Номер части:
Журнал

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ЛЕТНЕГО КАНИКУЛЯРНОГО ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ОТДЫХА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
Авторы:
DOI:


Актуальность проблемы объективно обусловлена тем, что анализ ситуации, сложившейся в детской и подростковой среде, свидетельствует о самых негативных результатах отсутствия должного внимания общества к организации досуга детей и подростков. Кризис детства настолько очевиден, что о нем с нескрываемой озабоченностью заговорили представители государственных структур, руководители общественных объединений различной направленности и средства массовой информации. В связи с переоценкой многих научно-теоретических положений, лежащих в основе концепции образования, стала очевидной необходимость поиска путей развития системы образования, оздоровления, досуговой деятельности. В данной проблеме достаточно рельефно просматривается неизбежность поиска принципиально нового подхода к организации свободного времени детей и подростков во внешкольное и каникулярное время[1,c.1].

Необходимость разработки педагогических условий эффективной воспитательной работы в детском оздоровительном центре связана и с актуализацией проблем воспитания в целом, обеспокоенностью современного общества ростом негативных явлений в детской и подростковой среде, в связи с чем особое значение приобретает то содержание деятельности, та социокультурная среда, эффективность воспитательной работы, участником которой ребенок становится в свободное от учебы время.

По мнению Лепешева Д.В., свой вклад в развитие теории социализации внесли казахстанские ученые, исследовавшие различные аспекты социализации личности: социализация личности школьника как субъекта целостного педагогического процесса (Н.Д. Хмель, Н.Н. Хан, Г.А. Уманов и др.), профессиональная социализация молодежи (Б.А. Абдыкаримов, С.С. Досанова, В.В. Егоров, А.П. Сейтешев, Г.Т. Хайруллин и др.), гражданской и политическая социализация школьника (М.А. Глушковская, Е.А. Дмитриенко, К.К. Жампеисова, Т.Н. Искандирова, Д.В. Лепешев, З.У. Кенесарина, И.П. Кузьменко, К.К. Кунантаева, М.К. Курсабаев и др.), этническая социализация личности (К.Б. Жарикбаев, С.К. Калиев, К.Ж. Кожахметова, С.А. Узакбаева. и др.), нравственно-правовая социализация (Л.А. Байсерке, Л.К. Керимов, Е. Батталханов, В.В. Трифонов и др.), функционирования ведущих институтов социализации (Б.И. Муканова, Г.А. Уманов и др.), организация и самоорганизация молодежи в процессе социализации (А.Н. Тесленко), разнообразные аспекты культурной социализации личности: информационный, экологический, эстетический и т.п. (В.В. Егоров, З.А. Исаева, М.Н. Сарыбеков и др.)[1, с.4].

В определении теории социализационных процессов воспитательной работы современного детского центра и переосмысления накопленного опыта особенно важным считаем анализ подходов к инновационной деятельности, складывавшихся на протяжении последнего десятилетия. В этот период «педагогика лета» всё чаще начинала звучать как самостоятельная область педагогического знания, и специфический воспитательный потенциал детских центров был в значительной степени утрачен в связи с преобразованием в учреждения дополнительного образования и последовавшим за этим доминированием образовательной целью.

В Казахстане данная проблематика впервые целостно и всесторонне была изучена в 1998 году в кандидатской диссертации А.Н. Тесленко, где автор рассматривает летний детский центр как эффективный институт социализации личности подростка, обладающий уникальным воспитательным потенциалом.

Продолжил и развил изложенные научные идеи и концептуальный подход А.Н. Тесленко, его ученик и соратник Лепешев Д.В. в своей кандидатской диссертации, где рассмотрел социализационные траектории личности подростков в условиях воспитательно-образовательной среды детского оздоровительного центра.

