Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                              
Данные для цитирования: . ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Евразийский Союз Ученых. Психологические науки. ; ():-.

Успешность учебной деятельности является неотъемлемой частью становления компетентной личности, поэтому данная проблема не теряет свою  актуальность и по сей день.Под успешностью обучения понимают качественную характеристику результатов учебной деятельности конкретного субъекта, которая является одним из показателей эффективности, результативности и продуктивности образовательного процесса.

Поступаю в вуз, бывший школьник сталкивается с рядом трудностей, которые по-разному влияют на его деятельность. Какие же трудности возникают на пути студента?  Какие факторы в этом причастны?

На успешность обучения студентов в высших учебных заведениях влияют многие факторы: материальное положение; состояние здоровья; возраст; семейное положение; уровень довузовской подготовки; владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности (прежде всего учебной); мотивы выбора вуза; адекватность исходных представлений о специфике вузовского обучения; форма обучения (очная, вечерняя, заочная, дистанционная и др.); наличие платы за обучение и ее величина; организация учебного процесса в вузе; материальная база вуза; уровень квалификации преподавателей и обслуживающего персонала; престижность вуза и, наконец, индивидуальные психологические особенности студентов.

Братчикова Ю.В. в исследованиях  выделяет две группы условий влияющих на успешность обучения. Это внешние и внутренние условия.  К внутренним условиям относятся следующие: возрастные и индивидуальные особенности; особенности мотивационной сферы учащихся; особенности процесса усвоения. К внешним условиям она отнесля характер взаимоотношений, сложившихся с конкретным учителем; общий характер взаимоотношений, принятый в конкретной группе; отношение родителей или других референтных лиц к самому процессу[2].

Для полного раскрытития проблемы успешности обучения важно рассмотреть психологические особенности учебной деятельности в студенческом возрасте. На наш взгляд, студенчество является временем формирования специалиста и гражданина, временем формирования принципиально новых требований к личности со стороны общества, поэтому совершенно справедливо выделяется период студенческой жизни как специфическая возрастная фаза жизни.

Студенческий возраст — это особый период развития личности, продолжающийся только вовремя обучения в вузе или среднем специальном учебном заведении [1]. При этом молодой человек, окончив общеобразовательную школу и поступив в ВУЗ, вступает в самостоятельную жизнь, по существу еще не став самостоятельным, так как он экономически и психологически зависим от родителей. Переход человека во взрослую жизнь оказывается, опосредован особым жизненным этапом — студенчеством. Плюс к этому в студенческом возрасте формируется профессиональное самосознание и усваивается основа будущей профессии. Т.е. задача данного возраста – становление полноценной компетентной личности, освоение будущей профессии, личности, готовой к  самостоятельной жизни.

Необходимым условием этого является успешная учебная деятельность, направленная на формирование профессионального мастерства.

Почему одни студенты охотно работают над овладением знаниями и профессиональным мастерством, а возникающие трудности только добавляют им энергии и желания добиться поставленной цели, в то время как другие все делают словно с неохотой, а появление препятствий только  снижает их активность? Такие различия можно наблюдать при одних и тех же внешних условиях учебной деятельности. Данный феномен психологи и педагоги чаще всего объясняют такими индивидуально-психологическими особенностямистудентов, как уровень интеллекта,  учебная мотивация, способности, высокая самооценкаи др.

Если взять способности, то многое зависит от того, какое место способности занимают в структуре личности конкретного студента, в системе его жизненных ценностей и как они сказываются на развитии других личностных качеств. Во-первых, в структуре способностей следует выделить такие относительно самостоятельные составляющие как общий интеллект, социальный интеллект, специальные способности и креативность.Высокий уровень способности однозначно  имеет влияние на успешность обучения, в то время как низкий уровень способностей оказывает в большинстве случаев негативное влияние успешное обучение в вузе.

