Современный этап развития психологической службы в психиатрической клинике ставит ряд задач: расширение числа используемых методик, направленность на изучение личностных особенностей пациентов, анализ имеющихся у больных когнитивных нарушений, а также исследование характера соотношений между эмоционально-личностными особенностями и когнитивным функционированием. Эта задача особенно актуальна в условиях развития практики амбулаторного лечения в психиатрических учреждениях, подразумевающей ведение пациента без перерывов в его трудовой деятельности. Кроме того, внебольничные формы оказания психиатрической помощи позволяют сократить число регоспитализаций, увеличивать продолжительность ремиссий, улучшить качество социального и трудового функционирования пациентов [6].
Для определения возможностей такого лечения, выбора мишеней для фармакотерапии, оценки ее эффективности, определения стратегий для психосоциальной терапии и психосоциальной реабилитации необходимо комплексное взаимодействие специалистов и расширение применяемых качественных и количественных диагностических инструментов [1]. Для достижения данных целей в психологических диагностических исследованиях необходимо внедрение новых подходов.
Среди контингента больных, получающих внебольничную психиатрическую помощь, по данным на 2013 г., преобладают пациенты с шизотипическим расстройством (22%), пациенты с расстройствами личности и невротическими расстройствами составляют 2,2% и 6,2%, соответственно [2].
На базе Городского бюджетного учреждения здравоохранения Психиатрической клинической больницы №12 Департамента Здравоохранения города Москвы нами были проведены многолетние исследования больных с шизотипическими расстройствами, а также расстройствами личности, которые позволили разработать методический подход к организации психологического обследования для решения задач фармакотерапии, психотерапии, психологического консультирования и социальной адаптации.
Известно, что когнитивные нарушения при расстройствах личности, а также шизотипическом расстройстве редко достигают высокой степени выраженности и проявляются только в особых условиях дезорганизации «наиболее сложных форм социально-детерминированного адаптированного и относительно стабильного стереотипа реагирования человека на окружающее» [5]. Данная многоаспектность и не яркая выраженность когнитивных нарушений приводят к необходимости разработки специального методического аппарата для работы с пациентами в клинике пограничных расстройств, позволяющего сравнивать полученные результаты не только с нормативными показателями, но и фиксировать качественные особенности деятельности.
На основе опыта проведенных исследований было показано, что сочетание принципов качественного и количественного анализа позволяет развернуть процессы обработки различных стимулов (вербальных и невербальных, эмоционально-нейтральных и эмоционально-насыщенных) и выявить роль соответствующих факторов в структуре познавательных процессов. К данным факторам можно отнести варьирование степени эмоциональной нагруженности стимульного материала, доминирующие способы обработки информации (симультанный, сукцессивный принцип), характер стимульного материала (наглядно-образный, слухо-речевой).
Методической основой проведенных циклов исследований было сочетание тестовых и экспериментальных методик, направленных на изучение различных компонентов вербального и невербального интеллекта, процессов понимания причинно-следственных отношений в социальных и житейских ситуациях, способности к предвосхищению событий и особенностей взаимодействия с социально-значимым стимульным материалом. Подобная методология проведения исследований в клинике пограничных состояний позволяет моделировать познавательную деятельность пациентов в условиях развернутого анализа вербальной и невербальной информации с социальным контекстом различной степени сложности, обуславливая возможность делать выводы о способах взаимодействия с вербальным и невербальным материалом при его эмоциональной нагруженности, имеющихся у больных нарушениях и компенсаторных механизмах.
Для иллюстрации подобного подхода в данной статье мы сфокусируемся на исследованиях психической деятельности при истерическом расстройстве личности и шизотипическом расстройстве. Исследование психических функций при истерическом расстройстве личности проводились с помощью моделирования ситуаций пристрастности сознания и ориентированности познавательных процессов на желание. Результат данных исследований позволил раскрыть механизм нарушения регуляции познавательной деятельности, специфический для больных с истерическим расстройством личности – «избыточная пристрастность», «неспособность удержать автономность когнитивных и аффективных составляющих деятельности и в доминировании аффектов и эмоций» [4]. При шизотипическом расстройстве личности в качестве оптимальной рабочей модели для изучения нарушений аффективно-когнитивных процессов в рамках патопсихологического эксперимента были установлены ситуации фрустрации [3]. В результате исследования было выявлено, что изучение способов реагирования на фрустрацию больных с шизотипическим расстройством личности может служить признаком качества их социального функционирования, а также быть весьма информативным для изучения особенностей межличностных трудностей данных пациентов в разнообразных жизненных ситуациях, в том числе и повседневных. Впоследствии данная информация может быть применима для разработки целей и задач в рамках психологической и социальной реабилитации. Сопоставление профилей выполнения теста рисуночной фрустрации С. Розенцвейга с различными параметрами выполнения невербальных субтестов Векслера, а также с особенностями клинической картины состояния больных позволило заключить о вкладе нарушений когнитивных процессов в формирование дисфункциональных паттернов социального взаимодействия (трудностях в сфере социальных контактов, особенностях взаимодействия с экспериментатором).
Подобная модель исследования отражает интегративный подход к интерпретации экспериментальных данных, что позволяет преодолеть ограничения в описании обнаруживаемых при личностных расстройствах нарушений психической деятельности на уровне отдельных феноменов [7], и представить более полную квалификацию особенностей выполнения экспериментальных заданий на уровне констелляций факторов. Также реализация предложенного методического подхода в практической работе психологической службы психиатрической больницы позволяет в рамках проведения клинико-психологической диагностики формулировать задачи и мишени для психокоррекционной работы, учитывать роль личностных особенностей пациентов с пограничной патологией в укреплении их мотивации к лечению на разных этапах оказания терапевтической помощи (стационарном и амбулаторном лечении).
Список литературы
1.Бочкарева О.С. Отдаленный катамнез шизофрении и расстройств шизофренического спектра. // Социальная и клиническая психиатрия.- 2014- №3 (24)
2.Винидиктова Г.И., Висневская Л.Я. Дифференциация контингентов больных и замещающая госпитализацию больных функция дневного стационара. //Социальная и клиническая психиатрия.- 2014- №2 (24)
3.Виноградова М.Г., Кошелев В.В., Шабанова А.А. Психологическое исследование фрустрации в клинической практике. // Материалы XI международной научно-практической конференции «Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия». – Рязань. – 2011.
4.Виноградова М.Г., Тхостов А.Ш. Смысловая регуляция познавательной деятельности при истерическом расстройстве личности. // Медицинская психология в России: электрон. журн. – 2010. — № 2(3).
5.Смулевич А.Б., Дубницкая Э.Б., Ильина Н.А. Расстройства личности: актуальные аспекты систематики, динамики и терапии. // Журнал психиатрии. – Москва. – 2003. — №5.
6.Чуканова Е.К. эффективность комплексной психосоциальной помощи больным шизофренией и расстройствами шизофренического спектра на базе психоневрологического диспансера//Социальная и клиническая психиатрия, 2014, Т.24, №1, стр.21-27
- Duff S., Kinderman P. An interacting cognitive subsystems approach to personality disorder. // Clinical Psychology & Psychotherapy. – 2006. – Vol. 13. – Issue 4.[schema type=»book» name=»Перспективы внедрения новых психодиагностических методик в работу психологической службы клиники пограничных состояний» author=»Кошелев В.В., Виноградова М.Г., Шабанова А.А» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]