Происходящие сегодня процессы осознания обществом крайнего обострения проблем в области воспитания обусловливают необходимость повышения эффективности воспитательной работы, добиться которого можно в результате применения теоретических подходов, которые позволят максимально реализовать социальный заказ и возможности Института воспитания. Для этого был проведен анализ исследований воспитательного потенциала детских центров, общих подходов к организации воспитательно-образовательной работы и инновационной воспитательной деятельности в условиях центра, педагогике дополнительного образования, а также анализ работ в области философии и теории воспитания, исследований воспитания как социокультурного феномена, современных концепций воспитания и воспитательно-образовательной среды.

Анализ исследования проблем воспитания в условиях детских центров показал недостаточную научную разработанность проблемы развития воспитательной работы и ее эффективности как одного из Институтов воспитания. Воспитательный потенциал детских центров в изменяющихся социокультурных условиях остается малоизученным; интенсивная инновационная деятельность, широко применяемая в условиях детских центров с 90-ых годов XX века по настоящее время, не подкреплена достаточным научным анализом и обоснованием.

По мнению Лепешева Д.В. [1, с.2-3] выявлению теоретических основ воспитательной работы педагогов в условиях детского центра способствовало обращение к работам в области философии и теории воспитания, исследований воспитания как социокультурного феномена, теорий воспитательных систем: Ю.К. Бабанского, Б.П. Битинас, Е.В. Бондаревской, С.П. Баранова, Л.Р. Болотиной, Т.В. Воликовой, Б.З. Вульфова, Л.Ю. Гординой, В.А. Караковского, В.М. Коротова, В.В. Краевского, В.В. Лебединского, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, Л.И. Маленковой, А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, Н.Д. Никандрова, И.П. Подластного, П.И. Пидкасистого, Н.Л. Селивановой, В.А. Сластенина, В.А. Сухомлинского и др.

Разработка личностно — ориентированной модели воспитательной работы педагогов детского центра основывалась на трудах психологов, развивающих идею субъектности, психологической теории личности: Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Л.И. Божовича, Л.С. Выготского, С.В. Ерохина, И.А. Зимней, В.П. Зинченко, В.Г. Крысько, А.Н. Леонтьева, О.В. Лишина, В.С. Мухиной, Р.С. Немова, В. Д. Питюкова, С.Д. Полякова, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчикова, Л.М. Фридман, Д.Б. Эльконина, М.Г. Яновской и др.

Продуктивным для нашего исследования было обращение к работам в области социальной педагогики, теории дополнительного образования: Ю.П. Азарова, В.А. Березиной, В.Г. Бочаровой, Б.П. Битинаса, Б.З. Вульфова, В.Д. Иванова, И.П. Иванова, М.Б. Коваль, А. Лутошкина, Е.Н. Сорочинской, М.Г. Яновской и др.

В настоящее время в науке накоплен материал, который позволяет по-новому взглянуть на образовательно-воспитательную среду как социокультурное явление в работах: А.А. Братко, М. Бишмакова, Л.П. Буевой, Ф.З. Вильдановой, Дж. Гибсона, М.В. Кларина, Я.А. Каменского, Я. Корчака, П.Ф. Лесгафта, Локк, А.С. Макаренко, В.А. Мастеровой, В.В. Рубцова, В.А. Сухомлинского, Г.А. Филлипова, Г.П. Щедровицкого, Е.А. Ямбурга, В.А. Ясвина и др.

Специальное внимание было уделено трудам в области «педагогики лета», работам, посвященным различным проблемам организации воспитательной системы работы в условиях детского центра: В.С. Агеева, Е.М. Аджиевой, С. Афанасьева, Ю.В. Буракова, Б.Б. Гусева, О. Газман, А.Г. Кирпичника, Л.К. Кленевской, А.Н. Кузнецова, Л.С. Луневой, А.Г. Мурашовой, Н.Ф. Петровой, Р.Н. Проскуриной, Л.Н. Скоровой, Н.И. Травинина, Б.А. Титова, Е.А. Чепурных, А.А. Юрикова и др.

Исследованию условий эффективности воспитательной работы, отдельных ее аспектов способствовало обращение к трудам в области подготовки и переподготовки кадров, повышения уровня педагогического мастерства, педагогической культуры воспитателя: И.П. Анриади, Р. Бернс, А.А. Деркач, Т.Е. Конникова, О.С. Корнушева, В.М. Кротова, Л.Г. Нещерет, И.Н. Степанова, Б.Е. Ширвиндт, Н.Е. Щуркова и др., исследованиям инновационных процессов в образовательных учреждениях: А.Н.

Аверьянов, В.И. Загвязинский, Н.Б. Крылова, Г.Ю. Ксензова, Н.В. Кухарев и др., теории управления педагогическими системами: А. Амонашвили, Г.И. Бтулина, Э.Ф. Зеер, Ю.А. Конаржевского, О.С. Коровина, Е.А. Климов, Е.В. Клычева, С.Н. Панченко, З.И. Равкин, Е.И. Рогов, С.Н. Широбекова и др.

Анализ научных источников показал, что, не смотря на значительный прогресс в исследовании многогранной деятельности детских центров, вопрос о педагогических условиях эффективности воспитательно – образовательной деятельности центров направленных на позитивный процесс социализации подростков не нашел должного освещения и нуждается в более глубоком исследовании.

Сегодня социализация рассматривается как развитие человека на протяжении всей жизни во взаимодействии с окружающей средой; процесс усвоения и воспроизводства социальных норм, культурных ценностей, а также саморазвитие в том обществе, к которому этот индивид принадлежит.

В современном обществе тема социализации подростка и его вхождение в этот мир, проблема гуманизации современного воспитания звучат особенно актуально. Не случайно новая парадигма воспитания связала его цели с формированием духовно развитого и свободного человека, способного к творчеству и социальной активности, ответственного за свои деяния перед обществом.

Участие подростка в средствах социализации – это своеобразная «разведка» своих сил, прав и возможностей, «примерка» себя к миру взрослых. В общении же со сверстниками дети решают сложную задачу – получение признания своей роли в обществе [1, с.6].

Рассматривая понятие «социализация», мы имели в виду определяющую роль деятельности в развитии внутреннего потенциала подростка. Однако социализация – это не только активность формирующейся личности, но и взаимодействие на нее социальной среды. Так, процесс социализации в современных условиях, связанных с переходом к рыночным отношениям предполагает активную деятельность личности по усвоению новых ценностей и норм.

Организация взрослыми отдыха и трудовой занятости подростков в период между учебными циклами в общеобразовательных учреждениях с целью их оздоровления и приобщения к традиционным ремеслам, занятиям и дисциплине практиковалась в Европе и Северной Америке еще в XVIII-XIХ вв.

Антропологический анализ показывает, что еще в XIX веке французский педагог и социолог Эмиль Дюркгейм, одним из первых обратил внимание на проблему социализации человека, где он подчеркивал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него некими универсальными моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами.

Социализация – двухсторонний процесс. Первая сторона процесса социализации — усвоение социального опыта — это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду посредством отношений, деятельности и общения. Именно эти феномены, актуализирующие формирование личности в динамичной социальной жизни, фиксируют не просто пассивное его принятие, но предполагает активность индивида в применении преобразовательного опыта, мобилизацию субъекта на построение определенной стратегии организации и самоорганизации в рамках структурной модели социума[2, с. 68].

