Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

РУКОПАШНЫЙ БОЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ОФИЦЕРА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . РУКОПАШНЫЙ БОЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ОФИЦЕРА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

Служебно-боевая деятельность личного состава внутренних войск МВД России в мирное и военное время характеризуется высокими физическими нагрузками и психологическими напряжениями. Она предполагает постоянную физическую готовность каждого военнослужащего к выполнению служебно-боевых задач. Специфика службы во внутренних войсках связана с тем, что военнослужащим нередко приходится применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления сопротивления законным требованиям, если иные способы пресечения преступлений и административных правонарушений не обеспечивают исполнения служебных обязанностей. Применение физической силы регламентируется Федеральным законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской федерации» № 47-ФЗ в редакции от 08.04.2008.

Физическая подготовка является основным предметом боевой подготовки, важной и неотъемлемой частью воинского обучения и воспитания личного состава, одним из направлений повышения боеспособности внутренних войск. Важной из основных ее общих и специальных задач является формирование навыков и готовности к ведению рукопашного боя. [5, с. 5]

Рукопашный бой – один из разделов физической подготовки, занятия по которому направлены на формирование навыков, необходимых для уничтожения, выведения из строя или пленения противника, самозащиты от его нападения, а также на воспитание смелости, решительности и уверенности в собственных силах. Не зависимо от воинской специальности, личный состав, отлично владеющий приемами рукопашного боя, отличается высокой физической закалкой, самообладанием, чувством уверенности в собственных силах и физического превосходства над противником, постоянной боевой активностью и более качественным выполнением своих функциональных обязанностей, что говорит о значимости рукопашного боя в системе профессиональной подготовки будущих офицеров внутренних войск [9, с. 133-134]. Развиваемые в ходе занятий рукопашным боем военно-прикладные навыки и важные морально-психологические качества, являются основой для формирования компонентов профессионального самосознания офицера.

Эффективность служебно-боевой деятельности внутренних войск во многом определяется качеством профессиональной подготовки офицерского состава, служебно-боевая деятельность которого является сложной и полифункциональной, ее успешность во многом зависит от уровня развития военно-профессиональных и личностных качеств, формируемых как в процессе обучения в военно-учебном заведении, так и в ходе всей дальнейшей службы [7, с. 1-2]. Развитие этих качеств, в первую очередь, связано с формированием и развитием у воинов профессионального мировоззрения, т.е. профессионального самосознания личности, предполагающего глубокое рефлексивное познание себя в деятельности. Развитое профессиональное самосознание помогает лучше понять и оценить себя, особенности своей служебной деятельности, определить ориентиры профессионального и личностного роста. Анализ литературы по изучаемой проблеме показывает, что в настоящее время практически отсутствуют данные о структуре профессионального самосознания офицера, его детерминантах, функциях и роли в развитии индивидуальности, а так же особенностях его влияния на уровень профессиональной подготовленности военнослужащих [2, с. 76-85].

Наше представление о профессиональном самосознании офицера основывается на общепринятом в отечественной психологии понятии самосознания личности. Так, один из основателей отечественной психологии С.Л. Рубинштейн характеризует самосознание как осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям [6, с. 460-461]. Видный специалист в области психологии личности В.С. Мерлин определял самосознание как свойство человека осознавать, что он является субъектом деятельности со специфической психологической и социально-нравственной характеристикой [4, c. 272-273]. Если перечисленные в этом определении психические феномены (потребности, способности и т.д.) непосредственно связаны с профессией данного человека, то можно признать такой аспект самосознания профессиональным. Таким образом, правомерно утверждать, что профессиональное самосознание офицера представляет собой относительно устойчивую систему осознанных представлений и оценок реально существующих, дифференцирующих и интегрирующих признаков деятельности и всей жизнедеятельности данной профессиональной общности [3, с. 24-29]. Очевидно, что такая система формируется как в процессе вузовского обучения, так и всего срока службы офицера, в ходе которых он осознает и оценивает себя в качестве представителя данной социальной группы.

Как показывают специальные исследования, проведенные нами в различное время в Пермском военном институте внутренних войск, развитие личностных качеств, профессиональных умений и навыков будущих офицеров в ходе обучения неразрывно связано с формированием их профессионального самосознания. Следовательно, можно предположить, что развиваемые в процессе занятий рукопашным боем морально-волевые качества курсантов определенным образом влияют на уровень развития профессионального самосознания офицера.

С целью доказательства данного предположения, нами было проведено экспериментальное исследование с использованием авторской методики – «Опросник профессионального самосознания офицера внутренних войск» [1], позволяющей определить уровень развития и степень выраженности компонентов его структуры, а именно:

1) осознание особенностей деятельности своей профессиональной группы;

2) осознание психологических особенностей представителей своей профессиональной группы;

3) осознание тождественности со своей профессиональной группой;

4) осознание своих профессиональных особенностей;

5) осознание себя субъектом деятельности профессиональной группы;

6) социально-нравственная самооценка своих профессиональных качеств.

Исследование проводилось на базе Пермского военного института внутренних войск МВД России. Его задача – выявить влияние занятий рукопашным боем на протяжении всего периода обучения в военном вузе на формирование профессионального самосознания будущих офицеров. Выборка, испытуемых составила 137 курсантов. Из этой выборки было выделено 2 группы:

1) 35 курсантов являющихся членами сборной команды военного института по рукопашному бою, регулярно посещающих спортивные тренировки, имеющих спортивные разряды от второго до мастера спорта, систематически участвующих в соревнованиях краевого и всероссийского уровня.

2) остальные 102 курсанта, специально не занимающиеся рукопашным боем, а изучающие его в объеме раздела учебной дисциплины «физическая культура».

При сравнении уровня развития профессионального самосознания по Т-критерию Стьюдента (данные представлены в таблице) обнаружены статистически значимые различия (р < 0,001) в пользу первой группы по всем компонентам. Таким образом, полученные различия средних показателей компонентов структуры между двумя группами позволяют сделать выводы о положительном влиянии систематических занятий рукопашным боем на формирование профессионального самосознания и способствовании их успешной профессиональной подготовке офицера внутренних войск.

Таблица

Различия средних показателей компонентов профессионального самосознания у курсантов сборной команды ПВИ ВВ МВД России по рукопашному бою и курсантов, изучающих его в объеме учебной дисциплины

Показатели Сборная команда по РБ Курсанты Достоверность различий
t p
1 компонент: осознание особенностей деятельности своей профессиональной группы 28,4 33,09 4,87 < 0,001
2 компонент: осознание психологических особенностей представителей своей профессиональной группы 69,62 83,09 7,48 < 0,001
3 компонент: осознание тождественности со своей профессиональной группой 36,31 47,11 11,563 < 0,001
4 компонент: осознание своих профессиональных особенностей 60,97 77,23 8,80 < 0,001
5 компонент: осознание себя субъектом деятельности профессиональной группы 53,18 68,09 5,33 < 0,001
6 компонент: социально-нравственная самооценка своих профессиональных качеств 36,92 45,80 7,39 < 0,001

Так, курсанты, являющиеся членами сборной команды военного института по рукопашному бою обладают более развитым уровнем осознания важности профессионального предназначения и задач, стоящих перед войсками. Отличаются высоким уровнем общей физической подготовленности. Подтянуты в строевом отношении. Легче переносят трудности, связанные с исполнением обязанностей военной службы, выше оценивают свой социальный статус, уровень личной профессиональной подготовленности и степень соответствия требованиям, предъявляемым к ним, как к будущим офицерам. Более уверены в себе, своих суждениях и действиях, способности самостоятельно справиться с решением возникших служебных задач. Они получают моральное удовлетворение от службы. В целом, следует заключить, что их профессиональное самосознание отличается более выраженной и гармоничной структурой.

Список литературы:

  1. Беляев О.Б. Опросник профессионального самосознания офицера внутренних войск МВД РФ: методические рекомендации по применению опросника / О.Б. Беляев; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2009. – 38 с.
  2. Беляев О.Б. Профессиональное самосознание как фактор развития интегральной индивидуальности офицера внутренних войск МВД России / О.Б. Беляев // Образование и наука. Журнал теоретических и прикладных исследований. Известия Уральского отделения РАО, № 11 (68), 2009. – С. 76-85.
  3. Вяткин Б.А. Профессиональное самосознание офицера внутренних войск МВД России: понятие, структура, диагностика / Б.А. Вяткин, О.Б. Беляев // Психопедагогика в правоохранительных органах. – № 4 (39), 2009. – С. 24-29.
  4. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / В.С. Мерлин; Под ред. Е.А. Климова. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – С. 272-303.
  5. Наставление по физической подготовке во внутренних войсках МВД России (НФП ВВ). – С. 49-66.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – С.Пб.: Питер, 2001.
  7. Салтрукович Н.Е. Психологическая подготовка курсантов военно-учебных заведений внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности в особых условиях / Н.Е. Салтрукович. – Пермь: ПВИ, 2001. – 84 с.
  8. Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской федерации» № 47-ФЗ в редакции от 08.04.2008.
  9. Физическая подготовка: Учебное пособие / Под ред. Ю.К. Демьяненко. – М.: Воениздат, 1987. – С. 133-134.[schema type=»book» name=»РУКОПАШНЫЙ БОЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ОФИЦЕРА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК » description=»В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования структуры профессионального самосознания курсантов военного института внутренних войск. Установлено, что занятия рукопашным боем оказывают положительное влияние на его формирование у будущих офицеров.» author=»Беляев Олег Борисович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found