Выбор является неотъемлемой частью жизни человека на всем его жизненном пути. Он может быть легким, например, выбор продуктов в супермаркете, одежды, а может быть сложным, например, выбор профессии. Однако для каждого человека сложность выбора носит субъективных характер, если для одного человека выбор профессии является достаточно несложным решением, то для другого, может оказаться непосильной задачей, т.е. представляться неким испытанием. Порой, парализованные необходимостью принимать решение, мы отказывается от выбора вовсе, перекладывая его на плечи других или выбираем путь – плыть по течению жизни.
Известный представитель экзистенциальной психологии С. Мадди разделял совершаемый человеком в различных ситуациях выбор в зависимости от истолкования своего приобретенного опыта на два вида. Если опыт истолковывался человеком как новый, то выбор осуществлялся в пользу будущего, но если в результате выбора не происходило обогащение опыта, то, по мнению С. Мадди, совершался выбор в пользу прошлого, приносящий с собой чувство вины из-за нереализованных возможностей и создающий состояние стабильности, знакомого и уже привычного мира. [5] Что не скажешь о выборе в пользу нового, всегда приносящего с собой некую тревогу, неизвестность, непредсказуемость, т.е. неопределённостью, в которую вступает человек. Ведь будущее является для нас неопределенным, мы не знаем, что нас ожидает за поворотами судьбы.
В этой связи интересными представляются экспериментальные данные об особенностях личностного выбора, полученные в результате исследования, проводимого среди студентов вечернего отделения Д.А. Леонтьевым и Е.Ю. Мандриковой. Изначально все испытуемые находились в одной аудитории, а после им предложили пройти в другие две аудитории: в одной аудитории о предстоящих занятиях сообщалось сразу (выбор неизменности), а в другой – рассказывалось на месте (выбор неизвестности). В итоге студенты занимались одним и тем же: формулировали аргументацию выбора и заполняли опросники.
Однако исследователи на основании анализа аргументации всех студентов разделили на три группы: группа «истинного» выбора неизменности; группа ситуативного, «безличного» выбора; группа «истинного» выбора неизвестности. Под истинным выбором понимается сознательный и самостоятельный, осмысленно аргументированный выбор, а к ситуативному выбору исследователи отнесли протоколы, аргументами которых выступали особенности ситуации, низкая мотивация выбора, безразличие к деятельности. [3]
Оказывается, согласно эмпирическим данным, те, кто выбирал будущее обладают большей готовностью к принятию неопределенности в мире и готовы к неопределенному и частично непредсказуемому будущему, чем те, кто выбрал прошлое или поступил ситуативно (безлично). К тому же испытуемые, выбирающие неизвестность имеют более выраженную толерантность к неопределенности, чем те, кто выбрал неизменность или осуществлял выбор ситуативно.
Следовательно, в принятии решения или выбора центральным пунктом является неопределенность, сталкиваясь с которой человек анализирует: сможет он ей противостоять или нет, или отнесется к ней безлично.
Понять основания истинного выбора неизменности или неизвестности возможно в силу даже того, что не все люди могут самоопределяться в жизни, т.е. формулировать и воплощать стратегию собственной жизни. Чем больше уровень самоопределения, тем сознательнее акт выбора. Но что сказать о людях, выбирающих безлично? Ведь безличность может означать и безразличие к происходящему, т.е. равнодушие, хладнодушие, безучастие. Однако, согласно результатам исследования Д.А. Леонтьева и Е.Ю. Мандриковой, люди, делающие ситуативный, безличный выбор, имели достаточно низкий уровень толерантности к неопределенности, что позволяет отнести такой выбор к выбору определенности (неизменности).
Фактически, безличный выбор представляет собой лишь видимость выбора, т.е. «несделанный выбор». В нем нет «жизни», акта побуждающей силы оставаться таким же или меняться, это в некотором роде, выбор, которого нет. Например, Дубенцов М.И. дает определение данному феномену: «“Несделанный выбор” позволяет человеку получить иллюзию определенности, думая, что ничего не изменилось, что он находится все в той же ситуации, что и до возникновения необходимости выбирать (т.е. в определенной, уже знакомой ситуации)». [1]
Несделанный выбор будет казаться человеку всего лишь иллюзией определенности. Но каковы будут последствия данного выбора? Будет ли удовлетворенность тем результатом, который получит человек, сделав выбор «не выбирать»?
Развитие личности возможно только в будущем: познавая новые граница и рубежи, человек сможет саморазвиваться далее, а, оставаясь в ситуации неизменности (определенности) невозможно получить развитие и рост в силу отсутствия даже предпосылок к этому. Хорошо сказал Э. Фромм по данному поводу: «Несчастная судьба многих людей – следствие несделанного ими выбора. Они ни живые, ни мертвые. Жизнь оказывается бременем, бесцельным занятием, а дела – лишь средством защиты от мук бытия в царстве теней.» [4]
Не секрет, что реальная жизнь представляет собой череду неизвестностей и неопределенностей, сталкиваясь с которыми человек иногда должен выйти из своей комфортной зоны, преодолеть себя, «посмотрев в глаза» своим страхам. Нередко, за уклонение или игнорирование выбора приходится расплачиваться, при этом цена расплаты может варьироваться от незначительных неудобств до потери жизненного смыла. Само по себе стремление людей к неизменчивости порождает некое неведение, вспомним по этому поводу описываемый парадокс В.П. Зинченко, суть которого «состоит в том, что даже успешное преодоление порождает новые формы неопределенности» [2, с. 3]. Уместно привести известное изречение древнегреческого мыслителя Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю».
Таким образом, безличный (несделанный) выбор относится в большей степени к истинному выбору неизменности, определенности, что порождает состояние «стоячего развития» личности. Если рассматривать данный выбор с точки зрения смыслового подхода, то выбор неизменности ограничивает смысловой потенциал человека, что не скажешь о выборе в пользу будущего (неизвестности), который расширяет возможность найти свой смысл среди других.
Список литературы
- Дубенцов М.И. Категория неопределенности в психологической науке и профессиональном самоопределении личности // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 6 [Электронный ресурс]. URL: .
- Зинченко В.П.Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция? // Вопросы психологии. 2007. № 6 с 3-20.
- Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю. Моделирование «экзистенциальной дилеммы»: эмпирическое исследование личностного выбора // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2005. № 4. С. 37-42.
- Фромм Э. Кредо:
- Maddi S.R. Creating Meaning Through Making Decisions. / In Wong P.T.P. & Fry P.S. (Eds.) The Human Quest For Meaning: A Handbook of Psychological Research and Clinical Applications. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates. 1998.[schema type=»book» name=»НЕСДЕЛАННЫЙ ВЫБОР (БЕЗЛИЧНЫЙ ВЫБОР) КАК ИЛЛЮЗИЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ» author=»Мироненкова Наталья Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]