Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 9–10-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА: КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 9–10-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА: КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

Актуальность изучения влияния стиля семейного воспитания на становление эмоциональной сферы личности ребенка остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики [15]. Для  ребёнка семья – это большой неопознанный мир, в котором он находится и активно действует. Какой получится человек во многом зависит от семьи –– будет ли он в дальнейшем добрым, открытым, общительным или тревожным, грубым, лицемерным, лживым [3].

Существует мнение ученых, что на детей младшего школьного возраста влияет стиль семейного воспитания и связано это с переходным этапом в развитии ребенка –– появлением новых обязанностей, связанных с учебой, изменением объекта коммуникации (сверстники становятся основной и значимой средой для детей)  [1]. Прихожан А.М. отмечает, что составляющей эмоциональной сферы младшего школьника является тревожность [6], а в исследованиях Реана А.А., Румянцевой Т.Г. [8–10]  выявляется агрессия.

Было показано, что дети по состоянию эмоциональной сферы почти не отличаются от взрослых, а агрессивность является самой распространенной формой нарушения поведения, с которой приходится иметь дело взрослым – родителям, воспитателям, психологам, психотерапевтам. Особенно к агрессии младших школьников предрасполагают агрессивные телепередачи [17]. Однако тема детской агрессивности долгое время была закрыта и не получила должной разработки в отечественной психологии. Даже сейчас публикации на эту тему представляют собой главным образом обзоры зарубежных исследований (Бэрон Р., Ричардсон Д.; К. Бютнер) [2; 17].

Агрессивность как основа эмоциональной сферы рассмотрена для всех возрастов (Бэрон Р. и Ричардсон Д., Реан А.А., Фурманов И.А. [2; 9; 17]). Представив два полюса агрессии, было показано, что они образуют единый континнум с двумя полюсами.  На одном полюсе – здоровые дети, на другом – психически неуравновешанные [17].

Было установлено, что агрессия мальчиков и девочек проявляется по-разному и отличается по форме. Психологические особенности агрессивности детей и их коррекцию изучала Семенюк Л.В. [12]. Кузьминой Р.И. методами «Кактус» и Крускала-Уоллиса было показано, что в исследуемой выборке агрессия девочек  выше, чем мальчиков [4].

Теоретический аспект агрессивности младших школьников в рамках семейного воспитания исследован нами в работе [3], где было выявлено существование основных типов негармоничного воспитания. Отмечены безнадзорность, бесконтрольность (ребенку «все можно», родители не могут или не хотят устано­вить какие-либо рамки в поведении ребенка), гиперопека, воспитание по типу «кумира» (доминирующая гиперпротекция), по типу «Золушки» (эмоциональное отвержение), жесткое воспитание (чрезмерность санкций).

Поскольку в общем виде теоретическое рассмотрение влияния стилей семейного воспитания на детей было выполнено [13] и показано, что  агрессия младшего школьника является основой эмоционального состояния [3], а пол ребенка влияет на стиль воспитания, в настоящем исследовании ставилась цель –– статистически исследовать влияние стиля семейного воспитания с помощью кластерного анализа при разделении детей по полу (на девочек и мальчиков) [5].

Кластерный анализ –– это многомерная статистическая процедура, выполняющая компоновку данных, содержащих информацию о выборке объектов, и затем упорядочивающая объекты в сравнительно однородные группы – кластеры (Q-кластеризация). Выбранный способ кластерного анализа является логическим приемом и заключается в построении дендрограммы, когда классифицируются объекты (в данном случае родители), характеристики которых в работе представлены в виде дендрограммы.

Была выбрана метрика Евклида, когда показывается среднее различие между объектами [5]. Заметим, что евклидово расстояние (и его квадрат) вычисляется по исходным данным, а не стандартизированным.

Метрика Евклида:

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 9–10-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА: КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ

В работе для доказательства влияния стиля семейного воспитания на личность младшего школьника использовали данные вопросника «Анализ семейного воспитания» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого. Выбранная методика предназначалась для изучения опыта родителей при воспитании детей [11],  выявления ошибок и нарушений в системе взаимодействия членов семьи.

       Опросник Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого  состоит из 130 вопросов и 20 шкал [14]:

– 11 шкал по порядку  показывают особенность стиля семейного воспитания;

– 12, 13, 17 и 18 шкалы относятся к структурно-ролевым особенностям семьи;

– 14 и 15 шкалы дают представление о взаимном влиянии членов семьи;

16, 19 и 20 шкалы – о механизмах семейного взаимодействия.

         Ниже представлены типы шкал:

1 – Геперпротекция; 2­ ­­­­­­– Гипопротекция; 3 – Потворствование; 4 – Игнорирование потребностей ребенка; 5 – Чрезмерность требований обязанностей; 6 – Недостаточность требований обязанностей; 7– Чрезмерность требований-запретов; 8 – Недостаточность требований – запретов к ребенку; 9 – Чрезмерность санкций; 10 –  Минимальность санкций. 11­ – Неустойчивость стиля воспитания; 12 – Расширенные сферы родительских чувств; 13 – Предпочтение в ребенке детских качеств; 14 – Воспитательная неуверенность родителя; 15 – Фобия утраты ребенка;  16 – Неразвитость родительских чувств; 17 – Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств; 18 – Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания; 19 – Предпочтение мужских качеств; 20 – Предпочтение женских качеств.

