Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Формирование коммуникативной компетентности будущего врача базируется на установлении гуманистических взаимоотношений с учащимися и организации коммуникативной деятельности в условиях приближенным к будущей профессиональной. Социокультурная среда как стимулирующая сфера развития данного качества играет основополагающую роль.

Социокультурная среда–это многомерное пространство, в котором обитает человек и которое отражает всю совокупность условий его жизнедеятельности. В рамках социокультурной среды выделяют:

-культурно–историческое наследие;

-художественная среда обитания человека;

-социально–психологическая;

-духовно–нравственная;

-политическая и экологическая среда обитания.

Высшее медицинское учебное заведение как социально–культурная среда будущего специалиста выступает как стимулирующий фактор в формировании личности будущего врача, и его коммуникативной компетентности в частности. Под коммуникативной компетентностью понимается совокупность свойств, необходимых будущему специалисту, бакалавру, магистру для успешного проведения коммуникативной деятельности в профессиональной сфере [6, с. 83, 98].

Социальное развитие молодежи связано с совокупностью факторов окружающей среды, включающих два главных элемента – культуру и социум, образующих определенную социокультурную среду. Социокультурное пространство условно можно разделить на социальное и культурное. В реальности социокультурное пространство представляет собой единое целое, части которого не могут существовать раздельно.

Социальное пространство не существует без индивидов. Социальные отношения возникают в результате взаимодействия индивидов и их групп. Социальное пространство – это силовое поле, создаваемое взаимодействующими индивидами, их практиками, но вместе с тем имеющее свое (системное) качество, отсутствующее в самих индивидах (например, государство, право, обычаи, мораль и т.д.). В индивидах есть лишь его элементы в виде усвоенных социальных ролей и ценностей[1, с.59].

Культурное пространство неразрывно связано с социальным. Культурное поле является отражением основных характеристик социального поля. Устойчивые формы социальной практики порождают относительно устойчивые нормы и ценности, закрепляющие их, средства символической коммуникации, делающие взаимодействие возможным. Социальные объекты являются таковыми исключительно в силу их нормативности. Область всех норм определяет сферу культуры, а множество всех социальных объектов – сферу социума. Эти сферы – культуры и социума, находясь в отношениях нормирования и реализации образуют социокультурную среду[1, с.75].

Медицинский ВУЗ, например, как социальный институт находится и в сфере культуры, и в сфере социума. Как организованная социальная система, он – часть социума, как социальный институт, реализующий педагогические, нравственные и другие социальные нормы – часть культуры.

Социальная среда включает следующие структуры:

1) социально – политическую;

2) социально – профессиональную;

3) социально – экономическую;

4) социально – демографическую;

5) социально – культурную (духовную);

6) социально – этническую;

7) образовательную.

Все эти элементы имеют и нормативно – ценностную основу, поэтому необходимо выделить элементы социальной структуры с акцентом на их культурную основу. Таким образом, в двух сторонах социокультурной среды – социуме и культуре – эти элементы взаимоиндуцируются: в каждой из этих двух сторон они существуют как структурные элементы и как соответствующие ценностно – нормативные правила. В результате происходит взаимовлияние и норм, и структур.

Социокультурная среда, характеризуя сущностные связи человека с социокультурным окружением, имеет набор устойчивых компонентов (полей и соответствующих сфер жизнедеятельности). Поля и сферы жизнедеятельности имеют свою качественную характеристику и выступают как относительно отграниченные друг от друга области деятельности и взаимодействия человека с предметным миром культуры и другими людьми, представленные соответствующими социальными институтами и учреждениями[4, с. 40].

В зависимости от культурного материала, с которым студент имеет дело в рамках социокультурной среды (т.е. предмета его деятельности) и сферы активности человека, можно выделить следующие ее составляющие – поля жизнедеятельности:

  1. Социально – психологическая среда обитания (характер межличностных отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной жизнедеятельности людей – их производственные и семейные, формальные неформальные связи и отношения);
  2. Духовно – нравственная среда обитания (как в форме общественной морали, так и на интесубъективном уровне – как внутриличностное содержание духовно – нравственных ценностей, норм, идеалов, смыслов человеческой жизни);
  3. Политическая среда обитания (характер и содержание политической жизни, условия и возможности участия человека в общественно – политической деятельности);
  4. Экологическая среда обитания (состояние природного окружения, а также ценностное и деятельностное самоопределение человека в природном мире);
  5. Экономическая среда обитания (ситуация на рынке труда и потребительском рынке, уровень жизни населения) [3, с.87].

Каждое поле социокультурной среды по характеру его составляющих можно представить в виде трех уровней:

  1. Предметно – пространственное окружение человека: памятники истории и культуры, архитектура поселений, производственные, бытовые и общественные интерьеры, производственное и бытовое оборудование и т.д.;
  2. Информационная составляющая среды (художественная, правовая, политическая, эстетическая, этическая информация);
  3. Ценностно – ориентационная составляющая (смысловая и ценностная нагрузка элементов среды).

Соотношение этих составляющих определяет специфику и потенциалы того или иного элемента (поля) среды.

Основными сферами жизнедеятельности студента, где он расходует свои фундаментальные ресурсы (время и энергию), являются:

  • образовательная;
  • самоопределения и самореализации личности в той или иной сфере трудовой деятельности;
  • досугово – рекреационная (представлена досуговыми и туристско – экскурсионными учреждениями);
  • физкультурно – оздоровительная (инфраструктура учреждений спорта и здравоохранения, обеспечивающих здоровье человека, развитие его физических и психических способностей) [2, с.21].

Таким образом, социокультурная среда составляет основу жизнеспособности не только медицинского, но и любого профессионального учебного заведения, так как в ней формируются условия для воспитания и формирования личности, для профессионального развития. Так как существует множество позиций, объединяющих качества специалистов разных областей профессиональной деятельности.

Социокультурная среда – это сложная структура общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность человека. Среда оказывается существенным условием развития личности; в то же время под влиянием деятельности человека среда изменяется сама. Вот почему проблемы взаимоотношений человека и среды рассматриваются в рамках различных научных дисциплин и направлений (философия, психология, педагогика, социология и др.) [5, с.198].

Образовательная среда есть, прежде всего, подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, то есть целостность специально организованных педагогических условий развития личности.

Список литературы:

  1. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: учебно – методическое пособие / А.А. Вербицкий – М.: «Высшая школа», 2006. – 207 с.
  2. Гликман, И.В. Оценка студентами качества преподавания в вузе / И.В. Гликман // – 2001. — №5. – С.20 – 21.
  3. Дианкина, И.С. Стандартный метод обучения на кафедре детских болезней / И.С. Дианкина, А.Н. Гусева, В.П. Лениченко // Педиатрия. – 2001. — №3. – С.86 – 88.
  4. Конюхова, Г.Г.Использование лекционно-семинарского метода в обучении студентов медицинского вуза /Г.Г. Конюхова // Мед. помощь. – 1999. — №4. – С.39 – 41.
  5. Новые педагогические и информационные технологии: учебник / под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2000. – 270 с.
  6. Кульневич, С.В. Педагогика личности от концепции до технологий: учебно – практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов, магистрантов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / С.В. Кульневич. – Ростов н/Д.: Творческий цент «Учитель», 2001. – 160 с.[schema type=»book» name=»СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА» description=»Высшее медицинское учебное заведение как социокультурная среда будущего специалиста выступает как стимулирующий фактор в формировании личности будущего врача, и его коммуникативной компетентности в частности. Образовательная среда есть, прежде всего, подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, то есть целостность специально организованных педагогических условий развития личности.» author=»Осипова Мария Ивановна, Богдалова Евгения Юрьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found