Профессиональная деятельность, выступающая в качестве некого процесса становления субъекта деятельности, оказывает влияние на самосознание молодого человека. В подобном случае формируется профессиональное самосознание, которое является одной из важнейших форм самосознания человека.
Я рассматриваю становление и развитие профессионального самосознания у юношей и девушек в возрасте от 17 до 21 года, которые оканчивают школу и стоят перед выбором, на какую специальность им поступать. К данной группе можно отнести тех, кто является выпускником среднего специального учебного заведения. У таких выпускников имеются два пути дальнейшего профессионального становления:
- поиск работы, по специальности, которая была получена в ССУЗе;
- решение идти учиться дальше в целях получения высшее образование в ВУЗе.
Формирование и развитие профессионального самосознания в юношеском возрасте осуществляется на общем фоне социального опыта личности, посредством внесения данного опыта в профессиональное «Я» человека.
Исследователи выделяют несколько определений к понятию «профессиональное самосознание». Б.Д. Парыгин пишет: «Профессиональное самосознание – это осознание человеком своей принадлежности к некоторой профессиональной группе»[1, с. 344].
В.Д. Брагина отмечает, что основной профессионального самосознания является познание и самооценка профессиональных качеств и отношения человека к ним [2, с. 32].
П.А. Шавир считает, что профессиональное самосознание выступает в качестве деятельности самосознания человека, которая подчиняется цели профессионального самоопределения[3, с. 83].
Понятно, что подобные интерпретации термина «профессиональное самосознание» не противоречат друг друга, при этом дополняя содержание каждого из определения.
Находясь на пути выбора пути дальнейшего профессионального становления, юноши и девушки вступают в процесс познания себя в качестве субъекта будущей профессиональной деятельности. В подобной ситуации человек приступает к осознанию норм, правил, моделей своей будущей профессии. Эти компоненты он рассматривает в качестве образца для осознания собственных качеств. В процессе познания себя как субъекта деятельности отражаются компоненты самосознания. Таким образом, человек оценивает отдельные стороны себя:
- понимание себя (когнитивный компонент самосознания);
- понимание своего профессионального поведения (поведенческий компонент самосознания);
- оценивание себя в эмоциональном плане (эмоциональный компонент самосознания).
Наилучшим вариантом в данном контексте предстаёт положительное оценивание себя как субъекта профессиональной деятельности в целом. Это является причиной утверждения позитивной «Я-концепции». У будущего работника, который обладает подобным уровнем профессионального самосознания, усиливается уверенность в себе, что является одним из основных факторов окончательного положительного результата профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Необходимо отметить, что в ходе профессионализации изменяется уровень профессионального самосознания. Оно становится шире, происходят преобразования в самих признаках, по которым происходит оценка своих профессиональных качеств, возможностей. Считаю, что наиболее частые и глубокие преобразования подобного характера свойственны человеку в юношеском возрасте, в котором наблюдается активный поиск себя, своего места в обществе, в частности в профессиональной среде.
Согласно результатам исследования, проведенного мной на базе СОШ № 74 с учащимися 11-го класса, уровень профессионального самосознания у выпускников средних школ низкий. В ходе исследования выяснилось, что юноши и девушки в лучшем случае с трудом осознают свои профессиональные склонности, личные интересы, способности. В целом был выявлен низкий уровень готовности к выбору будущей профессии.
Я полагаю, для того, чтобы помочь выпускникам школы с осознанием себя в качестве будущих субъектов какой-либо профессиональной деятельности, в школах необходимо организовывать мероприятия, классные часы, уроки профессиональной ориентации. В процессе подобных занятий у школьников необходимо развивать профессиональный интерес, осведомлять о наличии либо отсутствии медицинских противопоказаний к интересующим профессиям, предоставлять информацию о профессиях и специальностях разных областей деятельности для определения школьниками своего профессионального будущего. Ответственные на данных занятиях должны уточнять возможность поступления в выбранные будущими выпускниками учреждения высшего и среднего профессионального образования, а также учить школьников соотносить свои интересы, склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности.
Я считаю, что подобные действия сформируют положительное отношение юношей и девушек к самим себе, чувство уверенности в собственных силах применительно к самоопределению в будущей профессии.
Список литературы:
- Парыгин Б.Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. – Спб.: СПбГУП, 2010. – 533 с.
- Регуш Л.А., Орлова А.В. Педагогическая психология. – Спб.: ПИТЕР, 2009. – 416 с.
- Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. – М.: Педагогика, 1981. – 96 с.[schema type=»book» name=»ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ» description=»В данной статье рассмотрены проблемы формирования профессионального самосознания в юношеском возрасте. Рассмотрены характерные особенности отражения компонентов самосознания в процессе познания человеком себя в качестве субъекта деятельности. Проанализированы результаты исследования уровня профессионального самосознания у выпускников средней школы. На основе проведённого исследования автором предлагается организовывать в школах мероприятия, классные часы, уроки профессиональной ориентации.» author=»Нурмухамедов Тимур Фаизович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]