Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

На сегодняшний день в Вооруженных силах Российской Федерации остро стоит вопрос психологического сопровождения военнослужащих. Длительное время в результате реформ, проведенных Министерством обороны в армии, были упразднены должности психологов и воспитателей. Как следствие, появилось очень много проблем различного характера, начиная от банального непонимания деятельности психолога командирами и заканчивая отсутствием автоматизированного рабочего места психолога, что значительно затягивает процессы проведения, обработки и анализа тестирования. Для начала попытаемся выяснить, что подразумевается под понятием «психологическое сопровождение».

В понятие «психологическое сопровождение» разные авторы вкладывают различный смысл. Одни понимают сопровождение как поддержку психически здоровых людей, другие рассматривают сопровождение как системную интегративную технологию социально-психологической помощи семье и личности.

Л. А. Кандыбович в своих работах характеризует психологическое сопровождение как планомерную, систематическую помощь молодому специалисту, обучающемуся в процессе его профессионального становления с целью преодоления затруднений деятельности.

Т. Г. Яничева под психологическим сопровождением понимает систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов, учащихся, администрации и родителей, направленных на создание оптимальных.

Э. Ф. Зеер подразумевает под психологическим сопровождением «…целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции субъектов труда»[2, с. 12].

Психологическое сопровождение военно — служебной деятельности курсантов понимается как динамическая система организационно — психолого — педагогических мероприятий, направленных на социально — психологическую, дидактическую адаптацию обучаемых в вузе к новым условиям учебной деятельности, их профессиональное самоопределение, развитие профессионально важных качеств, активизацию учебной деятельности и самостоятельной работы курсантов, коррекцию и совершенствование педагогической деятельности[3, с. 7].

По мнению С. В. Величко, психологическое сопровождение — это целостный процесс изучения, формирования, развития, коррекции профессионального становления личности. Важнейшим положением данного подхода выступает приоритет опоры на внутренний потенциал субъекта, следовательно, на его право самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность [1, с. 159]. Важно понимать, что люди, осуществляющие психологическое сопровождение, не должны и не обязаны преподносить сопровождаемому уже готовое решение проблем, осуществлять за него выбор. Психологическое сопровождение призвано не только, оказывать своевременную помощь, а главное, научить военнослужащего самостоятельно преодолевать трудности на пути военно — профессионального становления. Ведь специфика военной службы состоит в том, что основными видами психологической помощи в повседневной деятельности и непосредственно в бою является само — и взаимопомощь.

Итак, по мнению большинства специалистов, психологическое сопровождение — это некая технология, направленная на решение конкретных задач. Причем перечень задач определяется областью применения данной технологии: семья, школа, профессиональная деятельность, конкретная личность и т.д. Мы остановимся на проблемах психологического сопровождения военнослужащих.

На данный момент, не смотря на то, что существуют рекомендации по осуществлению психологического сопровождения военнослужащих как в высшем военно — учебном заведении [4], так и в местах несения срочной службы, все же имеется ряд проблем, которые мы попытались выявить путем опроса гражданского персонала психологической службы.

В ходе опроса было выявлено, что наиболее остро стоит вопрос нехватки кадров. Соответственно, нарушается норма военнослужащих приходящихся на психолога, как следствие, высокая загруженность специалистов и низкая мотивация. В отличие от военных специалистов гражданский персонал имеет меньшую зарплату, у них отсутствуют как таковые льготы.

Еще одной немаловажной проблемой является низкий авторитет психолога и психологической службы в целом. Объясняется это тем, что длительное время должности военных психологов отсутствовали, а значит, военнослужащие перестали видеть необходимость в психологической службе. Также негативно сказывается тот стереотип, что к психологу обращаются только «больные» люди, военнослужащие перестали видеть в глазах психолога помощь, поддержку. Большинство командиров, к сожалению, редко направляют военнослужащих на беседу или на иные мероприятия, проводимые психологом, поясняя это высокой загруженностью военнослужащих и неоправданной тратой времени.

Следующей проблемой, которую обозначили специалисты психологической службы, явилось отсутствие автоматизированного рабочего места психолога и других технических средств, позволяющих оперативно проводить и анализировать результаты проведенных исследований.

Конечно, мы остановились лишь на незначительном количестве имеющихся проблем, не сказали про устаревшую документальную базу, при рассмотрении которой возникают противоречия, не подчеркнули, что даже при дополнительном получении знаний и навыков (курсы повышения квалификации) психологи не всегда имеют возможность использовать их в полном объеме или частично. Но все же попытаемся ответить, каким же образом мы можем разрешить эти проблемы.

Прежде всего, это зависит от того, как поведет себя руководство, сможет ли оно поднять престиж должности психолога и подчеркнуть его значимость в современных Вооруженных Силах. В западных странах правительство страны и руководство армии давно осознало значимость психологов, сейчас психолог сопровождает военнослужащих в командировках (при разрешении локальных и международных конфликтов), помогает военнослужащему преодолеть трудности военной службы и при необходимости решить личные проблемы. Важно, чтобы в первую очередь командиры осознавали роль психолога и могли донести это своим подчиненным. Разумеется, что и психолог должен быть компетентным, способным показать свой профессионализм. Наверное, более простой и быстро решаемой проблемой выступает отсутствие автоматизированного рабочего места психолога. На данный момент идет массовое снабжение войск и ввузов автоматизированным рабочим местом психолога, и это лишь вопрос времени. Более серьезной является проблема нехватки кадров, причем высококвалифицированных. Разрешить эту проблему можно с помощью повышения престижа должности военного психолога, периодическим прохождением курсов повышения квалификации и систематическим проведением конкурсов среди психологов силовых структур, не стоит забывать и о повышении заработной платы, появлении льгот.

Таким образом, мы выявили проблемы без решения, которых сложно реализовывать непосредственно психологическое сопровождение военнослужащих. Исторический опыт свидетельствует о том, что роль морального духа армии как важнейшего средства на пути к достижению победы велика. В современном мире каждый понимает, что государство сильно, когда сильна его армия. А сильной армия может быть тогда, когда она психологически готова и устойчива как к мероприятиям повседневной деятельности, так и к боевым действиям. Комплекс мер и мероприятий, проводимых психологом в рамках психологического сопровождения, способствуют военно — профессиональному становлению военнослужащего.

Список литературы:

  1. Величко С. В. Алгоритм психологического сопровождения курсантов учебного военного центра. Известия Южного Федерального университета. Технические науки. 2010. №10 (111). С.159 — 162.
  2. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 384с.
  3. Караванов А. А. Психологическое сопровождение учебно — профессиональной деятельности курсантов младших курсов военного вуза: Автореф. дис. канд. псих. наук. — Курск, 2004.
  4. Методические рекомендации по организации и проведению профессионально — психологического сопровождения курсантов в ходе образовательного процесса в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации. — М.,2012.[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ» author=»Бойматова Лола Маруфджоновна» ][schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ» author=»Бойматова Лола Маруфджоновна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found