Номер части:
Журнал

Проблема разработки и реализации реабилитационной среды в условиях детского отделения психоневрологического диспансера



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . Проблема разработки и реализации реабилитационной среды в условиях детского отделения психоневрологического диспансера // Евразийский Союз Ученых. Психологические науки. ; ():-.





В последние годы отмечается рост количества детей и подростков с непсихотическими формами психических расстройств и нарушениями поведения, что обусловливает актуальность  психосоциальной терапии и реабилитации, способствующих повышению качества жизни личности. Проблемы психосоциальной реабилитации детей и подростков с психическими расстройствами в современных условиях представлены в трудах Е. В. Кореня, А. М. Марченко, А. О. Дробинской, Т. А. Куприяновой. Как отмечает Е. В. Корень, это связано «во-первых, реализацией полипрофессиональной модели оказания психиатрической помощи, основанной на биопсихосоциальном подходе; во-вторых, в возникновении психических расстройств значение имеют не только биологические, но и психологические, социальные и средовые факторы» [2, с. 5]. В. В. Ковалев указывает следующее: «При определении главных целей реабилитационных усилий в детской психиатрии необходимо учитывать, что любое психическое расстройство искажает психическое развитие детей (от грубых дизонтогенетических нарушений с задержкой развития до состояний социальной дезадаптации с нарушением последовательной смены этапов социализации) и препятствует адекватному усвоению ребенком тех или иных навыков, обеспечивающих развитие в соответствии с возрастными требованиями» [1, с. 12 ]. Поэтому одним из аспектов решения вышеуказанной проблемы является вопрос разработки и реализации реабилитационной среды в условиях диспансера.

Понятие среды включает всю совокупность внешних обстоятельств, необходимых для жизни, развития и самоосуществления человека, к которым относятся различные аспекты условий его жизни, в первую очередь — связи человека с другими людьми. Нарушение гармонии личности и среды вызывает нарушение отношений детей не только к другим людям и явлениям окружающего мира, но и к себе. На современном этапе развития психиатрии в понятие терапевтической среды вкладывается различное содержание. Это выражается и в различии терминологии: «терапия средой», «лечебная среда», «реабилитационная среда», «терапевтическая среда», «терапевтическое сообщество». Терапия средой (от франко-англ. milieu therapy — лечебное воздействие среды, лечение средой) представляет собой использование терапевтического потенциала взаимодействия больного с окружением, средой. Под средой имеют в виду всё, что окружает больного в стационаре (вещи, люди, процессы, события) и является неотъемлемым фактором стационарного содержания, лечения и реабилитации. Шпиленя Л.С. понимает реабилитационную среду как «совокупность объективных факторов – организационных (реабилитационный центр, стационар, амбулатория, община, «дом на пол-пути» и т.д.) и функциональных (медицинских, трудовых, психолого-психотерапевтических, образовательных, воспитательных, микросредовых, семейных и др.), объединенных программой реабилитации и влияющих на восстановление или формирование социально приемлемых личностных и поведенческих качеств больного, способствующих его реадаптации и ресоциализации» [3, с. 1 ]. При этом залог эффективности действия реабилитационной среды — ее системность.

Больничная среда в условиях психоневрологического диспансера характеризуется жесткой регламентацией деятельности и жизнедеятельности детей и подростков, ограничением их социальных контактов. При длительной госпитализации возникают явления депривации. Это обусловливает необходимость гуманизации и оптимизации больничной среды, ее трансформации в реабилитационную среду, направленной на формирование и развитие социально-психологических качеств, способствующих устойчивому личностному развитию детей и подростков, а также повышающих качество их жизни. Создание гуманистической атмосферы, определяющей в качестве основного приоритета ценность каждой личности, является основой формирования и развития реабилитационной среды детского отделения ГБУЗ «Республиканский психоневрологический диспансер» (Республика Бурятия, г. Улан-Удэ). Новизна разрабатываемой проблемы заключается в том, что концептуальные положения реабилитационной среды как одной из составляющих психосоциальной реабилитации разработаны теоретически и практически для взрослых пациентов, и требуют соответствующего решения применительно к детской психиатрии. Под реабилитационной средой мы понимаем совокупность функциональных и структурно-организационных факторов, объединенных программой реабилитации. Остановимся на характеристике указанных моментов.

Важная роль в разработке и реализации адекватного реабилитационного подхода для детей и подростков принадлежит учету возрастных особенностей формирующейся личности. Влияние возрастного фактора проявляется как в своеобразии клинической картины и динамики нарушений, так и в возрастной реактивности, повышенной уязвимости к влиянию психогенных факторов, особенностях реагирования на наличие психического расстройства, увеличении риска возникновения психических нарушений в переходные возрастные периоды, возрастной незрелости механизмов психогенеза и саморегуляциии эмоций и поведения, что подтверждается данный патопсихологической диагностики. По данным, проведенной в детском отделении ГБУЗ «Республиканский психоневрологический диспансер» (ГБУЗ РПНД) психодиагностической работы, пациенты демонстрируют тревожность, депрессивность, склонность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, эмотивность (мотивационную и эмоциональную неустойчивость), защитное, демонстративное, агрессивное и аутоагрессивное поведение, устойчивое нежелание взаимодействовать с взрослыми (педагогами, в крайних случаях — с родителями и лицами их замещающими), посещая школу, дети и подростки нарушают дисциплину в классе, вносят разлад в коллектив сверстников. Следовательно, у детей и подростков с психическими расстройствами значимо изменена система отношений со сверстниками и взрослыми, что деформирует процесс эмоционально-личностного развития, т.е. снижается восприимчимость к помощи взрослого, обучаемость. Преобладание отрицательной оценки со стороны окружающих способствует закреплению декомпенсаторных проявлений эмоций и поведения и дальнейшей стигматизации. Поэтому реабилитационная среда детского отделения должна способствовать развитию системы отношений со взрослыми, со сверстниками, повышать восприимчивость к помощи взрослого.

Содержанием реабилитационной среды является комплекс мероприятий медицинского, психологического, социального и педагогического характера, а также предметная среда, включающая библиотеку, игровой и спортивный уголок, детскую площадку.

Психологические мероприятия включают психологическое обеспечение нозологической диагностики, психокоррекцию нарушений эмоций и поведения, психообразование детей и подростков, родителей и медицинского персонала (просвещение и консультирование по вопросам психического развития, обучения, воспитания, социализации и детской реабилитации). Данные мероприятия направлены на  создание условий, способствующих преодолению анозогнозии и пассивности детей и подростков в отношении лечения, осознанию значения терапевтического альянса, повышению восприимчивости к помощи со стороны взрослого через положительную оценку деятельности и поведения детей, подростков, формированию адекватных копинг-стратегий поведения и коммуникативных навыков, развитию положительной Я-концепции.

Педагогические реабилитационные мероприятия направлены на организацию учебной и внеучебной деятельности детей и подростков, преодоление дефицита школьнозначимых функций (письма, чтения, счета, внимания, гнозиса, праксиса), формирование фонда действенных знаний, реализацию продуктивных видов деятельности (лепка, изодеятельность, аппликация). Особое внимание уделяется привитию социальных и бытовых навыков, проведению культурных мероприятий, активному отдыху и занятий спортом, формированию основ безопасного поведения, способствующих адаптации  детей и подростков к условиям жизни в обществе.

Таким образом, реабилитационная среда детского отделения в условиях стационара направлена на формирование системы отношений со взрослыми и сверстниками, реадаптацию детей и подростков.

Литература:

  1. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста / В. В. Ковалев. – М.: Медицина, 1995. – 560 с.
  2. Корень Е. В. Психосоциальная реабилитация детей и подростков с психическими расстройствами в современных условиях / Е. В. Корень // Журнал Социальная и клиническая психиатрия. 2008. — № 4 (18). — C. 5-14.
  3. Шпиленя Л. С. Проблемы организации в Санкт-Петербурге реабилитационной среды для лиц, нелегально употребляющих наркотические средства / Л. С. Шпиленя // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация. – type=»book» name=»Проблема разработки и реализации реабилитационной среды в условиях детского отделения психоневрологического диспансера» author=»Бакшиханова Сэсэг Сыреновна, Дашинамжилова Валентина Нимацыреновна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6778

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх