Link slot gacor adalah pilihan unggulan untuk menikmatislot gacordengan fitur modern, RTP tinggi, dan kesempatan meraih maxwin setiap hari. Temukan keseruan bermainslot onlineserver Thailand yang terkenal stabil dan gacor di tahun 2025. Proses deposit instan memudahkan kamu menjajalslot qrisdengan RTP menguntungkan di IJP88. Saksikan juga serunyastreaming boladalam kualitas tinggi dan koneksi anti-lag di setiap pertandingan. Jangan lewatkan jugaslot gacor terbaruuntuk update game dan promo terkini dari situs terpercaya. Kamu juga bisa cobasitus slot gacordengan koleksi game lengkap dan RTP tinggi. Jangan lupa nikmati juga slot gacor maxwin yang bisa jadi pilihan utama di antara banyak situs populer. Untuk kemudahan transaksi, gunakan layananSlot Danasebagai metode deposit yang cepat dan aman. Coba juga berbagai slot demo gratis untuk latihan dan hiburan tanpa risiko.
ВОЗМОЖНОСТИ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ | Евразийский Союз Ученых - публикация научных статей в ежемесячном научном журнале
Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ВОЗМОЖНОСТИ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ВОЗМОЖНОСТИ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

Феноменология (учение о феноменах) – направление философии, а также метод познания и форма научного исследования, открытые в XX веке немецким философом Эдмундом Гуссерлем. Феноменология Гуссерля является попыткой исследовать мир, исходя из его сущностных характеристик, из первоисточников, из «чистого сознания». Формула Гуссерля «Назад, к самим вещам!» означает отказ от механистических, основанных на каузальности, эмпирических исследований. Гуссерль и его последователи предлагают нам обратиться непосредственно к опыту познающего сознания, где сознание понимается как «чистое смыслообразование», как интенциональность [1]. Феноменологический подход оказал огромное влияние не только на философию, онтологию, этику, но и на психологию и психиатрию. Л. Бинсвангер, Д.Г. Купер, Р.Д. Лэйнг, Ю. Минковски, Р. Мэй, Э. Страус, Р. Кун, К. Ясперс, Г. Элленбергер и др. – это далеко не полный список ученых, применивших феноменологию в психиатрии и психотерапии.

В данной статье автор не преследует цели анализа философских основ феноменологии. Мы обращаемся, прежде всего, к возможностям феноменологического анализа в психологических исследованиях, ограничиваясь данным вопросом.

Следует отметить, что в работах Э. Гуссерля феноменология выступает в первую очередь как форма исследования, как метод познания. С данным положением согласны и отечественные, и зарубежные ученые. «Феноменология Гуссерля – это в основном методологический принцип, целью которого является обеспечение твердой основы для образования новой психологии и универсальной философии. В присутствии феномена (им может быть внешний объект или состояние ума) феноменолог применяет к нему абсолютно беспристрастный подход: он наблюдает феномен так, как он проявляет себя, и только так» [4, с. 205]. Ученый должен сосредоточиться на исследовании сознания – тщательном и основательном. Феноменологический метод исследования как нельзя более подходит для этой цели. «Принцип Гуссерля – это беспристрастное созерцание феномена без участия интеллектуальных суждений» [4, с. 206].

Базовые положения феноменологической психологии, по мнению А.М. Улановского, включают в себя шесть основных постулатов:

  1. Центральный психологический феномен – это переживание;
  2. Необходим тщательный анализ смысла, способа видения и понимания человеком мира;
  3. «Беспредпосылочность и очевидность» феноменологии означают отказ от непроверенных убеждений и необходимость принимать и описывать все то, что нам дано в тех рамках, в каких оно дано – не больше и не меньше;
  4. Дескриптивный подход к исследованию психологических явлений;
  5. Использование субъективных отчетов испытуемых как основных источников данных исследования;
  6. Использование методов качественного исследования и анализа качественных данных [3, с.135].

Феноменологию часто трактуют как часть экзистенциальной психологии. Это неверный подход. Г. Элленбергер, например, выделяет описательную феноменологию, генетико-структурный метод и категориальный анализ [4]. Улановский предлагает разделять феноменологию как общефилософский метод; как процедуру описания, входящую в состав других методов эмпирического исследования в психологии; как прием психотерапевтической практики; и, наконец, как собственно стратегию исследования [3, с.141]. Нас интересует последнее – феноменологическое исследование как метод самостоятельного эмпирического исследования в психологии.

Феноменология оказала огромное влияние на психиатрию, психологию и психотерапию. Феноменологическая психиатрия (Л. Бинсвангер, Ю. Минковски, Э. Страус, К. Ясперс, Р. Лэйнг) сосредоточила свое внимание на описании субъективных переживаний психически больных людей, позволив исследователям глубоко проникнуть в мир переживаний психотического больного. Идеи феноменологии используются в гештальтпсихологии, в гуманистической и экзистенциальной психологии для описания внутреннего мира клиента. Р. Мэй, К. Роджерс, Р. Лэйнг, Дж. Бьюдженталь, А. Лэнгле, Э. Спинелли в разное время использовали феноменологический подход в своей психотерапевтической практике, применив к последней феноменологические идеи беспредпосылочности, непредвзятости, наивности, открытости новому опыту, интенциональности сознания и т.д. [3, с.133-134]. Г. Элленбергер пишет об особенностях феноменологии в психотерапии: «Уловить суть субъективных переживаний пациента более полно, чем было сделано с помощью старой классической схемы» [4, с.205].

Таким образом, феноменологическое исследование относится к качественным исследованиям в психологии. В последних, как известно, нет строгой стандартизированной процедуры сбора, обработки и анализа данных. Методы качественных исследований – неструктурированное интервью, наблюдение, анализ документов, свидетельства очевидцев. Качественные исследования незаслуженно забыты в психологии и считаются недостоверными, «субъективными». Феноменологическое исследование является, прежде всего, качественным исследованием, или описательным, сосредотачивающим внимание на описании переживаний субъекта. Целью феноменологического исследования, в отличие от изучения причинно-следственных связей в эксперименте, является «раскрытие структурно-функциональных связей и классификационных характеристик изучаемого предмета» [3, с.143].

Само феноменологическое исследование включает в себя два основных этапа – сбора эмпирических данных и анализа данных. На первом этапе сбора данных испытуемые (их обычно немного, оптимальное число 3-10 человек, но может быть и больше) должны ответить на вопрос, что означает для них то или иное переживание. Например, при исследовании такого переживания, как одиночество, испытуемые должны ответить на вопросы: «Что такое для меня одиночество?», «Какие чувства я испытываю в состоянии одиночества?», «Что приносит мне ощущение одиночества?» и т.д. Здесь мы используем самоотчеты испытуемых (письменные или устные), рефлексивные самоотчеты исследователя, а также личные документы испытуемых, содержащие описание внутренней жизни человека (например, письма, дневники, рисунки, сны). Первоначальный сбор данных исследователь осуществляет, проводя так называемое «феноменологическое интервью» — то есть открытое, неструктурированное опрашивание испытуемых о том или ином переживании. Ответы испытуемых фиксируются с максимально возможной точностью, например, записываются на диктофон.

На втором этапе анализа эмпирических данных исследователь производит качественный анализ полученного материала.  Существует несколько этапов данной процедуры:

— первоначальное прочтение полученных данных (текстов);

— выделение смысловых единиц текста – а именно составляется список неповторяющихся и непересекающихся смысловых единиц текста, относящихся к изучаемому переживанию; данные единицы могут содержать от одного до трех предложений;

— преобразование смысловых единиц – смысловые единицы упрощаются и переформулируются в более строгие и емкие описательные (научные) термины;

— группировка смысловых единиц по темам – из преобразованных смысловых единиц формируются общие темы (или кластеры);

— структурное описание изучаемого переживания – то есть переживание (или изучаемое явление) описывается связным, развернутым содержательным образом.

Таким образом, мы можем видеть достаточно стройную процедуру анализа эмпирических данных, ни в коей степени не менее значимую, чем причинно-следственный подход в психологическом эксперименте. Феноменологический метод может существовать самостоятельно, а также дополнять классические психологические исследования.

Р. Мэй, подчеркивая значимость феноменологии для психологических исследований, называл феноменологию «полезным прорывом» в психологии: «Феноменология пытается принимать феномен как данное. Это дисциплинирующая попытка очистить мысли от предположений, которые так часто являются причиной восприятия нами в пациенте только собственных теорий и догм собственных систем, попытка взамен этого испытать феномен в своей реальной целостности» [2, с.21].

Таким образом, мы попытались представить феноменологический метод как самостоятельный метод эмпирического исследования в психологии. Феноменологические исследования, часто осуществляемые европейскими и западными учеными, по-прежнему являются для России чем-то новым. Мы надеемся, что феноменологический метод займет заслуженное место среди методов психологического исследования, обогатив и расширив наши знания о внутренней психической жизни.

 

Список литературы:

  1. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1. Общее введение в чистую феноменологию. – М.: Академический Проект, 2009. – 486 с.
  2. Мэй Р. Происхождение экзистенциальной психологии // Экзистенциальная психология. Экзистенция. – М.: ЭКСМО- Пресс, 2001. – 624 с., с. 9-41.
  3. Улановский А.М. Феноменологический метод в психологии, психиатрии и психотерапии. // Методология и история психологии, 2007, Т. 2, Выпуск 1. – с. 130-150.
  4. Элленбергер Г. Клиническое введение в психиатрическую феноменологию и экзистенциальный анализ. // Экзистенциальная психология. Экзистенция.  – М.: ЭКСМО- Пресс, 2001. – 624 с., с. 201-236[schema type=»book» name=»ВОЗМОЖНОСТИ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ» author=»Абросимова Екатерина Анатольевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found