Ускорение темпа жизни, необходимость успевать везде: в учебе, работе, в семейной и личной жизни, уменьшение расстояний, мобильность населения — все это ставит новые задачи перед системой образования, заставляет ее соответствовать быстро меняющейся действительности. В то же время стремительный рост технологий как обуславливает необходимость перемен, так и создает технические условия для реализации новых проектов. В частности, И.В. Киян отмечает, что дистанционное обучение (ДО) предоставляет возможность для активного овладения новыми умениями, «характерной чертой современного человека становится междисциплинарное мышление, и ДО в значительно большей степени, чем традиционные формы обучения, способствует укреплению этой тенденции» [4].
Актуальность внедрения дистанционного обучения подтверждается многими работами на эту тему. Так, зарубежный опыт внедрения ДО представлен в статье В.И. Киян «Зарубежный опыт дистанционного обучения»[4]. Проблемы и перспективы развития ДО отражены в работахН. Т. Ержанова и И. Н. Шегай [2],С.В. Запечникова [3], А.А. Мицеля и Е.В. Молниной [5], И.А.Тавгеня [8].
Об актуальности рассматриваемого вопроса говорит проведение секции «Дистанционное обучение: опыт, проблемы, перспективы» III Международной научно-практической конференции «Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий» (руководители Айсмонтас Б.Б., к.пед.н., профессор, декан факультета дистанционного обучения, Вайндорф-Сысоева М.Е., к.пед.н., профессор, директор Института информатизации образования МГГУ им. Шолохова) [1].
Отметим также опыт построения системы высшего образования в Германии и США. Одним из базовых принципов организации немецкой высшей школы является академическая свобода, которая предполагает самые разные последствия и проявления. Не только сами вузы представляют собой автономные образования, но и каждый студент обладает свободой и самостоятельностью. В высшей школе Германии нет жесткого порядка. Студенты немецкого вуза предоставлены сами себе.С одной стороны это дает свободу выбора и действий, но с другой требует самодисциплины и ответственности. Обучение в Германии строится на том положении, что студент немецкого вуза не обязан вместе со своими однокурсниками (такого понятия вообще нет в этой стране) посещать занятия. Студент сам выбираетопределенную специальность и учебную программу, организовывает учебный план и личное время в соответствии с требованиями, которые предъявляются к обучающимся по этой программе. Студент имеет возможность в произвольном порядке ходить на семинары и лекции, выбирать время для практики и стажировок, находить свободное время для подработок. Минусом таких лояльных правил является то, что не все студенты успевают выполнить стандартный план обучения [6].
Плюсомвысшего образования в США является то, что«американские вузы отличаются не только достаточно гибкой системой выбора интересующих предметов, но и возможностью достаточно простого перехода из одного учебного заведения в другое после окончания определенного курса»[7].
В нашей работе мы предлагаем к рассмотрению проект системы вариативного дистанционного образования (ВДО), позволяющего осуществлять непрерывное, разностороннее образование в течение всей жизни. Реализация данного проекта позволит: сформировать основные принципы и механизмы ВДО, определить средства реализации ВДО, сформировать систему воспитания в ВДО, систему сертификации и аттестации, а также определить принципы финансирования системы ВДО.
Разработанная нами система ВДО базируется на трех базовых блоках. Во-первых, максимально сохраняется содержательной составляющей образовательной системы, сформированной в России. Во-вторых, заимствуется опыт Германии и США в построении и функционировании высшей школы. Это выражается в том, что система ВДО основывается на самостоятельности, личной заинтересованности и ответственности студента. Третьим базовым блоком является опыт внедрения дистанционного обучения в России и за рубежом.
Учитывая все вышесказанное, отметим, что новизна проекта выражается в том, что вся система предполагает максимальную мобильность системы и стирание границ и преград в образовании. Мы признаем право студента самому определять необходимый ему объем знаний, уважаем и стимулируем его понимание своей ответственности в образовательном процессе, что является одним из базовых компонентов системы. Одновременно с этим студент с первого момента вхождения в систему ВДО и пожизненно получает помощь, поддержку и сопровождение, в том числе психологическое. Таким образом, мы создаем максимально благоприятные условия для получения образования, а также способствуем формированию дополнительных условий для усиления психологической безопасности студентов.
Приведем краткое описание системы ВДО. Система распространяется на среднее специальное, высшее и дополнительное образование. Ее элементами являются государство, студенты, административный аппарат, научный отдел, отдел организации и проведения занятий, отдел технического сопровождения, социально-психологическая служба, финансово-хозяйственный отдел и документация (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Элементы системы ВДО
Система ВДО базируется на понимании и принятии студентом принципа самостоятельности в обучении и личной ответственности за выполнение программы обучения. Студент сам формирует свою программу обучения. Причем сформированная и утвержденная программа со временем может корректироваться по желанию студента, давая возможность изменять, расширять или же сокращать программу.
В соответствии с общепринятым делением изучаемых предметов формируются программные блоки, освоение которых даст право повысить квалификацию или заниматься определенным видом деятельности. Каждый блок соответствует имеющимся сейчас требованиям к программам специалистов, бакалавров и магистрантов, дополнительного образования. Программные блоки включают в себя предметные блоки, которые, состоят из предметов, расположенных в блоке, исходя из принципа расширения знания и углубленности в предмет. Студент может познакомиться с общими представлениями о предмете, и в дальнейшем при желании увеличить свои знания посредством включения в программу новых предметов.
Направления работы со студентом представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Направления работы со студентом
Форма обучения в системе ВДО – комбинированная: предполагаются проведение очных занятий, вечерних занятий, занятий по выходным дням. Студенты сами определяют удобную для себя форму обучения, причем форма обучения может меняться. Все занятия ведутся как очно, так и дистанционно. Студенту также предоставляются материалы, включающие в себя записи лекций, электронных книг и т.п. Главное — это нацеленность на результат, создание максимально удобных условий обучения. Одновременно с этим возможно проведение аттестации по результатам самообучения.
Обучение осуществляется посредством проведения лекционных занятий, семинаров, консультаций, практических занятий, самостоятельной работы. Обязательным является разработка проекта по каждой дисциплине. Содержание проекта определяется программой курса. Без защиты проекта студент не допускается к аттестации. Также предусматривается прохождение различных видов практик, необходимых для освоения предмета.
Так как система ВДО включает в себя несколько учебных заведений, предполагается, что студент может посещать занятия в любом из учебных заведений, включенных в систему ВДО. Такое положение направлено на возможность комбинировать разные графики обучения (очное, заочное, вечернее, выходного дня, полностью дистанционное, самообучение). Кроме того, это дает возможность студенту включать в свою программу курсы, представленные в разных учебных заведениях системы ВДО.
Обучение признается процессом пожизненным. Каждый новый изученный предмет встраивается в уже имеющуюся программу студента. Студент может совершенствовать свои знания всю жизнь, и получать документы, подтверждающие его квалификацию по мере освоения предметов.
По итогам освоения каждого предмета проводиться аттестация в форме зачетов и экзаменов. Все итоги аттестации заносятся в единую экзаменационную базу. По каждому пройденному предмету студенту выдается сертификат. При прохождении учебных блоков, дающих право заниматься определенным видом деятельности, студент получает соответствующий диплом.
Воспитание осуществляется посредством участия студентов в клубах по интересам и совместных мероприятий разного уровня, в реализации совместных проектов, а также в изучении воспитательно-образовательного блока, включающего в себя предметы по истории России, этические предметы (например, этика в профессии) и др.
Система финансирования базируется на системе грантов. Часть грантов финансируется государством, часть – бизнесом, часть – самими участниками. Гранты, выдаваемые государством, могут быть получены на конкурсной основе. Система государственных грантов предполагает две составляющие: поощрение особо талантливым и вложение в будущих специалистов. Студенты, получившие гранты от государства, должны отработать оговоренное грантом время на предлагаемых должностях или же в случае нежелания отработки внести в бюджет установленную денежную компенсацию.
Процесс совместной работы студента и учебного заведения можно увидеть на рисунке 3.
Рисунок 3. Процесс совместной работы студента и учебного заведения
Таким образом, система вариативного дистанционного образования, основываясь, на понимании студентом личной ответственности за получение образования и самостоятельности, создает максимально широкие возможности для развития личности человека, повышения его образовательного уровня. Дает возможность осваивать новые профессии, повышать свои знания в уже выбранной сфере или же знакомиться с новыми сферами деятельности. Сам же процесс получения образования становится удобным и мобильным, позволяет подстраивать процесс учебы под различные жизненные ситуации. Это повышает комфортность обучения и усиливает психологическую безопасность студентов.
Список литературы:
- Дистанционное обучение: опыт, проблемы, перспективы[Электронный ресурс].URL: https://do.mgppu.ru/node/11369 (дата обращения: 25.02.2015).
- Ержанов Н.Т., Шегай И.Н. Эволюция системы образования: переход к дистанционным формам обучения (опыт КарГУ) [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 25.02.2015).
- Запечников С.В. Опыт применения дистанционных образовательных технологий при обучении криптологии // Безопасность информационных технологий. – 2013. — № 4. С. 46-57.
- Киян И.В. Зарубежный опыт дистанционного обучения // «Образование и общество» Научный, информационно-аналитический журнал [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 25.02.2015).
- Мицель А.А., Молнина Е.В. Дистанционное образование как составляющая процесса формирования единого образовательного пространства // Открытое образование. – 2006. — № 2. С. 59-65.
- Система образования в Германии [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 25.02.2015).
- Система образования в США [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 25.02.2015).
- Тавгень И. А. Дистанционное обучение: опыт, проблемы, перспективы. — 2-е изд., исправл. и доп. / Под редакцией Ю.В.Позняка — Мн.: БГУ, 2003. – 227 с.[schema type=»book» name=»СИСТЕМА ВАРИАТИВНОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ» description=»Рассматривается проект системы вариативного дистанционного образования (ВДО), позволяющей осуществлять непрерывное, разностороннее образование в течение всей жизни, а также проходить аттестацию по указанной системе. Система ВДО базируется намаксимальном сохранении содержательной составляющей отечественной образовательной системы, опыта Германии и США, опыта внедрения дистанционного обучения в России и за рубежом. Система ВДО, основываясь на понимании студентом собственной ответственности и самостоятельности, создает комфортные условия для получения высшего, среднего специального образования, для повышения квалификации.» author=»Ноздрачева Ольга Валерьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]