Введение
Подводный флот в силу специфики решаемых им задач, обладания важной особенностью скрытного и недосягаемого несения значительного стратегического оборонительного потенциала, в том числе ядерного, является одним из основных оплотов безопасности государства. [1,4,8,9,10,12]. В условиях сложной технической конструкции подводных лодок, замкнутости и ограниченности внутреннего пространства при высокой насыщенности и концентрации сложными техническими устройствами и механизмами при информационной и социальной изоляции, постоянной опасности для жизни, психологические условия деятельности моряков-подводников остаются крайне интенсивными и напряженными. В то же время, морякам-подводникам приходится находиться в сфере непосредственных военно-профессиональных и межличностных контактов [2,5,6,11,12,13]. Индивидуальные психологические особенности моряков подводников оказывают существенное влияние на адаптацию к новым условиям службы, формирование сплоченности и благоприятного психологического климата в экипаже, которые способствуют современному и полному выполнению экипажем подводной лодки всех поставленных боевых задач [3,7,9,11,12].
Целью исследования является изучение индивидуальных психологических особенностей подводников, начинающих службу в специфических условиях подводной лодки с постоянной и выраженной опасностью для жизни для улучшения адаптации к новым условиям службы, формирования сплоченности и благоприятного психологического климата в экипаже.
Материалы и методы
Материалом исследования послужила выборочная совокупность 35 молодых моряков-подводников, проходящих службу в экипаже подводной лодки в 2014-2015гг. В исследовании использована экспериментально-психологическая методика определения индекса групповой сплоченности Сишора. Для анализа полученных данных использовался показатель дисперсии (M±m). Уровень статистической значимости, при котором отклонялись нулевые гипотезы, составлял менее 0,001. Статистический анализ данных проводился с использованием программного обеспечения EpiInfo (TM) 3.4.1. и SPSS 15.0 для Windows.
Результаты и обсуждения
Высокий уровень самооценки выявлен у 12 (34,0±1,28%) подводников, средний — у 23 (66,0±1,56%) моряков. Высокий уровень мотивации достижений представили 1(3,0±0,06%) моряков, средний – у 1(3,0±0,06%) подводников, низкий уровень мотивационных достижений показали 20(57,0±0,71%). Отмечается значительное преобладание низких ожиданий мотивационных достижений у молодых моряков-подводников в отличие от других показателей индивидуальных психологических личностных особенностей. Низкий уровень тревожности (отсутствие тревожности) выявлен у 25(71,0±0,24%), средний — у 10(29,0±0,18%), высокого уровня тревожного ожидания среди молодых моряков-подводников, прибывших на подводную лодку в течение 1-2 лет не зафиксировано. Высокая нервно-психическая устойчивость диагностирована у 7(20,0±0,09%) молодых подводников, средняя — у 25(71,0±0,86%), низкая — у 3(9,0±0,63%).
Коммуникативный потенциал как высокий показали при исследовании 11(31,0±0,17%), средний – 23(66±0,29%), низкий -1(3,0±0,05%) молодых моряков экипажа подводной лодки. Показатель уровня адаптации зафиксирован как высокий у 10(29,0 ±0,08%) членов экипажа, средний уровень адаптивных возможностей выявлен у 21(60,0±0,47%) моряка-подводника. Низкий адаптационный потенциал диагностирован у 4(11,0±0,09%) подводников (таб.1).
Таблица №1
Психологические показатели индивидуальных особенностей группы моряков-подводников в условиях замкнутого пространства.
№ п\п |
Психологи-
ческие показатели, n=35 |
Высокий | Средний | Низкий | ||||||
абс | % | М(Х)
|
абс | % | М(Х)
|
абс | % | М(Х)
|
||
1.
|
Уровень
самооценки |
12
|
34,0
|
34,0
± 1,28 |
23
|
66,0
|
66,0
± 1,56 |
0
|
0
|
— |
2.
|
Мотивация достижений | 1 | 3,0 | 3,0 ±
0,06 |
14 | 40,0
|
40,0
± 1,13 |
20 | 57,0
|
57,0
± 0,71 |
3. | Тревожность (отсутствие тревожности) | 25 | 71,0 | 71,0
± 0,24 |
10 | 29,0
|
29,0
± 0,18 |
0 | 0
|
— |
4. | Нервно-спихическая устойчиво-
сть (НПУ)
|
7 | 20,0
|
20,0
± 0,09 |
25 | 71,0
|
71,0
± 0,86 |
3 | 9,0 | 9,0
± 0,63 |
5. | Коммуникатив-ный потенциал | 11 | 31,0 | 31,0
± 0,17
|
23
|
66,0
|
66,0
± 0,29
|
1 | 3,0 | 3,0
± 0,05 |
6. | Уровень адаптации | 10 | 29,0 | 29,0
± 0,08 |
21 | 60,0 | 60,0
± 0,47 |
4 | 11,0 | 11,0
± 0,09 |
7. | Всего, N=210, M ±m
|
66
31,4±1,28% |
116
55,2±1,53% |
28
13,3±0,76% |
Отмечается преобладание средних показателей индивидуальных психологических особенностей среди моряков-подводников: у 116(55,2±1,53%) выявлены средние данные уровней самооценки, достижения мотивации, нервно-психической устойчивости, тревожности, коммуникативного потенциала, адаптации. Высокий уровень индивидуальных особенностей зафиксирован у 66(31,4±1,28%) моряков. Низкий уровень — у 28(13,3±0,76%) (рис 1).
Выявлена положительная корреляционная связь между индивидуальными психологическими показателями молодых моряков подводников со сроками службы от 3 месяцев до 2 лет и уровнем адаптационного потенциала. Определяется сильная и средняя положительная корреляционная связь между высокими и выше среднего показателями уровня самооценки (r=0,32-0,69), мотивации достижений (r=0,33-0,72), НПУ(r=0,36-0,59), коммуникативности (r=0,37-0,77) и высоким и средним уровнем адаптационного потенциала. Выявлена сильная и средняя отрицательная корреляционная связь между низкими показателями уровня самооценки (r= -0,22-0,46), мотивации достижений (r=-0,48-0,58), НПУ(r=-0,22- 0,65), коммуникативности (r=-0,63-0,30) и высоким и средним уровнями адаптационного потенциала.
Выявлена слабая и средняя положительная корреляционная связь между низкими показателями индивидуальных психологических особенностей и низким уровнем адаптационного потенциала: самооценка (r=0,55), мотивация достижений (r=0,70), НПУ(r=0,37), коммуникативность (r=0,44)( таб.2).
Таблица №2
Корреляционная связь между факторами индивидуальных психологических
особенностей личности и уровнем адаптационного потенциала.
№ п\п |
Психологические показатели, n=210 |
Уровень адаптационного потенциала, корреляционная связь (r)
|
|||||
Высокий | Средний | Низкий | |||||
1.
|
Уровень самооценки |
Высокий | 0,64* | 0,39 | — 0,29 | ||
Средний | 0,32 | 0,43 | — 0,24 | ||||
Низкий | -0,46 | -0,22 | 0,55 | ||||
2.
|
Мотивация достижений |
Высокий | 0,72* | 0,33 | — 0,36 | ||
Средний | 0,53 | 0,61 | -0,39 | ||||
Низкий | -0,48 | -0,58 | 0,70 | ||||
3. |
Тревожность |
Высокий | — 0,57 | — 0,41 | 0,28 | ||
Средний | -0,40 | -0,33 | 0,36 | ||||
Низкий | 0,78 | 0,62 | — 0,52 | ||||
4. |
Нервно-психическая устойчи-
вость (НПУ) |
Высокий | 0,51* | 0,46 | — 0,38 | ||
Средний | 0,36 | 0,59 | — 0,40 | ||||
Низкий | -0,65 | -0,22 | 0,37 | ||||
5. |
Коммуника-
тивный потенциал
|
Высокий | 0,48* | 0,37 | -0,29 | ||
Средний | 0,30 | 0,77 | -0,28 | ||||
Низкий | -0,63 | 0,30 | 0,44 | ||||
Примечание: *– различия достоверны при .p<0,001.
Выявлено достоверное преобладание сильных положительных корреляционных связей над средними при высоких индивидуальных психологических показателях и высоких адаптивных способностях: при высоком уровне самооценки и высоких адаптивных способностях (r=0,64 и 0,32; p<0,001), при высоких мотивационных достижениях и высоких адаптивных способностях (r=0,72 и 0,53; p<0,001); высокой нервно-психической устойчивостью и высоким адаптационным потенциалом (r=0,51 и 0,36; p<0,001; высоким коммуникативным потенциалом и высоким адаптивным потенциалом (r=0,48 и 0,30; p<0,001).
Заключение
В качестве обобщенных психологических характеристик любого коллектива или экипажа подводной лодки служат эффективность, сплоченность и надежность их совместной деятельности. Критериями эффективности являются реальные результаты совместной деятельности. Сплоченность и надежность экипажа, характеризующиеся единством действий, поведения, оценкой происходящих событий, однородностью возникающих при этом настроений и чувств, уровнем взаимопомощи и поддержки среди членов группы. В состав психологических свойств и проявлений прежде всего входят: взаимная симпатия, положительный характер эмоциональных установок, общность интересов и потребностей, сходство динамической направленности психофизиологических реакций при операторской деятельности, отсутствие в экипаже выраженных эгоцентрических устремлений, соответствие или дополнение профессиональных умений и компетенций отдельных членов экипажа с учетом внешних условий, в которых протекает служебная деятельность, и внутренних индивидуально психологических характеристик участников деятельности и совместной службы.
Список литературы
- Агеев Б.А. Мотивационная готовность молодых офицеров к военно-профессиональной деятельности: Дис. канд. психол. наук. М., 1994.
- Быстров С.А. Надежность совместной деятельности дежурных смен подводных лодок ВМФ в экстремальных условиях: Дис. … канд. психол. наук. М., 1996.
- Берг Т. Н. Психологическая адаптация младших специалистов подводного флота : Дис. … канд. психол. наук : 19.00.03 : Москва, 2003.
- Булгаков А.В. Психология межгрупповой адаптации на кораблях Военно-Морского Флота России. Автореферат дисс….докт.психол.наук, 2007. 463с.
- Газуан Ф.Н. Социально-психологические основы сплочения первичных воинских коллективов Сирийской Армии: Дис. … канд. психол. наук. М., 1994.
- Зейда В.Ф.Психические состояния военнослужащих ВМФ как потенциал адаптации к условиям профессиональной деятельности / В.Ф.Зейда, В.А.Ткачук //Развитие системы уровневой подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности: Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. СПб: РГПУ им А.И. Герцена. — 2008. С.164-166.
- Калюжный А.С. Психология коллектива воинского подразделения: Учеб. пособие. [Электронный ресурс] Режим доступа: .
- Караяни А., Сыромятников И. Прикладная военная психология: Учебно-методическое пособие. — СПб: Питер, 2010. — 389 с.
- Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Дис. … докт. психол. наук. С-Пб.1996.
- Перевалов В.Ф.Персонализация процесса подготовки офицеров к руководству: Дис. … докт. психол. наук. М., 1995.512с.
- Психология и педагогика. Военная психология: Учебник. / Под ред. А.Г. Маклакова. — М., 2013.438с.
- Селезнев В.Н. Психологическое обеспечение деятельности корабельных специалистов в особых условиях службы: Дис. … докт. психол. наук. М., 1997.
- Слаква С.Г. Стиль общения в социально-психологической адаптации выпускников командных академий Вооруженных Сил: Дис. … канд. психол. наук. М., 1996[schema type=»book» name=»ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОДВОДНИКОВ НА АДАПТАЦИЮ К УСЛОВИЯМ ЗАМКНУТОГО ПРОСТРАНСТВА» author=»Королева Ирина Николаевна, Закревский Юрий Николаевич, Караяни Александр Григорьевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)» ebook=»yes» ]