«Пространство» представляет собой самоочевидный концепт и его научное осмысление имеет давнюю историю. Изучение пространства как формы материи началось в античной философии, в которой сложилось два основных подхода – субстанциональный, рассматривающий пространство как вместилище, и атрибутивный, рассматривающий пространство как порядок вещей. Эти подходы представлены и философией Нового времени. Однако, с появления стройных концепций мировой истории человечества возникает новое понятие – социальное пространство, в котором разрозненные исторические эпохи связываются в единый исторический пространственно-временной поток. Во второй половине XIX века в осмыслении пространства появляется тенденция к его дифференциации, которая связана с разграничением видов деятельности – разные виды деятельности человека формируют свои пространства (Э.Гуссерль). Собственно же человеческая деятельность формирует жизненный мир (пространство) как основу человеческого существования. Так постепенно человек стал объектом и субъектом физического и социального пространств. Эта антропологическая составляющая в понимании пространства как формы материи и культуры еще более закрепилась в гуманитарной науке XX века. Осталось неизменным и представления о пространстве как вместилище и пространстве, как порядке вещей. К этим представлениям добавились более образные – пространство как способ протяженности (О.Шпенглер), пространство как самоорганизующаяся система (И.Пригожин), пространство как место укорененности человеческой экзистенции (М.Хайдеггер), пространство как распределительная структура (Ж.Бодрийяр)[123, с. 3].

В связи с переоценкой многих положений, лежащих в основе концепции образования, стала очевидной необходимость поиска путей, создания культурного пространства социализации личности. В данной проблеме достаточно рельефно просматривается неизбежность поиска принципиально нового подхода к организации свободного времени  и созданию культурного пространства для детей и подростков во внешкольное и каникулярное время, котрое мы рассмотрим в нашей магистерской диссертации.

Список  литературы:

  1. Лепешев Д.В. Социализационная траектория личности подростка в условиях детского оздоровительного центра (на примере РГКП РУОЦ «Балдаурен»). Автореф. ..канд. пед.наук. – Астана, 2010. – 17 с.
  2. Тесленко А.Н. Практикум по социальной педагогике: учебное пособие. – Астана: ЕАГИ, 2007. 178 с.
  3. Солонина Ю.Н., Каган М. Культурология. — М., Изд.: Высшее образование, 2007. – 212 с.
  4. Лепешев Д.В. Воспитательно-образовательная среда в условиях детского оздоровительного центра: монография. – Астана, 2010. – 176 с.
    ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ЛЕТНЕГО КАНИКУЛЯРНОГО ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ОТДЫХА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
    Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме социализации детского оздоровительного лагеря. Автор дает обобщенную характеристику различным видам деятельности оздоровительного детского лагеря и выделяет ряд особенностей социализации личности в подростка условиях детского лагеря.
    Written by: Захлебаева Виктория Викторовна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/29/2016
    Edition: euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)
    Available in: Ebook
Записи созданы 6767
Номер части:
Журнал

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
Авторы:
DOI:


Проблема  профессионального  становления  относится  к  числу  самых  древних  и  вечно  молодых. Её решение  связано  с  именами  древнегреческих учёных (Сократ, Платон, Аристотель). Проблема  профессионального  становления  актуализировалась в  ХХI  веке. Это связано с развитием постиндустриального общества, которое характеризуется  появлением  новых  профессий, сменой монопрофессионализма  на  полипрофессионализм, автоматизацией и компьютеризацией  производства, внедрением  новых технических  средств  и  технологий. Обществу  требуются специалисты, способные успешно реализовать себя в изменяющихся социально-экономических условиях, стремящихся  к  росту  профессиональной  карьеры.

Модернизация системы высшего образования определяет новые направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России. Процесс профессионального становления военного специалиста отражает все особенности изменяющегося социокультурного общества.

Цель статьи состоит в выявлении тех теоретико-методологических подходов, на базе которых долженстроится процесс профессионального становлениябудущих офицеров внутренних войск России. Акцентируется внимание на   понятии профессионального становления, концепциях профессионального становления и этапах профессионального становления, представленных в работах ряда отечественных учёных.

Э.Ф. Зеерпонимает  «профессиональное  становление»  как  формообразование личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности[1].

С точки зрения Т.В.Кудрявцева «профессиональное  становление» — это длительный  процесс  развития личности с начала формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности. Главным звеном этого процесса  является профессиональное самоопределение[3].

