальные потери(4; 11)
Бесконтрольность (4; 10,5) Нарушение нормального хода жизни (4; 8) Пугающая ситуация (3; 11,3) |
частотавстречаемости>4,54,
средний ранг >11,84 |
Психологические/психические
проблемы (5; 13) Страх (12; 12,3) Спецслужбы (14; 12,14) |
|
Периферическая
система социального представления |
частота встречаемости
<4,54, средний ранг>11,84 |
Война (4; 12,75)
Быстрота/внезапность (3; 12) Боль (3; 13) Борьба (2; 17,5) Вред (4; 14) |
Содержание периферической системы социального представления о чрезвычайной ситуации показывает, что в сознании испытуемых данное понятие отождествляется с войной, которая характеризуется внезапностью возникновения, всегда подразумевает борьбу за выживание, причиняет боль и несет в себе вред здоровью и окружающей среде. Возможно, такое представление является результатом актуальных событий в мире (политическая и военная обстановка). Интересно отметить, что в зону потенциальных изменений социального представления вошли такие понятия, как «нарушение нормального хода жизни» и «психологические проблемы», как обобщающая характеристика для понятий «психологическая/психическая травма», «психическое расстройство», «психические нарушения». Это говорит о достаточной степени сформированности у студентов-психологов картины последствий чрезвычайной ситуации, а также подтверждает наличие специфических черт в представлениях о том, с чем непосредственно работает психолог кризисных и экстремальных состояний.
С помощью метода семантического дифференциала были получены следующие характеристики чрезвычайной ситуации: сильный, плохой, большой, хаотичный, напряженный. Интересно, что в словаре Ожегова «чрезвычайный» определяется как исключительный, превосходящий все, всех; очень большой. Это позволяет сделать вывод о том, что представления студентов – психологов о чрезвычайной ситуации отличаются стабильностью и высокой степенью согласованности, отражают основную суть и характеристику понятия с разных точек зрения (интенсивность, психологическая составляющая, масштаб).
Суммируя результаты исследования можно сделать вывод о сформированности целостности социального представления у студентов-психологов. Наряду с универсальностью, общепринятым представлением о чрезвычайной ситуации, характеризующимся как «опасность», «угроза жизни/здоровью», «смерть», «разрушение», выявились специфичные черты представления, определяющиеся как «война», «боль», «психические/психологические проблемы». Это говорит о том, что у студентов-психологов 4 курса сформировалось особое представление о чрезвычайной ситуации в связи со специализацией, узкой направленностью изучаемых дисциплин и четким осознанием особенностей будущей профессии.
Список литературы
- Бовина И.Б., Стефаненко Т.Г., Тихомандрицкая О.А., Малышева Н.Г., Голынчик Е.О. Обыденные представления молодежи о России в современном мире //Знание. Понимание. Умение: информационный гуманитарный портал. 2010. №2. Педагогика. Психология.
- Барковская О.В. Имидж как объект эмпирического исследования: учебное пособие: в 2-х ч. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2010. Ч.2. – 165 с.
- ЕмельяноваТ. П. Социальное представление как инструмент социального познания (по материалам французской социальной психологии).— В кн.: Наука и общество: Тезисы докладов и выступлений к Всесоюзной научно-теоретической конференции. Вып.II. Иркутск, 1983, с. 5—7.
- Мурашенкова Н.В. Структура социальных представлений молодежи об экстремизме и патриотизме / Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20), 2012.
- Петренко В. Ф. Основы психосемантики. – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2005. – 480 с: ил. – (Серия «Мастера психологии»).[schema type=»book» name=»СПЕЦИФИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ О ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ» description=»В статье представлены результаты исследования структуры, содержания и совокупности социальных представлений студентов-психологов о чрезвычайной ситуации. » author=»Покатович Дарья Игоревна, Иванова Татьяна Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]