Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА В КОНЦЕПЦИЯХ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЮНОШЕСТВА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА В КОНЦЕПЦИЯХ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЮНОШЕСТВА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

Характеристика духовной нравственности юношеского возраста представлена недостаточно в психолого-педагогических исследованиях: мало наработано конкретных данных в этой сфере.

В западной психологии они выполнены, прежде всего, в рамках когнитивного подхода, который акцентирует внимание только на когнитивных аспектах морального сознания, а моральные суждения выступают в нем мерилом нравственного развития.

Романтическая концепция юности, Ж-Ж. Руссо рассматривала стадиальный характер развития человека, и юность в этом процессе занимала особое место. В ней рассматривались биологические, социальные факторы, определяющие содержание и характер протекания юности, но ничего не говорилось об её духовно-нравственном развитии [6].

Биогенетическая концепция, С. Холл главное внимание уделял биологическим детерминантам развития. Законом развития психологии считал биогенетический закон. Согласно этой концепции юность, охватывает период от начала полового созревания (12-13лет) до наступления взрослости (22-25 лет), эквивалента эпохе романтизма. Это период «бури и натиска», внутренних и внешних конфликтов, в ходе которых у человека появляется «чувство индивидуальности».

Этой концепции придерживались Э. Кречмер и Э. Йенш они разработали на основе биологических факторов (телосложения) типологии личности. К. Конард последователь Э. Кречмера определил, что типологические характеристики личности применимы к возрастным стадиям, юность он отнес к «шизоидному типу» с её тягой к самоанализу. Представители этой концепции не уделяли должного внимания социальным факторам [3, с. 236]. Как и в предыдущей концепции, представители все внимание сосредоточено только на биологических детерминантах развития.

Концепция персонологической (личностной) ориентации Э. Шпрангера. Он положил начало исследованию юношеского самосознания и ценностным ориентациям. Подробно рассмотрел исторические условия и социальное положение юношества, стадии духовного и нравственного развития, выбор профессии, становление мировоззрения.

Он разделил юношеский возраст на две фазы: первая 14-17 лет, связанная со стремлением к освобождению от детских отношений зависимости; и вторая связана с чувством одиночества, «кризис оторванности» у 17-21летних. Юношеский возраст разделили для мальчиков с14 до 22лет и для девочек с 13 до19 лет, рассмотрев элементы полоролевого поведения молодых людей. Выделил новообразования этого возраста, которые связаны с открытием «Я» и включением в различные виды жизнедеятельности, развитием рефлексии, осознанием собственной индивидуальности и её свойств; появлением жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни [3]. Впервые, были, рассмотрены стадии духовного развития и частично рассматривалось нравственное развитие юношеского периода.

Эту концепцию конкретизировал Ш. Бюлер, связав биологическое и культурное созревание с особенностями протекания психических процессов, выделив две фазы развития:

негативную – это фаза метания, противоречивых чувств, снижения работоспособности, меланхолии. Она характеризуется беспокойством, тревогой, раздражительностью, агрессивностью;

—  позитивную, когда появляется новый мир ценностей, любовь, мечты и потребность в интимной человеческой близости [6, с. 123].

Концепция социально-психологической ориентации К. Левина. Достоинство его концепции в том, что рассматривал юность как социально-психологическое явление, связывая психическое развитие личности с изменением её социального положения. Он считал важными процессами переходного возраста расширение жизненного плана личности, круга его общения, групповой принадлежности и типа людей на которых личность ориентируется. Поведение подростка (юноши) определяется маргинальностью его положения. Он в своей концепции не уточнил граней периода маргинальности и не давал различий между юношей и подростком.

Концепция моральной ответственности Ж. Пиаже. Он выделил две ступени в нравственных суждениях детей, на основе двух типов морали: гетерономной морали, связанной с воздействием на ребенка мира взрослых и автономной демократической морали, основанной на взаимном сотрудничестве ребенка с окружающего мира. Его концепция сосредоточена сугубо на когнитивных (познавательных) процессах, отражала один аспект нравственного развития ребенка. Ответственность, которая положена автором в основу классификации уровней морального развития, носит оценочный характер и касается выдуманных персонажей, но не отражает реального поведения самого испытуемого.

Развитие в юношеском возрасте он сконцентрировал на специфике юношеского мышления. В его понимании, усложнение мыслительных действий оказывает влияние на все стороны жизни, включая эмоции, и вызывает тяготение у подростка и юноши к общим теориям, склонность теоретизированию становиться возрастной особенностью. Применительно к юношескому возрасту моральное развитие не рассматривается.

Концепция морального развития Л. Колберга, согласно которой моральное развитие индивида происходит поэтапно. Он на основе своих исследований, в ходе которых испытуемому предлагались различные жизненные ситуации в плане морального выбора, выделил несколько уровней развития морального в человеке, которые разделили на уровни:

— преконвенциональный (доморальный) уровень: ребенок слушается, чтобы избежать наказания (1стадия); ребенок руководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды (2стадия);

— конвенциональный (прагматический) уровень: ребенок движим желанием одобрения со стороны взрослых и стыдом перед их осуждением (3 стадия); установка на поддержание определённого порядка и фиксированных правил, и авторитета (4стадия);

— постконвенциональный уровень (автономной морали): поведение, основанное на логическом обосновании нравственных правил, в соответствии с принципом полезности (5стадия); поведение в соответствии с высшим законом, соответствующим интересам большинства (6стадия); [6].

Привлекательным в концепции является то, что рассматривается моральное развитие в общем аспекте, и отрицательным — не конкретизируется юношеский возраст, а суть морального выбора сводится к определению ведущего мотива поведения. Не рассмотренными остаются другие аспекты нравственного поведения и компоненты нравственного развития детства.

Концепция морального развития М. Блэтта (продолжены идеи Л. Колберга). По мнению М. Блэтта детей необходимо систематически вводить в область суждений на моральные темы на ступень выше их собственных, они постепенно проникаются привлекательностью этих суждений, что становиться стимулом к развитию следующей ступени их морального сознания. Наиболее эффективной формой он считал групповое обсуждение моральных дилемм. Таким образом, стимулирование уровня моральных суждений, по его мнению, являлось главной и единственной целью педагогического воздействия.

Концепция морального развития Э. Хиггинса.  Определяются стадии, которые характеризуют: когнитивный, эмоциональный, мотивационные компоненты и совмещают принципы заботы и справедливости к человеческой личности. В этой концепции уделяется внимание только понятию ответственности, представление о которой и определяет содержание поведения.

Автором выделены четыре стадии развития представлений об ответственности:

Первая — характеризуется тождественностью представлений об ответственности и обстоятельствах. Человек не считает необходимым выполнять команды вышестоящих и авторитетных лиц или правила, установленные ими.

На второй стадии рассматривает различие ответственности и обязательств; человек ответственен только перед самим собой, своим благополучием, собственностью и поставленными перед ним целями.

В третьей стадии человек ощущает ответственность, как за себя, так и за тех, с кем он находиться в хороших отношениях.

На четвертой стадии ощущает ответственность за всех людей, руководствуясь правилами, запрещающими нанесение психологического ущерба и создание эмоционального дискомфорта другим людям. Главной заботой становится забота о чувствах другого человека, его психическом состоянии.

Концепция морального развития ребенка А.В. Зосимовского. Автором дана попытка исследования динамики морального развития ребенка от младенчества до семи лет. В концепции рассмотрен только дошкольный возраст, не описаны другие возрастные группы.    В ней уделялось внимание способам контроля поведения: от реактивности к самоограничению, осознанности и произвольности. Выделив новообразования в каждой возрастной группе, он не раскрыл значение, психологических механизмов и их реализацию [5].

Концепция Л.М. Попова, в которой он подчеркивает двойственность в оценке этических действий человека (добрые – порочные).  Доброе и злое существует в одном человеке или в одной социальной общности, и взаимно переходят друг в друга. «Добрый» — характеризуется духовностью. В нем преобладает сила и высота духа. Он руководствуется человеческими заповедями и своим поведением, золотым правилом нравственности: поступай по отношению к другим — как хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе. Злой, порочный человек – это злобный, завистливый человек, ненавидящий окружающих его людей [4, с.168] . Он сформулировал представление о человеке, как индивидуальном субъекте саморазвития и выделил нравственно-этический строй в структуре личности.

Концепция духовно — нравственного развития личности Л.М. Аболина и др. Духовность, нравственность рассматривает у них, как интегративное системное качество, которое затрагивает не только отдельные компоненты деятельности, но и целый ряд их параметров. Высокая духовность, нравственность – это развитие всех составляющих деятельности, а не отдельных личностных качеств, психических процессов. Это высокий уровень развития духовно-нравственных целепологаний, этических знаний, оценки, контроля своих и чужих духовно-нравственных действий, и поступков, их коррекция. Л.М. Аболин отмечает, в связи с тем, что система образования должна готовить человека одновременно и как способного менять самого себя и наличное бытие, и как понимающего и принимающего задачи наличного бытия, и способного осуществлять в них свою жизнедеятельность, она должна ориентироваться на формирование целостной личности.

В соответствии с двумя полюсами всеобщности – человечество в его историческом развитии и личность – можно предположить существование двух путей формирования духовной (нравственной) личности: — становление индивида как культурно-исторического субъекта деятельности, воспринимающего историю как свое прошлое и чувствующего свою ответственность перед будущим и зависящего от его действий в настоящем; — непосредственное общение с духовно-нравственной личностью, которая является для него критерием поведения, общения, этических оценок и суждений.

Первый путь может быть воплощен в преподавании путем отбора содержания и способов обучения, второй – воплощен в личном общении учителя, семьи, коллектива, через проектирование социокультурной среды. Последний определяется условиями и возможностями, способствующими или не способствующими формированию духовно-нравственной личности.

Индивидуальные различия системы духовно-нравственных признаков обусловлены целостной структурой деятельности, отражающей особенности воздействия различных уровней личности на механизм этой деятельности.  По результатам исследования выделяются два уровня духовно-нравственного развития школьников: духовно-деятельностный и духовно-личностный [1].

Концепция развития нравственной сферы личности Н.В. Мельниковой, Р.В. Овчаровой. Данная концепция базируется на культурно-историческом и пси­хосоциальном подходах и опирается на методологические принципы: системного подхода, согласно которому нравственная сфера личности рассматривается, как системное интегративное образование, выступающее в единстве когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов. Согласно их концепции, необходимо учитывать взаимодействие нравственного соз­нания и поведения (деятельности), как необходимого условия этического развития личности, формирования её нравственных мотивов.

Это позволит преодолеть недооценку роли совместной деятельности детей со взрослыми и ведущего ви­да деятельности для становления нравственной сферы личности; принципа субъектности, обеспечивающего понимание личности как субъекта нравственного развития, проявляющего активность в освоении нравственного опыта. С этих позиций нравственная сфера рассматривается ин­тегральным единством и взаимодействием нравственного сознания (когнитивный компонент), чувств, отношений, переживаний (эмоциональный компонент), пове­дения личности (поведенческий компонент), динамика которых опосредована нравственными чувствами, кроме того, у подростка — нравственными отношениями и переживаниями, в юношеском возрасте — нравственным сознанием и самосозна­нием [3, с.286].

Концепция нравственного развития Н. В. Марьясовой, она рассматривает духовность как систему отношений человека к миру и себя в мире, как определенную программу поведения, являющуюся составной частью целостной самоактуализирующейся личности, проявляющуюся в виде определенного мироотношения и определяющую приоритет высших духовных ценностей над витальными.

Она выделяет нравственный строй личности, её способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной и общественной жизни и следовать идеалам истины, красоты и добра. Нравственность оценивается, как одно из измерений духовности человека [2, с.8-9].

Таким образом, большинство рассмотренных концепций рассматривают более подробно дошкольный возраст, но мало уделяют внимание юношескому периоду и не определяют точно возрастные границы юношеского периода. Хотя юношеский возраст один из ответственных периодов формирования личности и нравственного совершенствования, который включает осознание смысла жизни и ее целей.

Большинством ученых признается, что юношеский возраст является главным периодом формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь.

В концепциях анализируют разные стороны жизни юношеского возраста — физическое созревание, умственное развитие, самосознание, структуру общения, они дополняют друг друга, но не уделяют должного внимания духовно-нравственному развитию личности, хотя позволяют определиться в теоретических основаниях их дальнейшей разработки применительно к юношескому возрасту.

 В настоящий период ситуация развития духовно-нравственной сферы для юношеского периода осложнена еще и трудностями социального переустройства нашего общества.

Список литературы:

  1. Аболин, Л.М., Валиахметов, Х.Х. Духовно-нравственное развитие личности в со-бытийной деятельности. — Казань. : «Карпол», 2002. — 230 с.
  2. Марьясова, Н.В. Духовность в контексте психологического анализа: личностный аспект: Автореф. дис… канд. психол. наук: (19.00.01). — Хабаровск, 2004. – 23 с.
  3. Мельникова, Н.В., Овчарова Р.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника // монография.- СПб.: «Амалтея», 2008.- 304 с.
  4. Попов, Л..М., Устина, Ю.Н. Предмет и методы этической психологии личности // Ученые записки казанского государственного университета. – 2009, том 151, кн. 5, ч.1. – С. 171.
  5. Самылова О.А. Концептуальные подходы к развитию нравственной сферы в период юности // Гуманитарные знания в образовательном пространстве регионов. – Барнаул: ИГ «Си – пресс», 2012. – С. 190 — 194.
  6. Теории личности в американской и западноевропейской психологии. — М. : АСТ, 2006. –240 с.[schema type=»book» name=»ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА В КОНЦЕПЦИЯХ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЮНОШЕСТВА» author=»Самылова Ольга Анатольевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot gacor 2023 slot dana jendralsmaya slot dana slot server luar demo slot slot deposit pulsa slot gacor slot terbaru slot terbaik slot deposit pulsa
404: Not Found