По данным социологов и психологов, современное состояние феномена отцовства характеризуется двумя тенденциями: рост числа неполных семей, детей, воспитывающихся без отца, недостаточное участие отца в вопросах воспитания детей; переориентация жизненных ролей мужчины и женщины, заключающиеся в изменении стереотипов маскулинности и феминности [1]. Переход человека к отцовству означает преодоление личностного кризиса, связанного с проблемой осознания своего Я, принятием своих чувств, формирование социальной, психологической зрелости, самоконтроля. Здесь большую роль играет внутренняя позиция человека, в неразрывной совокупности представляющая собой отношение к своему будущему или уже рожденному ребенку, родительской роли и в целом, феномену родительства. Последний, согласно исследованиям Л. А. Пьянковой, представляет устойчивое эмоционально насыщенное взаимодействие кровных родственников, связанное с рождением и воспитанием детей, призванного обеспечить формирование системных качеств личности, взглядов, убеждений, способствующих возникновению самосознания у детей, помогающих включению индивида в общество[2]. По существу речь идет о когнитивном, поведенческом и эмоциональном компонентах.
Отношение к родительской роли может быть позитивным (принятие её), негативным (непринятие) и безразличным. Принятие позволяет родителям и отцу, в частности, выполнять операции по уходу за ребенком, вызывают личностные изменения, проявляющиеся в таких качествах, как любовь, забота, ответственность, самопожертвование и др. Отношение к себе как к родителю во многом совпадает со своим личностным отношением, либо противоположно ему как компенсация личностных недостатков. Отцовство предполагает работу над своим Я, результатом которого является преодоление многих негативных форм прошлого опыта, достижение нового уровня идентичности. Отношение к ребенку может быть эмоциональным (радость, забота, нежность, терпение и др.) и практическим (уход за ребенком, совместные игры с ним, обучение определенным навыкам и др.) [1,с. 122].
Исследования отечественных социологов, философов, педагогов и психологов объединяет посыл, что материнство и отцовство — это феномен и микро-, и макросоциальный: он подразумевает не только идентичность «буквальных» отцов и матерей, но и принципы, определяющие отношение взрослых к детям в целом и тесно связанные с гражданским самосознанием. При этом подчеркивается неоднородность проявления чувства родительской любви у матери и у отца в силу его природы. Чаще, как отмечается учеными, отцовская любовь носит более социально опосредованный характер, имея в виду, достижения ребенка. Снижение вклада отца в воспитание детей происходит в силу ряда причин, в том числе ломки традиционной системы половой стратификации. В традиционной патриархальной семье отец выступает как: а) кормилец, б) персонификация власти и высший дисциплинатор, в) пример для подражания, непосредственный наставник во внесемейной, общественно-трудовой деятельности. В современной городской семье эти традиционные ценности отцовства существенно ослабевают под давлением таких факторов, как женское равноправие, вовлечение женщин в профессиональную деятельность, тесный семейный быт, где для отца не предусмотрено пьедестала, и существует пространственная разобщенность труда и быта. Сила отцовского влияния в прошлом коренилась, прежде всего, в том, что он был воплощением власти и инструментальной эффективности. Нормативная неопределенность отцовской роли по сравнению с материнской является результатом того, что: а) отцовские функции биологически «объективно» менее значимы и их труднее конкретизировать; б) исторически они институциализируются гораздо позднее; в) распределение материнских и отцовских функций базируется на более общей полоролевой дифференциации, и имеет как социальные, так и биологические предпосылки [2].
Между тем с каждым годом увеличивается количество неполных семей, где в результате развода, лишения матери родительских прав и др., детей воспитывает отец. Специалисты чаще стали обращать внимание на специфику положения этих семей в нашем обществе. Среди типичных проблем, где отцы воспитывают детей одни можно выделить следующие: отстраненность от собственного воспитательного процесса, чрезмерная ориентация на материальной заботе о ребенке, недостаточный уровень знаний о способах воспитания детей и др. [3]. Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе.
Несмотря на отражение различных аспектов отцовства в рамках культурологической концепции [4], социокультурного подхода [5], психосоциального подхода [6], личностного подхода [7;8] и философско-культурологического подхода [9], социально-психологическая специфика современных родительско — детских отношений в неполных отцовских семьях России требует углубленного изучения. Отцы, в неполных семьях, совмещая роли обоих родителей, выступают по отношению к ребенку в различных функциях: воспитательной, хозяйственно-бытовой, медицинской, правовой, психологической, экономической и досуговой. Они сталкиваются с различными межличностными и внутриличностными проблемами: сохраняют большую эмоциональную дистанцию в общении с детьми, демонстрируют в отношении ребенка высокий уровень потворствующей гиперпротекции, отличаются высокой степенью авторитарной гиперсоциализации и потворствования. Сами главы семей могут быть замкнуты, испытывать чувство вины, проблемы в общении с ребенком, скрывать свои чувства от других, отстраненность от воспитательного процесса из-за чрезмерной ориентацией на материальную заботу о ребенке. Совмещая социальную роль отца и профессиональные роли, отцы осуществляют поиск нового брачного партнера, переживают негативные стереотипы восприятия со стороны социума, затрудняняются в правильной полоролевой идентификации и ориентации детей.
Как отмечает М. В. Носкова, отношение отца к ребенку в неполной семье может проявляться в эмоционально-волевой сфере личности, то есть эмоциональных реакциях, состояниях и эмоциональных отношениях (интересы, оценки, убеждения), а также в форме усилий. Важной стороной является толерантность родителя, умение понять ребенка и спокойно отреагировать на его естественные поведенческие проявления [3]. Отец должен уметь оценивать свою деятельность относительно социальной нормы поведения, а также ему необходим высокий уровень общих знаний, которые помогут полноценно реализовать себя в качестве воспитателя, авторитета и эксперта для ребенка. Поскольку отец заменяет мать в воспитании ребенка, необходимо устанавливать уравнительные, доверительные, открытые отношения между родителями и ребенком. Это позволит избежать конфликтов и кризисных моментов в жизни. В неполных отцовских семьях воспитательные воздействия могут ограничиваться удовлетворенностью материальных потребностей и чрезмерным вмешательством в мир ребенка.
Cписок источников:
- Акивис Д.С. Отцовская любовь. Москва. : Профиздат, 1989. 208 c.
- Кон И.С.Материнство и отцовство в историко-этнографической перспективе // Советская этнография. 1987. № 6. С. 26–37.
- КульчицкаяР. Ю., Воробьева Е. В. психологические характеристики отцовства // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2013. №2.С. 121.
- Манеров Р.В. Психология отцовства // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-его Всероссийского съезда психологов. 25 – 28 июня 2003 года: В 8 т. Т. 5.– Санкт-Петербург.: Изд. – во Санкт-Петерб. ун-та, 2003. С. 284 – 288.
- МидМ.Культура и мир детства. Москва : Наука, 1988. 429 с.
- Носкова М. В.Социально-психологические особенности родительско-детских отношений в неполных отцовских семьях : дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / Носкова М. В. Москва, 2010. 182 с.
- Пьянкова, Л. А. Материнство как феномен развития общества и личности : моногр. / Л. А. Пьянкова. – Новокузнецк : Изд-во КузГТУ, 2014. С. 72.
- Рамих,В.А. Материнство как социально-культурный феномен : дис. … докт. филос. наук : 24.00.01 / Рамих В. А. – Ростов-на-Дону, 1997. 236 с.
- Фромм. А. Азбука для родителей / ; пер. И. Г. Константиновной. Ленинград : Лениздат, 1991. 319 с.[schema type=»book» name=»Воспитание отцом в неполных семьях» author=»Пьянкова Людмила Алексеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]