К.М.Левитан рассматривает  это явление  как решение профессионально  значимых, всё  усложняющихся познавательных, морально-нравственных и коммуникативных задач. В итоге профессионал овладевает необходимым комплексом связанных с его профессией деловых и нравственных качеств  [4 ].

В исследовании Ю.П.Поварёнкова   понятия  «профессиональное  становление»  и  «профессионализм» отождествляются, понимаются  как  процесс  формирования  личности и деятельности профессионала. Автор рассматривает личность профессионала  как  интегральное системное качество, закономерно проявляющееся на определенном этапе профессионального развития индивида [ 6 ].

А.А.Деркач и В.Г. Зазыкин рассматривают процесс профессионального становления с системных позиций, связывают его с изменениями и развитием  профессионализма личности и деятельности, нормативной  регуляции, мотивации на саморазвитие и профессиональные достижения, рефлексивной самоорганизацией и раскрытием творческого потенциала личности. Важную роль исследователи отводят совокупности факторов и условий, которые стимулируют личность к достижениям и образуют мотивационную основу развития профессионала[ 2 ].

Сравнительный  анализ приведенных  понятий показывает, что они содержат два взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента: профессионализм деятельности и профессионализм личности. С одной стороны  они рассматриваются   в системе, с другой — каждый можно  исследовать отдельно как элемент системы. Профессионализм деятельности развивается   в процессе  решения профессиональных задач одновременно со становлением профессионализма  личности.

Мы рассматриваем профессиональное становление офицера внутренних  войск как непрерывный  процесс совершенствования профессионализма личности и профессионализма деятельности под влиянием внешних  воздействий, обусловленных   требованиями  социума к  военному специалисту, и его внутренними потребностями к саморазвитию, самосознанию,самореализации.

Необходимо подчеркнуть другой  важный момент. В исследованиях по профессиональному  становлению  отмечается, что формирование  личности должно осуществляться в соответствии с определенными социальными требованиями, идеалами, образцами. Они выполняют функцию регуляторов социального развития. Для решения проблемы профессионального становления важным является то, что в качестве такого общественного идеала выступает личность профессионала, «идеальный специалист». В нашем частном случае — это военный  специалист. Образец  может быть описан идеальной  моделью,   которой пока нет.

Рассмотрим далее некоторые концепции профессионального становления, разработанные  отечественными и зарубежными  учёными.

Акмеологическая концепция А.А.Деркача и В.Г. Зазыкина  представлена системой  взглядов, отражающих:  а)содержательное  развитие субъекта труда до уровня профессионала в контексте общего расширения субъектного пространства личности, её профессионального и нравственного «обогащения»; б)процессуальное развитие субъекта труда до уровня профессионала рассматривается с  системных позиций в связи с изменениями и развитием подсистемы профессионализма личности и деятельности,  нормативной регуляции, мотивации на саморазвитие  и профессиональные достижения, рефлексивной самоорганизации и в плане раскрытия  творческого  потенциала личности.

Мы считаем, что «нормативная регуляция» в модели «идеального военного  специалиста» должна быть  представлена подсистемой нормативности деятельности  и поведения, которая  обеспечивает формирование профессиональной и нравственной  системы  регуляции поведения, деятельности и отношений. Такая  подсистема  формируется в процессе профессионального становления офицера внутренних войск. Она  имеет  правовую основу, которую  составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты (Указы Президента, Постановления Правительства), ведомственные приказы и распоряжения, а также акты, регулирующие совместную деятельность Внутренних войск и иных органов по решению стоящих задач. Они  дополняются,  изменяются, корректируются  в  соответствии  с  происходящими  в  обществе  изменениями.

Отдельно остановимся на исследованиях Э.Ф. Зеера. Он определяет становление личности как непрерывный процесс целенаправленного прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности. Внешними факторами, влияющими на процесс становления личности, по мнению автора, являются условия жизни, внешние воздействия, которые определяют становление личности через взаимодействия человека с другими посредством его деятельности в среде.

Обобщая собственные исследования в области профессионального становления, ученый отмечает, что профессиональное становление характеризуется тем, что в учебно-профессиональной и профессиональной деятельности помимо знаний, умений и навыков формируются «профессионально важные личностные качества», такие как эрудиция,
целеполагание, практическое и диагностическое мышление, интуиция, наблюдательность, предвидение и рефлексия. Поэтому обучение, сопровождающее профессиональное становление должно, по мнению автора,  строиться надеятельностнойоснове.

Заслуживает внимания концепция профессионального  развития, разработанная Л.М.Митиной[5], которая  основывается  на  положении С.Л Рубинштейна о двух  модусах  жизни. Первый способ жизни  психолог назвал адаптивным. Суть его в том, что человек  находится  внутри жизни, всякое его отношение –это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом. Другой, более сложный  способ отношения к жизни, к миру связан с появлением рефлексии. Она позволяет человеку подняться над непосредственным процессом  жизни, осмыслить её в целом,  ведёт  к построению  нравственной  человеческой  жизни на новой, сознательной  основе[7].

Л.М.Митина  предлагает модель адаптивного поведения и модель профессионального развития. При  адаптивном поведении в сознании личности доминируют тенденции к подчинению профессиональной  деятельности нормам и требованиям  профессии, использованию наработанных ранее алгоритмов решения  профессиональных задач, склонность к шаблонам, стериотипам, неспособность к спонтанности, гибкости; покорность внешним обстоятельствам.

Вторая модель профессионального развития характеризуется  способностью профессионала  выйти за пределы повседневной практики, увидеть труд в целом, сделать его предметом анализа, преобразования, совершенствования. В основе лежит высокий уровень самосознания, установка на успех, карьерный рост.

В связи с выше  изложенным, необходимо  подчеркнуть следующее. Модель  профессионального развития офицера внутренних войск должна  быть моделью развития. Если её рассматривать  как  модель  моделей, т.е. осуществить декомпозицию, то модель, соответствующая  подсистеме нормативной профессиональной деятельности офицера  внутренних  войск, описанная  выше, не является адаптивной. Она является обязательной составляющей модели профессионального развития, направленной  на  формирование готовности к решению стандартных служебно-боевых  задач. Но она не  является единственной. Модель профессионального развития будет содержать и другие виды моделей (структурную, функциональную и пр.).

Проблема поэтапного профессионального  становления  исследуется многими учёными педагогами и психологами (В.В.БондарьЭ.Ф.Зеер, Е.А.КлимовА.К.Маркова,Л.М.Митина,В.М.Шатух, А.Р.Фонарёв и др.). Они  выбирают  разные основания  для деления  на  этапы, стадии, периоды, фазы.

Представляет интерес исследование  А.Р.Фонарёва [8]. Он считает,что  деятельность в социально ориентированных профессиях, к которым мы относим деятельность офицера внутренних войск, построена на взаимодействии между людьми.Поэтому при обсуждении становления профессионала  А.Р.Фонарёв, прежде всего, обращается к различным типам социальных связей между субъектом и миром, которые  легли в основу поэтапного становления профессионала.

Опираясь на типы социальных связей, выделенные К. Марксом (социал-органический и социал-атомистический), и способы существования человека, оформленные С.Л. Рубинштейном, он разработал три модуса человеческого существования: обладания, социальных достижений и служения. Указанные модусы, по мнению автора, являются этапами становления профессионала. Каждый модус охарактеризован им по следующим параметрам: отношение личности к себе, отношение к другим, отношение к делу. Модус обладания характеризуется тем, что человек стремится «овладеть предметом». На этом  этапе становления, как и на всех других, можно выделить две линии, одна из которых характерна для людей, начинающих осваивать профессию. Это такое состояние, при котором индивид уже покинул одну событийную общность, но еще не обрел другую, более высокого уровня (например, уже не курсант, но еще не вошел в профессиональную общность). Другой вектор становления личности профессионала связан с тем, что человек уже нашел себя в профессии и не хочет изменять ни себя, ни свою деятельность.

