Link slot gacor adalah pilihan unggulan untuk menikmatislot gacordengan fitur modern, RTP tinggi, dan kesempatan meraih maxwin setiap hari. Temukan keseruan bermainslot onlineserver Thailand yang terkenal stabil dan gacor di tahun 2025. Proses deposit instan memudahkan kamu menjajalslot qrisdengan RTP menguntungkan di IJP88. Saksikan juga serunyastreaming boladalam kualitas tinggi dan koneksi anti-lag di setiap pertandingan. Jangan lewatkan jugaslot gacor terbaruuntuk update game dan promo terkini dari situs terpercaya. Kamu juga bisa cobasitus slot gacordengan koleksi game lengkap dan RTP tinggi. Jangan lupa nikmati juga slot gacor maxwin yang bisa jadi pilihan utama di antara banyak situs populer. Untuk kemudahan transaksi, gunakan layananSlot Danasebagai metode deposit yang cepat dan aman. Coba juga berbagai slot demo gratis untuk latihan dan hiburan tanpa risiko.
ПРОБЛЕМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ | Евразийский Союз Ученых - публикация научных статей в ежемесячном научном журнале
Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПРОБЛЕМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПРОБЛЕМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

Проблема межличностных отношений остается актуальной уже на протяжении многих лет. В психологической науке изучением вопроса межличностных отношений занимались такие выдающиеся ученые, как В.Н. Мясищев, Е.П. Ильин, А.В. Петровский, а изучением специфики общения и межличностных отношений в детском возрасте — такие психологи, как Л.И. Божович, В.В. Абраменкова, М.И.Лисина, Е.О.Смирнова.

В отечественной психологии развитие младшего школьника рассматривается, прежде всего, во взаимосвязи с социальной ситуацией развития [2,3,5,9,10]. Как известно,  межличностные отношения в младшем школьном возрасте развиваются в трёх направлениях: в школьном коллективе между детьми; в школе между учителем и младшим школьником; в семье между ребенком и родителями. Остановимся на рассмотрении особенностей межличностных отношений младших школьников со сверстниками.

Теоретический анализ научной литературы приводит к пониманию понятия межличностных отношений младших школьников со сверстниками как  особой системы субъективно переживаемых связей между детьми, проявляющихся в совместной деятельности и общении. С момента включения ребенка в школьный коллектив начинают развиваться межличностные отношения со сверстниками и в своем развитии проходят несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. В младшем школьном возрасте ребенку придется пройти все перипетии отношений со сверстниками. Здесь в ситуациях формального равенства (все одноклассники и ровесники) сталкиваются дети с разной природной энергетикой, с разной культурой речевого и эмоционального общения, с разной волей и отличным чувством личности. [5]

Как известно, в структуре ученического коллектива складываются три основных типа отношений: формально деловые отношения взаимной зависимости, возникающие в процессе разнообразной совместной деятельности; неформальные межличностные отношения взаимной заинтересованности; межличностные отношения избирательного характера, складывающиеся на почве взаимной симпатии, общих интересов.[6]

Необходимо отметить, что общение младших школьников со сверстникамисущественно меняется в течение всего возрастного этапа. Так, исследователи отмечают изменения в содержании, потребностях, мотивах и средствах общения, которые могут происходить плавно и постепенно, а возможны переломные проявления и качественные сдвиги. Первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости других детей в жизни ребенка.

Младшие школьники начинают явно предпочитать общество других детей взрослому. Второй перелом внешне выражен менее четко, так как связан с появлением избирательных привязанностей, дружбы и с возникновением более устойчивых и эмоционально глубоких отношений между детьми. [10]

В своих трудах Л.И. Божовичописывает изменяющийся  характер взаимоотношений между детьми. Товарищеские взаимоотношения у первоклассников завязываются на основе внешних обстоятельств, то есть дети дружат по принципу близости контактов: сидят за одной парте, живут на одной улице. Более тесные отношения между школьниками складываются в процессе совместной деятельности, например,  на учебных занятий или в процессе коллективной игры [2]. Но как только заканчивается игра или совместная работа, распадаются и те отношения, которые завязываются на их основе. Однако постепенно товарищеские отношения становятся более стойкими, эмоционально крепкими, так как возникают определенные требования к личным качествам товарища.  Также Л.И. Божович подчеркивает, что первоначально оценка личностных качеств товарища строится на основе оценки учителя, которая отражает результативность и успешность ребенка к выполнению своих школьных обязанностей. Но с развитием личности происходит и перестройки личностного отношения к товарищам. Теперь в основание оценки своего товарища входит само отношение школьника к своему товарищу. Ближе к подростковому возрасту начинают завязываться близкие отношения, переходящие в подлинную дружбу, которая строится на общности интересов и увлечений, на почве эмоциональных переживай, мыслей и духовных ценностях.[2]

