Повышение эффективности общения и взаимодействия людей, задействованных в массовых мероприятиях на добровольной основе, является одной из разрабатываемых проблем в психологии. Коммуникативная компетеность является одной из базовых компетенции, волонтеров, помогающая успешно справляться с поставленными задачами, и эффективно выполнять свою деятельность. Актуальность исследований в сфере компетенций личности продиктована реалиями нашего времени. Крупные мероприятия, такие как Зимние Олимпийские игры, показали эффективность такого явления как «волонтерство» в нашей стране. Техногенные катастрофы, стихийные бедствия, вооруженные конфликты, например, на Юго-востоке Украины, где большому количеству людей необходима различная помощь, медицинская, гуманитарная, психологическая невозможно без участия волонтеров, людей готовых идти безвозмездно на помощь нуждающемуся.
Понятие «коммуникативная компетентность» впервые было использовано А.А. Бодалевым и трактовалось, как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений)[1]. В. Н. Куницина (1991) определяет коммуникативную компетентность просто как «успешность общения», то есть все, то, что помогает успешно общаться индивидам[2].
И.А. Зимняя коммуникативную компетентность включала в более широкий круг понятия и определяла ей место в группе компетентностей относящихся к взаимодействию человека с другими людьми[3].
По определению Ю.М. Жукова коммуникативная компетентность – это “психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми» [4].
Из вышеописанного можно сделать выводы: что коммуникативная компетентность-это способность к установлению и развитию контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией, мыслями чувствами, переживаниями. Коммуникативная компетентность представляет еще и определенную коммуникативную черту личности и ресурс коммуникативный потенциал, позволяющий эффективно общаться.
Л.А. Петровская считает, что коммуникативная компетентность — это система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном кругу ситуаций межличностного взаимодействия[5]. По мнению Г.М. Андреевой – это способность к ориентации в пространстве коммуникативного взаимодействия. М.А. Хазанова рассматривает коммуникативную компетентность как владение языком, умение ориентироваться в объекте общения для создания прогностической модели его поведения, эмпатию, личностные характеристики (адекватная самооценка, социальная направленность) самого субъекта общения. Л.Д. Столяренко утверждает, что коммуникативная компетентность представляет собой способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Подытоживая воззрения исследователей на проблему определения понятия к.к. необходимо подчеркнуть, что она аккумулирует ресурсы личности, свободный доступ и владения ими. Ориентировку в предмете общения и контексте взаимодействия, лингвистический, языковой потенциал. Так же понятие включает набор тактик и стратегий, прогностический потенциал и возможную вариабельность в трансляции подходов к оптимизации общения.
В исследовании коммуникативной компетентности в настоящее время наметились два подхода: теоретический и практический. В теоретическом подходе изучается само понятие коммуникативной компетентности, разрабатывают теоретические концепции и модели коммуникативной компетентности, процессы, условия и факторы, определяющие ее изменение, определяют ее место и роль в эффективном общении, выделяют ее структуру и компоненты. Например, такие авторы как, Л.А. Петровская, Е.В. Сидоренко, Л.А. Цветкова рассматривают коммуникативную компетентность как обособленную самостоятельную характеристику личности. Бодалев В.Н. Куницина, В.А. Спивак видят коммуникативную компетентность, как часть более широкого понятия и включают в него личностные компоненты и состояния. Ю.М. Жуков и др. рассматривают к.к., как отдельную характеристику личности, а так же и как часть более широкого атрибута. Ю.Н. Емельянов представляет коммуникативную компетентность, как индивидуальное качество и определенное состояние сознания.
В прикладном подходе сформировалось несколько точек зрений на развитие коммуникативной компетентности: одни исследователи разрабатывают методы коммуникативных умений (В.П. Захарова, Н.Ю. Хрящева, А.С. Прутченков, Е.В. Сидоренко, С.И. Макшанов). Ряд других психологов Г.Н. Николаева, Е.М. Горюнова, И.К. Гаврилова и др. реализуют программы улучшения коммуникативной компетентности. И.С. Атватер, Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков разрабатывают и внедряют практические рекомендации улучшения эффективности общения взаимодействия.
Анализируя коммуникативную компетентность личности, многие ученые исследователи выделяли ее структурные компоненты. В данный момент в научном сообществе имеются несколько подходов:
1) Исследователи акцентируют внимание на когнитивной, познавательной составляющей этого феномена, т.е. на знаниях и способностях, необходимых для построения общения (В.П. Захаров, В.А. Лабунская, Е.В. Руденский, З.С. Смелкова, Н.Ю. Хращев).
2) Анализ структуры коммуникативной компетентности проводится через коммуникативные умения (А.В. Захаров, А.В. Мудрик);
3) Структурными элементами коммуникативной компетентности являются знания, умения и способности, и их применения в разнообразных контекстах, видах деятельности например трудовой(Е.В. Сидоренко);
4) Кроме знаний умений и навыков в структуре коммуникативной компетентности выделяют еще и личностные особенности, непосредственно влияющие на эффективность коммуникации (Л.И. Берестова, Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, Е.С. Семенов, А.А. Кидрон и др.).
Коммуникативную компетеность волонтеров в общем виде можно определить как квинтэссенцию личного и профессионального опыта интегрированного в повседневную жизнь, совокупностью личностных особенностей, и установок позволяющих эффективно взаимодействовать с окружающей действительностью вступая в различного рода взаимодействия и организовывая общественные и социальные связи.
Коммуникативная компетеность как системное понятие представляет собой совокупность умений эффективно устанавливать и поддерживать контакты с людьми с учетом половозрастных социальных профессиональных и этнических, культурных особенностей. Прогнозировать развитие коммуникативной ситуации. Организовывать пространство межличностного общения, гибко реагировать на изменения в контексте коммуникации. Получать качественную и адекватную обратную связь, достигать согласия и приходить к обоюдно выгодным результатам, понимать и быть понятным партнером по общению, иметь коммуникативно-речевой потенциал. Перестраивать, корректировать общение с учетом изменения эмоционального состояния и настроя партнера по общению. Умение проводить анализ потенциально спорных конфликтных ситуаций с прогнозом оптимальных способов выхода и решения проблем. Немаловажен и тот фак, что при организации массовых мероприятий с привлечением волонтеров приходиться иногда иметь дело с людьми, попавшими в стрессовые ситуации, которые предъявляют к волонтеру повышенные требования по оказанию первой помощи.
В заключении, хочется отметить, что коммуникативная компетеность волонтеров представляет собой сложное образование совокупности умений знаний и навыков, которые обеспечивают эффективность волонтерской деятельности, способствуют организации оптимальных коммуникативных процессов, что в конечном результате приводит к реализации массовых социальных проектов с привлечением добровольцев. Компетеность в общении в этом случае является с одной стороны компонентом эффективной деятельности с другой способствует реализации индивидом своих альтруистических мотивов.
Список литературы:
1.Бодалев А.А. Психология общения М.: Московский психолого- социальный институт. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002, 320 с.
2.Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2001. – 544 с.
3.Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – 39 с.
4.Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. – М.: Гардарики, 2003. – 223
5.Петровская Л. А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи // Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М.: Смысл, 1999. С. 150—166.
6.Андреева Г.М. Общение и оптимизация совместной деятельности. – М.: МГУ, 1987. – 302 с.
7.Хазанова С.А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту: монография. – М.: Академия Естествознания, 2010. – 208 с.[schema type=»book» name=»Коммуникативная компетентность волонтеров: подходы и концепции» author=»Кикава Нодар Суликович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]