Далее следует отметить положительную связь упешности учебной деятельности и уровня общего интеллектуального развития.Однако, лишь не все студенты повышают уровень общего интеллекта от первого курса к пятому, и, как правило, такое повышение наблюдается у слабых и средних студентов, а сильные часто выходят из вуза с тем же, с чем и пришли .Данный феномен объясняется тем, что у весьма способного и «блистающего» на первых курсах студента возникает неадекватно завышенная самооценка, чувство превосходства над другими, он перестает систематически работать и резко снижает успешность обучения.Вместе с тем,  высокая самоценка и связанные с ней уверенность в своих силах и способностях являются важными положительными факторами успешного обучения студентов. Неуверенный же в своих силах студент часто просто заранее признает свое поражение.

Важнейшим фактором успешного обучения в вузе является учебная мотивация. При дифференцированном анализе мотивов учебной деятельности можно выделить такие мотивы, как  направленность на получение знаний, на получение профессии, на получение диплома. Студенты, нацеленные на получение знаний, характеризуются высоким интересом к учебной деятельности, целеустремленностью, сильной волей и др. Те же, кто направлен на получение профессии часто проявляют избирательность, деля дисциплины на «нужные» и «не нужные» для их профессионального становления, что может сказываться на академической успеваемости. Установка на получение диплома является менее продуктивным  и студент  не заинтересован в получении знаний, занятия посещает  нерегулярно.

Помимо выше перечисленных факторов влияющих на успешность обучения студентов, важное место занимает показатель «оптимизма — пессимизма», как один из индивидуальных психологических особенностей студентов. Оптимизм и пессимизм (от лат. optimus — наилучший и pessimus — наихудший), понятия, характеризующие ту или иную систему представлений о мире с точки зрения выраженного в ней позитивного или негативного отношения к сущему и ожиданий от будущего[3]. Здесь особое внимание привлекает подход М.Селигмана. Автор считает, что успешность деятельности обусловлена оптимистическим стилем объяснения событий. В зависимости от того, как человек объясняет происходящие с ним в жизни благоприятные и неблагоприятные события, его можно отнести, скорее, к пессимистам или оптимистам. Согласно М. Селигману оптимистичные люди склонны приписывать неудачи случайному стечению обстоятельств, случившемуся в определенной точке пространства в определенный момент времени. Успехи они привычно считают личной заслугой и склонны рассматривать их как то, что случается почти всегда и почти везде. Пессимисты, наоборот, склонны благоприятные события интерпретировать как временные, конкретные и происходящие благодаря обстоятельствам, а неблагоприятные — как происходящие постоянно и в различных сферах по их собственной вине[4].

Таким образом, на успешность обучения студентов влияют различные факторы, такие как возрастные и индивидуальные особенности; особенности мотивационной сферы учащихся; особенности процесса усвоения; характер взаимоотношений, сложившихся с конкретным учителем; общий характер взаимоотношений, принятый в конкретной группе; отношение родителей или других референтных лиц к самому процессу; уровень интеллекта; способность усваивать знания, умения, навыки и успешно применять их для решения задач; учебная мотивация, обеспечивающая сильные положительные переживания при достижении учебных целей; высокая самооценка, приводящая к формированию высокого уровня притязаний; характер учебной мотивации, ее энергетический уровень и структура; показатели «оптимизма — пессимизма ».

Библиографический список:

  1. Ананьев Б. Г. К проблеме психофизиологии студенческого возраста// Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. — Л., 1974. — Вып.2. — С. 3-15.
  2. Гадай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.
  3. Замышляева М.С. Оптимизм и пессимизм в совладающем поведении в юношеском возрасте. — М.: Ин-т психологии РАН, 2006.
  4. Селигман М. Как научиться оптимизму. М.: Вече, 1997.[schema type=»book» name=»ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА» description=»В статье сделан теоретический обзор проблемы исследования основных факторов, влияющих на успешность учебной деятельности.» author=»Давудова Айзанат Рамазановна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6780

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх