Феноменология (учение о феноменах) – направление философии, а также метод познания и форма научного исследования, открытые в XX веке немецким философом Эдмундом Гуссерлем. Феноменология Гуссерля является попыткой исследовать мир, исходя из его сущностных характеристик, из первоисточников, из «чистого сознания». Формула Гуссерля «Назад, к самим вещам!» означает отказ от механистических, основанных на каузальности, эмпирических исследований. Гуссерль и его последователи предлагают нам обратиться непосредственно к опыту познающего сознания, где сознание понимается как «чистое смыслообразование», как интенциональность [1]. Феноменологический подход оказал огромное влияние не только на философию, онтологию, этику, но и на психологию и психиатрию. Л. Бинсвангер, Д.Г. Купер, Р.Д. Лэйнг, Ю. Минковски, Р. Мэй, Э. Страус, Р. Кун, К. Ясперс, Г. Элленбергер и др. – это далеко не полный список ученых, применивших феноменологию в психиатрии и психотерапии.
В данной статье автор не преследует цели анализа философских основ феноменологии. Мы обращаемся, прежде всего, к возможностям феноменологического анализа в психологических исследованиях, ограничиваясь данным вопросом.
Следует отметить, что в работах Э. Гуссерля феноменология выступает в первую очередь как форма исследования, как метод познания. С данным положением согласны и отечественные, и зарубежные ученые. «Феноменология Гуссерля – это в основном методологический принцип, целью которого является обеспечение твердой основы для образования новой психологии и универсальной философии. В присутствии феномена (им может быть внешний объект или состояние ума) феноменолог применяет к нему абсолютно беспристрастный подход: он наблюдает феномен так, как он проявляет себя, и только так» [4, с. 205]. Ученый должен сосредоточиться на исследовании сознания – тщательном и основательном. Феноменологический метод исследования как нельзя более подходит для этой цели. «Принцип Гуссерля – это беспристрастное созерцание феномена без участия интеллектуальных суждений» [4, с. 206].
Базовые положения феноменологической психологии, по мнению А.М. Улановского, включают в себя шесть основных постулатов:
- Центральный психологический феномен – это переживание;
- Необходим тщательный анализ смысла, способа видения и понимания человеком мира;
- «Беспредпосылочность и очевидность» феноменологии означают отказ от непроверенных убеждений и необходимость принимать и описывать все то, что нам дано в тех рамках, в каких оно дано – не больше и не меньше;
- Дескриптивный подход к исследованию психологических явлений;
- Использование субъективных отчетов испытуемых как основных источников данных исследования;
- Использование методов качественного исследования и анализа качественных данных [3, с.135].
Феноменологию часто трактуют как часть экзистенциальной психологии. Это неверный подход. Г. Элленбергер, например, выделяет описательную феноменологию, генетико-структурный метод и категориальный анализ [4]. Улановский предлагает разделять феноменологию как общефилософский метод; как процедуру описания, входящую в состав других методов эмпирического исследования в психологии; как прием психотерапевтической практики; и, наконец, как собственно стратегию исследования [3, с.141]. Нас интересует последнее – феноменологическое исследование как метод самостоятельного эмпирического исследования в психологии.
Феноменология оказала огромное влияние на психиатрию, психологию и психотерапию. Феноменологическая психиатрия (Л. Бинсвангер, Ю. Минковски, Э. Страус, К. Ясперс, Р. Лэйнг) сосредоточила свое внимание на описании субъективных переживаний психически больных людей, позволив исследователям глубоко проникнуть в мир переживаний психотического больного. Идеи феноменологии используются в гештальтпсихологии, в гуманистической и экзистенциальной психологии для описания внутреннего мира клиента. Р. Мэй, К. Роджерс, Р. Лэйнг, Дж. Бьюдженталь, А. Лэнгле, Э. Спинелли в разное время использовали феноменологический подход в своей психотерапевтической практике, применив к последней феноменологические идеи беспредпосылочности, непредвзятости, наивности, открытости новому опыту, интенциональности сознания и т.д. [3, с.133-134]. Г. Элленбергер пишет об особенностях феноменологии в психотерапии: «Уловить суть субъективных переживаний пациента более полно, чем было сделано с помощью старой классической схемы» [4, с.205].
Таким образом, феноменологическое исследование относится к качественным исследованиям в психологии. В последних, как известно, нет строгой стандартизированной процедуры сбора, обработки и анализа данных. Методы качественных исследований – неструктурированное интервью, наблюдение, анализ документов, свидетельства очевидцев. Качественные исследования незаслуженно забыты в психологии и считаются недостоверными, «субъективными». Феноменологическое исследование является, прежде всего, качественным исследованием, или описательным, сосредотачивающим внимание на описании переживаний субъекта. Целью феноменологического исследования, в отличие от изучения причинно-следственных связей в эксперименте, является «раскрытие структурно-функциональных связей и классификационных характеристик изучаемого предмета» [3, с.143].
Само феноменологическое исследование включает в себя два основных этапа – сбора эмпирических данных и анализа данных. На первом этапе сбора данных испытуемые (их обычно немного, оптимальное число 3-10 человек, но может быть и больше) должны ответить на вопрос, что означает для них то или иное переживание. Например, при исследовании такого переживания, как одиночество, испытуемые должны ответить на вопросы: «Что такое для меня одиночество?», «Какие чувства я испытываю в состоянии одиночества?», «Что приносит мне ощущение одиночества?» и т.д. Здесь мы используем самоотчеты испытуемых (письменные или устные), рефлексивные самоотчеты исследователя, а также личные документы испытуемых, содержащие описание внутренней жизни человека (например, письма, дневники, рисунки, сны). Первоначальный сбор данных исследователь осуществляет, проводя так называемое «феноменологическое интервью» — то есть открытое, неструктурированное опрашивание испытуемых о том или ином переживании. Ответы испытуемых фиксируются с максимально возможной точностью, например, записываются на диктофон.
На втором этапе анализа эмпирических данных исследователь производит качественный анализ полученного материала. Существует несколько этапов данной процедуры:
— первоначальное прочтение полученных данных (текстов);
— выделение смысловых единиц текста – а именно составляется список неповторяющихся и непересекающихся смысловых единиц текста, относящихся к изучаемому переживанию; данные единицы могут содержать от одного до трех предложений;
— преобразование смысловых единиц – смысловые единицы упрощаются и переформулируются в более строгие и емкие описательные (научные) термины;
— группировка смысловых единиц по темам – из преобразованных смысловых единиц формируются общие темы (или кластеры);
— структурное описание изучаемого переживания – то есть переживание (или изучаемое явление) описывается связным, развернутым содержательным образом.
Таким образом, мы можем видеть достаточно стройную процедуру анализа эмпирических данных, ни в коей степени не менее значимую, чем причинно-следственный подход в психологическом эксперименте. Феноменологический метод может существовать самостоятельно, а также дополнять классические психологические исследования.
Р. Мэй, подчеркивая значимость феноменологии для психологических исследований, называл феноменологию «полезным прорывом» в психологии: «Феноменология пытается принимать феномен как данное. Это дисциплинирующая попытка очистить мысли от предположений, которые так часто являются причиной восприятия нами в пациенте только собственных теорий и догм собственных систем, попытка взамен этого испытать феномен в своей реальной целостности» [2, с.21].
Таким образом, мы попытались представить феноменологический метод как самостоятельный метод эмпирического исследования в психологии. Феноменологические исследования, часто осуществляемые европейскими и западными учеными, по-прежнему являются для России чем-то новым. Мы надеемся, что феноменологический метод займет заслуженное место среди методов психологического исследования, обогатив и расширив наши знания о внутренней психической жизни.
Список литературы:
- Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1. Общее введение в чистую феноменологию. – М.: Академический Проект, 2009. – 486 с.
- Мэй Р. Происхождение экзистенциальной психологии // Экзистенциальная психология. Экзистенция. – М.: ЭКСМО- Пресс, 2001. – 624 с., с. 9-41.
- Улановский А.М. Феноменологический метод в психологии, психиатрии и психотерапии. // Методология и история психологии, 2007, Т. 2, Выпуск 1. – с. 130-150.
- Элленбергер Г. Клиническое введение в психиатрическую феноменологию и экзистенциальный анализ. // Экзистенциальная психология. Экзистенция. – М.: ЭКСМО- Пресс, 2001. – 624 с., с. 201-236[schema type=»book» name=»ВОЗМОЖНОСТИ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ» author=»Абросимова Екатерина Анатольевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]