М.И.Лисина, понимая под общением взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата, выделяет три функции общения: организации совместной деятельности, формирования развития межличностных отношений и познания людьми друг друга. Она подчеркивает необходимость общения детей со сверстниками, которое способствует раскрытию детьми своего творческого, самобытного начала. [3]

Е.О. Смирнова выделила несколько значимых для общения детей особенностей: разнообразие коммуникативных действийв чрезвычайно широком их диапазоне; яркая эмоциональная насыщенность общения, нестандартность и нерегламентированность контактов детей при общении, а также преобладание инициативных действий над ответными. [7]

Экспериментальные данные В.В. Абраменковой показали, что приблизительно до 8-летнего возраста мальчики оказываются в проявлении межличностных отношений в группе сверстников более гуманными, чем девочки в группе сверстниц. Мальчики и девочки по-разному оказываются чувствительны к определенным аспектам совместной деятельности. При этом девочки всех возрастов обнаруживают большую вариабельность в этих проявлениях по сравнению с мальчиками. [1]

Полагаясь на многоуровневую и многохарактерную оценку реальной исторической ситуации, социо-культурной среды, в которой сегодня развивается младший школьник, Д.И. Фельдштейн подчеркивает, что взаимоотношения взрослого и ребенка носят сложный и многоплановый характер, наблюдается отстранение взрослых от детей. Это обусловлено тем, что у взрослых не выработано объективное отношение к детям как к субъектам отношений. Отстраненность родителей формирует в детях чувство одиночества и замкнутость, что оказывает негативное влияние на построение межличностных отношений со сверстниками. [8]

Значимым фактором при формировании межличностных отношений со сверстниками для современных детей является национальная принадлежность. Еще недавно учащиеся российский школ при выборе партнера общения не задумывались, с детьми какой национальности, они хотели бы учиться, играть, дружить. Согласно Д.И. Фельдштейну, в  последние годы картина изменилась: уже 69 % 6-7-летних школьников, выбирая товарища, на первое место по значимости ставят его национальность. [9]

Следует отметить, что современные исследования в области межличностных отношений и процессов общения в детском возрасте указывают на несформированность у младших школьников коммуникативных навыков и умениями межличностного взаимодействия, прежде всего, со сверстниками. Так, Д.И.Фельдштейн отмечает недостаточную социальную компетентность детей младшего школьного возраста, беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты.  В своих работах он проводит анализ тенденций и специфики развития детства в сложившейся исторической ситуации, роли взрослых (родителей и педагогов) в развитии детей, обозначая задачи дальнейших научных исследований, определяя актуальные проблемы системы образования и общества в целом по созданию условий формирования «ценностной базы растущих людей», указывая на необходимость разработки основ психолого-педагогического воспитания личностных особенностей подрастающего поколения. [9]

Анализируя вышеизложенное, следует, отметь, что формирование и развитие межличностных отношений в младшем школьном возрасте обусловлено не только особенностями возрастных изменений, но и социокультурными предпосылками. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие индивидуальное развитие детей как субъектов межличностных отношений, предполагают разработку и реализацию развивающих программ, мероприятий, создание социально-психологического климата в группе младших школьников. [10]

Список использованной литературы

  1. Абраменкова В. В. Развитие гуманных отношений ребенка и социальная психология детства // Вопросы психологии. 1986. — № 4. — С. 27—36.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2009.
  3. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. — СПб.: Питер, 2009.
  4. Лукьяненко Е.С. Эффекты влияния гармонизации межличностных отношений со сверстниками на благополучие младших школьников // Психологическое здоровье личности: теория и практика. Сборник научных статей по материалам I Всероссийской научно-практической конференции / отв.ред.: И.В.Белашева, Л.И. Макадей. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014.
  5. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. -7-е изд., стереотип. — М., Изд. центр «Академия», 2006.
  6. Сачкова М.Е. Специфика межличностных отношений младших школьников // Ярославский педагогический вестник. Том II Психолого-педагогические науки — 2011, №2  — С.252-256.
  7. Смирнова Е.О. Соотношение межличностных отношений в раннем онтогенезе / Вопросы психологии – 1994.- №6. -C. 5-10.
  8. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д. И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. — 2011. — № 4 (29). — С. 3-12.
  9. Фельдштейн Д.И. Психология взаимодействия Взрослого мира и Мира Детства – М., 2006.
  10. Черная А.В., Лукьяненко Е.С. Психолого-педагогическое сопровождение межличностных отношений со сверстниками в младшем школьном возрасте: Учебно-методическое пособие. — Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2014.[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ» description=»В статье раскрыты особенности межличностных отношений младших школьников со сверстниками в современных социо-культурных условиях. Представлен теоретический обзор данной проблемы в психологической науке, в котором подчёркивается значимость сверстника в развитии ребенка, рассматривается взаимосвязь общения и отношений младших школьников.» author=»Лукьяненко Екатерина Станиславовна, Линецкая Оксана Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found