 При переходе к модусу социальных достижений имеют место два способа реализации стремления к превосходству над другими людьми. Первое связано со стремлением к социальному статусу, второй характеризуется устремленностью к достижению собственно профессиональных успехов.

Модус служения представляет собой последний этап становления профессионала, который характеризуется появлением все учащающихся «пиковых переживаний» успешности. Очень важное место в этом модусе автор отводит рефлексии.

Таким образом, работа А.Р. Фонарева содержит описание этапов становления личности профессионала по трём модусам и  ориентирует  исследование на содержательное описание   компонентов  профессиональной  деятельности офицера внутренних дел.

Во многих публикациях профессиональное становление рассматривается как последовательность взаимосвязанных временных стадий от возникновения и формирования профессиональных намерений до полной реализации личности в профессиональном труде.

Э.Ф. Зеер выделяет следующие стадии профессионального становления:

-формирование профессиональных намерений – осознанный выбор профессии;

-профессиональная подготовка – освоение системы профессиональных знаний, умений, навыков, формирование социально-значимых и профессионально важных качеств;

-профессионализация – адаптация в профессии, профессиональное самоопределение, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности;

-мастерство – качественное, творческое выполнение профессиональной деятельности.

В своем исследовании мы  рассматриваем этап профессиональной подготовки будущего офицера внутренних войск  в учебно-воспитательном процессе  военного  вуза. Курсанту необходимы знания, умения, навыки, качества личности, которые влияют на эффективность управленческой деятельности офицера,  обладая которыми он может успешно выполнять поставленные   служебно-боевые задачи. При этом надо иметь в виду, что процесс профессионального становления будущего офицера имеет свои особенности. Он включает  ряд стадий: первичная должность командира взвода, заместитель командира роты с перспективой выдвижения на должность командира роты. Вместе с карьерным ростом изменяются, усложняются профессиональные  задачи. Овладение  способами их решения является одной из целей обучения.

Теоретико-методологическими основами решения названных  в  статье  проблем являются системный, деятельностный и акмеологический подходы.

Профессиональное становление-эта форма становления личности  в период обучения и в условиях трудовой деятельности. Оно   подразумевает не только совершенствование учебных и трудовых навыков, но и самосовершенствование личности. Сравнение позиций начинающего специалиста и профессионала показывает, как меняется человек: из исполнителя он становится созидателем, от простого приложения знаний и навыков он приходит к анализу и критической оценке ситуации, от приспособления – к творчеству. Профессиональная деятельность является необходимым и самым длительным этапом социализации личности.

Список литературы:

1.Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов.-3-е изд.-М.:Академическийпроект:Фонд  «мира», 2005.-336 с.

2.Деркач А.А., В.Г..Зазыкин. Акмеология: учебное пособие.-Спб: Питер, 2003.- 536 с.

3.Кудрявцев Т.В., ШегуроваВ.Ю.Психологический анализ динамики профессионального  самоопределения  личности//Вопросы психологии, 1983.-№2.-С.51-59.

4.Левитан К.М.Основы  педагогической деонтологии.-М.:Наука,1994.- 192 с.

5.Митина  Л.М.Психология труда профессионального развития учителя.-М.:АКАДЕМА,2004.-320 с.

6.Поварёнков Ю.П. Психологическое содержание  профессионального становления человека.-Екатеринбург:УРАО, 2002.- 160 с.

7.Рубинштейн С.Л.Проблемы общей психологии.-М.: Педагогика,1976.-416 с.

8.Фонарёв А.Р. Психология становления личности профессионала:учебное пособие.- М.:Моск. псих.-соц. ин-т,2005.-240 с.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА
Written by: Холина Лидия Игнатьевна, Серёдкин Николай Алексеевич
Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
Date Published: 04/13/2017
Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)
Available in: Ebook
Записи созданы 6767

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх