В условиях реабилитационных центров не всегда есть возможность формировать группы, учитывая возрастные, интеллектуальные и другие особенности детей. Зачастую, специалист сталкивается с необходимостью налаживать коррекционно-развивающий процесс в группах детей разноуровневого развития, что несет за собой определенные трудности.
Так как, в большинстве своем, группы формируются из детей разного возраста, социального положения, а также, с различными диагнозами, психологу в своей работе приходится иметь дело с разновозрастными и разноуровневыми группами, что не дает возможности применять классические методы групповой коррекции, поскольку они подчиняются довольно жесткому правилу: для каждого возраста и диагноза — свой подход. Использование только индивидуальной работы в таких условиях также неправомерно – слишком много детей и слишком мало времени.
Столкнувшись в своей работе с подобной проблемой, я попыталась перейти на новый уровень своей профессиональной деятельности. Постаравшись соединить в своей работе индивидуальный подход к каждому ребенку, новые и нестандартные приемы работы, применение технологий здоровьесбережения, я пришла к выводу, что оптимальным, в сложившихся условиях будет акцентирование внимания на создании и оптимизации комфортных зон ближайшего развития ребенка.
Как известно, среда оказывает значительное влияние на становление и развитие личности, формирование и усвоение когнитивно-бихевиоральной информации. Достижение цели оптимизации средового воздействия на ребенка с ограниченными возможностями может осуществляться различными способами, самым простым и популярным из которых, на сегодняшний день, является формирование вокруг ребенка пространства наиболее комфортного для его существования. В этом случае среда рассматривается с материальной позиции: организация пространства подразумевает под собой определенное зонирование помещения для занятий — выделение зон отдыха, активных игр, интеллектуальной работы. Помещение для проведения занятий должно быть достаточно просторно и хорошо освещено, и, самое главное, каждому из участников коррекционно-развивающего взаимодействия должно быть комфортно в нем.
Организация комфортного пространства, занимает важное место в создании условий для максимально продуктивного развития ребенка и активизации заложенного в нем потенциала. Однако, не стоит забывать, что это не «панацея» психологии и педагогики.
Комфортная среда развития и жизнедеятельности – это не только вещи нас окружающие, но и информационное пространство, в котором мы существуем. Нехватка информации, ее неадекватность, несовпадение тезаурусов собеседников – все это является одним из основных стресс-факторов. Иными словами, среда это основа существования и развития ребенка.
Концепция комплексного коррекционно-развивающего воздействия на группы детей разноуровневого развития ставит своей основной целью организацию и оптимизацию комфортных зон ближайшего развития детей с ограниченными возможностями. Также к целевым установкам данной концепции относится:
- Организация дифференциального обследования и наглядного отображения динамики развития детей в целях оптимизации процесса комплексного коррекционного воздействия.
- Построение комплексного коррекционно-развивающего процесса как целостной единой системы.
Рассмотрим каждый из элементов боле подробно.
- Система дифференциальной диагностики в рамках группы пятидневного пребывания.
Для успешности и продуктивности коррекционно-развивающего процесса с детьми с ОВЗ необходима адекватная и объективная оценка курабельности их дефекта и потенциальных возможностей. В связи с этим, особая роль отводится психолого-педагогической диагностике, позволяющей:
- выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
- определить оптимальный маршрут сопровождения;
- обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку с ОВЗ;
- спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
- определить условия развития ребенка;
- консультировать родителей ребенка.
Все полученные в ходе дифференциальной диагностики данные заносятся в диагностическую карту ребенка и представляются в виде графического отображения коэффициента психического развития.
Психолого-педагогическое обследование является одним из компонентов комплексного подхода в изучении развития детей с ОВЗ. Его результаты рассматриваются в совокупности с другими данными о ребенке.
Изучение и выявление особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка дает возможность прогнозировать его развитие (создание индивидуального маршрута).
Основной целью применения психологической диагностики является определение коэффициента психического развития и потенциальных возможностей детей с ОВЗ. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии является системным и включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие). По результатам проведенных обследований проводится качественный анализ, который предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.
Диагностическое обследование ребенка проводится три раза в год, что способствует отслеживанию динамики и продуктивности коррекционного воздействия.
Такой способ диагностического исследования, как дифференциальная диагностика, позволяет взглянуть на дефект с различных сторон и выявить реальную картину его потенциальной компенсации или коррекции. Иными словами, изучив различные компоненты психического развития ребенка, мы можем говорить о курабельности дефекта, определить сильные стороны, за счет которых мы можем повысить коэффициент психического развития в целом. По результатам диагностического обследования заполняется карта психологической диагностики. Наглядно результаты диагностического обследования представляются в графическом виде, что позволяет отследить общую тенденцию развития ребенка.
- Коррекционно-развивающая работа в рамках группы пятидневного пребывания.
Основная задача коррекционно-развивающей деятельности — создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Приблизительный маршрут сопровождения детей в рамках группы пятидневного пребывания можно представить следующим образом (см. Таблица 1).
Таблица 1
Маршрут сопровождения.
Направление |
Задачи |
Развитие внимания | развивать способность к переключению внимания; |
развивать концентрацию внимания; | |
развивать произвольное внимание; | |
развивать объём внимания; | |
развивать произвольное внимание. | |
Развитие восприятия | развивать восприятие геометрических фигур |
развивать точность восприятия | |
развивать цветоразличение | |
развивать восприятие длительности временного интервала | |
развивать представление о частях суток | |
развивать представления о временах года | |
развивать пространственные представления | |
развивать наблюдательность | |
Развитие мышления | развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков |
развивать гибкость ума и словарный запас | |
развивать сообразительность | |
Развитие памяти | увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях |
развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности | |
Развитие воображения и творческих способностей | развивать воображение и творческие способности |
Развитие тонкой моторики рук | развивать тонкую моторику рук |
Общая структура коррекционно-развивающего занятия включает в себя:
- Вводная часть, цель которой – настроить группу на совместную работу, установить контакт между участниками. Основными процедурами работы являются приветствие и игры на развитие навыков общения
- Основная часть В нее входят: игры, задания, упражнения, направленные на развитие познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер, формирование лексико-грамматических категорий речи, развитие связной речи.
- Заключительная часть. Основной целью этой части занятия является создание чувства личной личностной значимости ребенка в своих глазах, сплоченность группы и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Основными процедурами является проведение какой-либо общей игры, релаксация и рефлексия
Все мероприятия психологического сопровождения рассчитаны на длительный срок реабилитации (9 месяцев) и включают в себя четкую проработку основных лексических (см. Таблица 2).
Таблица 2
Календарное тематическое планирование.
№ |
Вид деятельности/название мероприятия |
Ко-во ак. часов в неделю |
Срок проведения |
1 | Дифференциальная диагностика | сентябрь | |
2 | Вводное занятие «Жили-были…» | 2 | |
3 | Лексическая тема «ФРУКТЫ» «Груля и Дук» | 2 | |
4 | Лексическая тема «ОВОЩИ» «У Копатыча»» | 2 | |
5 | Лексическая тема «ОСЕНЬ» «Листопад» | 2 | октябрь |
6 | Лексическая тема «ЧАСТИ ТЕЛА» «Руки, ноги, голова!» | 2 | |
7 | Лексическая тема «ОДЕЖДА» «Маша-растеряша» | 2 | |
8 | Лексическая тема «ИГРУШКИ» «В стране живых игрушек» | 2 | |
9 | Лексическая тема «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» «Кот Баюн приглашает в гости» | 2 | ноябрь |
10 | Лексическая тема «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХДЕТЕНЫШИ» «Мохнатые малыши» | 2 | |
11 | Лексическая тема «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» «Клыкастые и зубастые» | 2 | |
12 | Лексическая тема «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХДЕТЕНЫШИ» «Мамонтенок ищет маму» | 2 | |
13 | Лексическая тема «ЖИВОТНЫЕ: ОБОБЩЕНИЕ» «Эти забавные животные» | 2 | декабрь |
14 | Лексическая тема «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ» «Птичий переполох» | 2 | |
15 | Лексическая тема «ДИКИЕ ПТИЦЫ» «Полетаем» | 2 | |
16 | Лексическая тема «НОВЫЙ ГОД» «Разноцветный серпантин» | 2 | |
17 | Дифференциальная диагностика | Январь | |
18 | Лексическая тема «ЗИМА» «Приключения Снеговика» | 2 | февраль |
19 | Лексическая тема «СЕМЬЯ» «Белоснежка и семь гномов» | 2 | |
20 | Лексическая тема «ДОМ» «Незнайка и все, все, все» | 2 | |
21 | Лексическая тема «МЕБЕЛЬ» «Три медведя» | 2 | |
22 | Лексическая тема «ПОСУДА» «Федорино горе» | 2 | март |
23 | Лексическая тема «МАМИН ПРАЗДНИК» «Девочки-препевочки» | 2 | |
24 | Лексическая тема «ЕДА» «Ням, Хрум и Ляля» | 2 | |
25 | Лексическая тема «ТРАНСПОРТ» «Страна Механия» | 2 | |
26 | Лексическая тема «ВЕСНА» «Цветоград» | 2 | апрель |
27 | Лексическая тема «РАСТЕНИЯ» «Страна Вообразилия» | 2 | |
28 | Лексическая тема «ПРОФЕССИИ» «Страна трудяжек» | 2 | |
29 | Лексическая тема «ПРАЗДНИКИ» Смешилкин день» | 2 | |
30 | Лексическая тема «ЛЕТО» «Прыг-скок» | 2 | май |
31 | Лексическая тема «ВРЕМЕНА ГОДА» «Калейдоскоп» | 2 | |
32 | Дифференциальная диагностика |
Основными условиями реализации комплексного коррекционно-развивающего психологического сопровождения в рамках стационарных групп пятидневного пребывания является:
- Взаимодействие специалистов разных категорий
- Обладание необходимыми знаниями
- о характерных особенностях развития детей с различными диагнозами
- о современных формах и методах работы с различными категориями детей
Принципами построения комплексного коррекционно-развивающего психологического сопровождения в рамках данного направления является:
.Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
- Единство диагностики и коррекции.
- Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
- Комплексность методов психологического воздействия.
- Учет объема и степени разнообразия материала.
Главные ожидаемые результаты работы по данному направлению – это повышение уровня психического развития ребенка по основным показателям (речевая, когнитивная и бихевиоральная составляющие).
Список литературы.
- Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. СПб: Эксмо-пресс, 2002.
- Бурлачук Л.Ф. Основы психотерапии. М.: Алтейа, 1999 г.
- Венгер Л.А. Восприятие и обучение. – М., 1969.
- Власова Т.А., Певзнер М.С.. О детях с отклонениями в развитии. – М., «Просвещение», 1973.
- Выготский Л.С.. Основы дефектологии. – СПб., «Лань», 2003.
- Большая книга развивающих заданий для детей 4 – 5 лет. – М., 2006.
- ГрабенкоТ.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб., 2002.
- ГрабенкоТ.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролов Д.Ф. Волшебная страна внутри нас // Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2002.
- ГрабенкоТ.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2001.
- Ермолаева М.В. Психология развития. М., 2000 г.
- Измайлов Ч.А. Цветовая характеристика эмоций./ Вестник МГУ, №4, 1995.
- Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. М., 2004.
- Николаенко Я.Н., Колосова Т.А. Коррекция агрессивного поведения у детей и подростков: учебное пособие для педагогов, психологов, дефектологов. СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2013.
- Ничипорюк Е.А., Посевиной Г.Д. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном учреждении. – РОСТОВ – НА ДОНУ., 2004.
- Орехова О.А.. Цветовая диагностика эмоций ребенка. – СПб., «Речь», 2002.[schema type=»book» name=»СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАМКАХ СТАЦИОНАРНОЙ ГРУППЫ ПЯТИДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ» author=»Щербакова Екатерина Владиславовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]