Согласно конвенции о правах инвалидов, принятой ООН в 2006 году, которую уже подписали более 100 стран, ключевая роль образования в преодолении социального отчуждения инвалидов и в переходе от медицинского обеспечения к перспективе соблюдения прав человека и ребенка.
В 24 статье Конвенции говорится о создании инклюзивной системы образования на всех ступенях, что политика социальной интеграции, в соответствии с которой дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в обычных школах с использованием различных форм особой поддержки, предпочтительнее обучения в специальных школах. Формирование через инклюзивное обучение жизненной коммуникативной компетенции, акцентирование социализации и обеспечение психологической адаптации являются непременными условиями успешной образовательной интеграции и признанием безусловной ценности каждого ребенка
Законодательством Российской Федерации в области образования также предусмотрен принцип равных прав на образование для всех категорий граждан — как взрослых, так и детей.
В России существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений, которые предназначены для организации обучения детей-инвалидов. Это, прежде всего, дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
В последние годы в России также интенсивно развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду, где они имеют возможность обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками.
Такая интеграция осуществляется несколькими путями. Первая, более распространенная в России модель, предполагает обучение детей с нарушениями развития в коррекционных классах при общеобразовательных учреждениях.
Либо посредством обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития.
«Образования для всех» — вот главная цель инклюзивного образования.
Все дети должны посещать одинаковые школы, независимо от их культурного и социального уровня и от их способностей и возможностей. Мы должны сосредоточиться на обеспечении равного формального доступа ко всем типам образования.
ЮНЕСКО определяет инклюзию как «процесс обращения и реагирования на разнообразие потребностей всех обучающихся через увеличение участия в обучении, культурах и сообществах и сокращении отказа от поступления в школы и исключении из них».
Немаловажным компонентом инклюзивного образования является его качество. Для обеспечения права на образование мало обеспечения доступа, необходимо также обеспечение успеха каждого человека в образовательном процессе с раннего детства до взрослой жизни. Продвижение систем инклюзивного образования — ключ к тому, чтобы помочь всем тем, кто исключен из образовательной системы. Каждый должен знать свои права, учиться и развиваться. А обязанность всех секторов правительства — работать в сотрудничестве, чтобы гарантировать более последовательную образовательную политику, обращенную к исключенным группам.
Нужно подчеркнуть необходимость дифференцированности инклюзивного образования, которое различно по содержанию, направленности, целям и методикам обучения в зависимости от особенностей развития детей, состояния их здоровья и вытекающих из них образовательных потребностей разного уровня. Наилучшие качество и результат будут достигнуты при разнообразии подходов, условий, учебных планов и программ.
В советский период существовала система специальных заведений закрытого типа (школы-интернаты), которая имела ряд негативных факторов, одним из которых являлось отсутствие взаимодействия с внешней средой социального опыта. При специализированном или индивидуальном обучении не воссоздаются естественные условия социума, ребенок не включается в разнообразные жизненные ситуации, не приобретает необходимых практических навыков. Развитие ребенка в таких условиях не благоприятствует овладению им новыми социальными связями и подготовке к самостоятельному образу жизни. Ребенок не всегда может применить полученные знания к окружающей действительности.
Создание специальных условий, которое предполагает инклюзивное обучение (малочисленная наполняемость класса, комплекс индивидуальных учебных программ, планов, методических материалов, литературы, наличие дополнительных педагогических кадров, создание адекватных внешних условий, как-то: необходимый уровень комфортности, специализированные средства передвижения и организация адаптивных учебных мест, дистанционные средства обучения, инновационные методы и информационно-коммуникационные образовательные технологии), является немаловажным условием развития интерактивности и социальной адаптированности детей.
Формирование социальной мобильности у специалистов остается первостепенно важным, это личностное качество, приобретаемое в процессе учебной деятельности, которое выражается в способности быстро осваивать новые реалии в различных сферах жизнедеятельности, находить адекватные способы разрешения неожиданных проблем и выполнения нестандартных задач, которые возникают в условиях образовательной интеграции. Только тогда, когда инклюзивное образование станет частью профессионального мышления учителей, оно действительно займет свое место в образовательном процессе. Это требует от специалистов определенных усилий, которые должны привести их к активному принятию происходящих перемен.
Часто родители нормально развивающихся детей выражают недовольство присутствием в классе ребенка, который требует особой поддержки. Эти опасения беспочвенны, так как принципы инклюзивного образования предполагают индивидуальное отношение и условия для всех детей, а не только для имеющих ограниченные возможности здоровья. Отношение же сверстников к детям с особенностями развития напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и психологического климата в классе.
Инклюзивное образование призвано увеличить степень участия каждого ученика в академической и социальной жизни школы, а также снизить степень изоляции учащихся. Инклюзия поможет принять все многообразие учеников, с их личными особенностями и потребностями. Соблюдение принципов инклюзивного образования ориентировано на совершенствование школы не только для учеников, но и для учителей и ее работников. Непохожесть детей друг на друга должна стать не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе.
Итак, инклюзивное образование – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.
Согласно Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями(Саламанка, Испания, 7—10 июня 1994 г.):
- Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.
- Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности.
- Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.
- Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.
- Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19–20 июня 2008 года. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 215 с.
- Павел Романов, Елена Ярская-СмирноваОбразовательная интеграция детей-инвалидов// интернет ресурс книга Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России/ режим доступа .
- Елена Кузнецова Москва обеспечит детям-инвалидам выбор условий обучения – Бунимович// интернет ресурс РИА Новости/ режим доступа
- Зайцев Д.В. Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями// интернет ресурс информационно-аналитический портал SocPolitika.ru/ режим доступа https://www.socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3986/3988/document4052.shtml
- Иванова А.Е. Инвалидность населения // интернет ресурс Web-Атлас: «Окружающая среда и здоровье населения России»/ режим доступа
- Малофеев Н.Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы// интернет ресурс технологическая школа № 1299/ режим доступа
- Возможность инклюзивного (включённого) образования в интегративном классе общеобразовательной школы // режим доступа https://mamadirektor.
- Конвенция о правах инвалидов. Краткое изложение основных положений// интернет ресурс Портал для людей с ограниченными возможностями здоровья Dislife/ режим доступа
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- Алехина С.В. Инклюзивное образование в России [Электронный ресурс] // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки». URL: (дата обращения: 21.04.2014)[schema type=»book» name=»СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» author=»Сарыева Мариям Хамзатовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]