В опыте выборка детей была разделена по полу, поскольку в работе Кузьминой Р.И. [4] на основании проективной методики «Кактус» и метода Крускала-Уоллиса оказалось, что девочки бывают более агрессивными, чем мальчики.

На рис.1 – 3 приведены результаты кластерного анализа.

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 9–10-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА: КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ

Рис. 1. Древодендрит для девочек

На основании данных кластерного анализа по древодендриту можно сказать, что к девочкам предъявляются чрезмерные требования обязанностей (5), при этом видна воспитательная неуверенность родителей (14), выражающаяся в недостаточных запретах (8). Стиль воспитания неустойчив (11). Потворствующая гиперпротекция с чрезмерным требованием обязанностей при неуверенности родителей.

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 9–10-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА: КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ

Рис. 2. Древодендрит для мальчиков

На основании данных кластерного анализа по виду древодендрита можно сказать, что к мальчикам предъявляются недостаточные требования, отсутствуют запреты ребенку (8), существуют минимальные санкции, предпочитаются детские качества в ребенке (13). При этом наблюдается неуверенность воспитания родителей (14).

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 9–10-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА: КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ

Рис.3 Древдендрит всей выборки

Как показал кластерный анализ, с помощью методики «семейное воспитание» в подходе родителей наблюдается одинаковое потворствование  (к мальчикам и девочкам) и предпочтение в ребенке детских качеств. Причем, одинаково четко прослеживается фобия утраты ребенка. На девочках более значительно проявляется неразвитость родительских чувств (34%) и завышенные для них требования (40%). Предполагается, что, по-видимому, этим можно объяснить более высокую агрессию девочек, чем мальчиков. Таким образом, имеем негармоничное воспитание.

Список литературы:

  1. Асанова, Л.Р. (педагог) Причины изолированности младших школьников в группе сверстников: курсовая работа. – [Электронный ресурс]. – URL https://kladraz.ru/blogs/lilija-rustemovna-asanova/prichiny-izolirovanosti-mladshih-shkolnikov-v-grupe-sverstnikov.html
  2.  Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия. Серия мастера психологии / Р. Бэрон, Д. Ричардсон.– СПб.: Питер, 2000. – 352. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http:/www aquarun.ru/psih/agr/agr10.html
  3. Кузьмина, Р.И. Агрессивность младших школьников в рамках семейного воспитания // Актуальные проблемы ХХI века: VIII Межд. Науч-практич. Конф. – М., 2016. 2 часть. – С. 102-107.
  4. Кузьмина, Р.И. Особенности влияния склонностей в шести видах деятельности на агрессивность младших школьников / Р.И. Кузьмина // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология.  Симферополь 2015. – С. 94-100.
  5. Применение методов кластерного анализа для обработки данных психологических исследований // Экспериментальная психология. – 2010. Том. 3. – № 2. PsyJournals.ru — [Электронный ресурс]. – Режим доступа. –https://psyjournals.ru/exp/2010/n2/29802_full.shtml
  6. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Воронеж, 2000. – 245 с.
  7. Проблемы семейно-родительских отношений https://studopedia.ru/11_114295_problemi-detsko-roditelskih-otnosheniy-i-blagopoluchiya-rebenka-v-seme.html
  8. Реан, А.А. Изучение агрессивности личности / А.А. Реан, Я.Л. Коломянский // Социальная, педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999. – 416 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http:/www. koob.ru/rean_a_a/psy_studies_..
  9. Реан, А.А. Социализация агрессии / А.А. Реан // Социальная, педагогическая психология. – СПб.: Изд.-во «Питер», 1999. – 36-43.
  10. Румянцева, Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Т.Г. Румянцева // Вопросы психологии. – 1991. – № 1. – С. 23.
  11. Семейное воспитание: Методика «Анализ семейного воспитания» (АСВ)

[Электронный ресурс]. – Режим доступа. ––http: http://psyholog.by/klient/tests/81-test.html; https://psycabi.net/testy/281-oprosnik-analiz-semejnykh-vzaimootnoshenij-e-g-ejdemiller-metodika-asv

  1. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия их коррекции / Л.М. Семенюк. – М.: Просвещение, 1996. – 295 с.
  2. Стили воспитания и их влияние на детско-родительские отношения. [Электронный ресурс]. – URL: https://shkola-73- lnk.ucoz.ru/blog/stili_vospitanija_i_ikh_vlijanie_na_detsko_roditelskie_otnoshenija /2010-11-29-3 б) enc-dic.com/a/107131/а._болдуин_…
  3. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск: Ильин В.П., 1996. – 192 с.
  4. Фурманов, И.А. / редактор Авидон И.  Речь, 2007. Серия: Мэтры мировой психологии. – 480 с. https://www.labirint.ru/books/169422/.[schema type=»book» name=»СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 9–10-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА: КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ» description=»Кластерным анализом (Q форма с метрикой Евклида) установлены особенности влияния стиля семейного воспитания на младших школьников. Получены данные древодендритов для трех выборок: вся выборка, выборка мальчиков и выборка девочек. Показано, что стиль семейного воспитания взятой выборки из 24 человек в своей основе негармоничный, характеризуемый как «потворствующая гиперпротекция». Имеются отличия в характеристиках по полу: для мальчиков – недостаточные требования обязанностей и запретов ребенку; для девочек – чрезмерное требование обязанностей при неуверенности родителей.» author=»Кузьмина Рузольда Ивановна, Аблаева Лилия Ринатовна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-17″ edition=»euroasia-science_6(27)_23.06.2016″ ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found