Link slot gacor adalah pilihan unggulan untuk menikmatislot gacordengan fitur modern, RTP tinggi, dan kesempatan meraih maxwin setiap hari. Temukan keseruan bermainslot onlineserver Thailand yang terkenal stabil dan gacor di tahun 2025. Proses deposit instan memudahkan kamu menjajalslot qrisdengan RTP menguntungkan di IJP88. Saksikan juga serunyastreaming boladalam kualitas tinggi dan koneksi anti-lag di setiap pertandingan. Jangan lewatkan jugaslot gacor terbaruuntuk update game dan promo terkini dari situs terpercaya. Kamu juga bisa cobasitus slot gacordengan koleksi game lengkap dan RTP tinggi. Jangan lupa nikmati juga slot gacor maxwin yang bisa jadi pilihan utama di antara banyak situs populer. Untuk kemudahan transaksi, gunakan layananSlot Danasebagai metode deposit yang cepat dan aman. Coba juga berbagai slot demo gratis untuk latihan dan hiburan tanpa risiko.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛЮБВИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ | Евразийский Союз Ученых - публикация научных статей в ежемесячном научном журнале
Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛЮБВИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛЮБВИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

В психологической науке сложилась определенная  традиция изучения феномена любви (Э. Фромм, В.М. Розин, Р. Мей, И. Ялом, С.В. Петрушин, Л.Я. Гозман, А.И. Валеева, Н.В. Ванюхина, Д.В. Погонцева, А.А. Чугуй и др.). Однако, знания, касающиеся феномена любви в психологической науке, несмотря на множество исследований, носят фрагментарный характер. В отечественной психологии интерес к исследованию любви в подростковом возрасте возник в начале двадцатого века, но данные исследования были немногочисленными. В современной психологической науке не существует общепринятого научного определения любви, как психологической категории и удовлетворительно разработанного представления о ее структуре [1, 3]. Явно ощущается нехватка исследований генетических аспектов в изучении феномена любви.

В подростковом возрасте впервые происходит соприкосновение подростков с новой чрезвычайно значимой сферой отношений — любовь. Происходит интенсивная ориентировка в данной области, возникают новые мотивы поведения, ведущие к перестройке социальной ситуации развития в целом [2, 3]. Первый опыт любви в подростковом возрасте оказывает сильное влияние на дальнейшее благополучие в сфере межличностных отношений подростка, на развитие и функционирование личности в целом, говорим ли мы о достижении взрослости или формировании идентичности [2,4].

В нашем исследовании предпринята попытка выявить содержательные характеристики представлений о любви и проанализировать их обусловленность развитостью самоотношения личности и выраженностью гендерных характеристик у современных подростков.

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 41 г. Белгорода. В исследовании приняли участие школьники девятых классов, выборка составила 70 человек: 36 мальчиков-подростков и 34 девочки-подростка. Средний возраст испытуемых- 15-16лет.

Для изучения содержательных характеристик представлений о любви у старших подростков мы использовали: опросник для изучения представлений о любви (И.А. Джидарьян, Е.В. Беловол, О.В. Маслова); методику незаконченных предложений (Дружба-это…; Любовь-это…; Жизнь- это…); методику двадцати высказываний тест «Кто Я?» (М.Куна и Т.Макпартленда в модификации Т.В. Румянцевой, в модификации при помощи вопроса «»Я» и любовь?»). Для изучения самоотношения старших подростков мы использовали опросник самоотношения (ОСО) (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев). Для изучения гендерных особенностей старших подростков мы использовали: методику диагностики психологического пола шкала «Маскулинность- фемининность» из Фрайбургского личностного опросника (FPI).

По выраженности характеристик  психологического пола старших подростков были выделены 2 группы: 1)с выраженностью фемининных характеристик- 26 человек (37%); 2) выраженность  маскулинных характеристик – у  44 человек (63%).

Полученные результаты (рис.№1), свидетельствуют о том, что большинство старших подростков (89%) рассматривают феномен любви, как источник всего доброго и светлого, как проявление уникальности и лучшего в человеке, а так же склонны идеализировать данное чувство, рассматривать его в соответствии с представлениями классической литературы, как некий романтический идеал. Но в тоже время больше половины наших испытуемых (57%) воспринимают любовь, как существенное препятствие, помеху в жизни, и не рассматривают её, как конструктивное чувство. Такие различия в представлениях о любви, на наш взгляд, могут быть связаны в первую очередь с противоречивостью опыта любовных отношений в сознании подростка.

Содержательные характеристики представлений о любви старших подростков соответствуют возрастным особенностям  развития в подростковом возрасте, характеризуются большей направленности в сферу мечтательности и фантазийности (57%; шкала «Идеализированность представлений о любви»), чем решительности действовать (27%; шкала «Дело»). Полученные данные совпадают с мнением А.В. Погониной; «Мечта обо всем, что связано с феноменом любви выступает одним из важнейших элементов духовной жизни подростка и важнейшим механизмом формирования его личности» [1, 12].

Для выявления различий содержательных характеристик представлений о любви маскулинных и феминных старших подростков нами был проведен сравнительный анализ при помощи углового преобразования Фишера. Результаты данного анализа свидетельствуют о том, что статистически значимые различия в содержательных характеристиках представлениях о любви у современных старших подростков в зависимости от их психологического пола отсутствуют. За исключением статистически значимых различий по шкале «Любовь- помеха» (на низком уровне) характерных для 15,4% феминных респондентов и 2,3% маскулинных респондентов (φ*эмп = 2.033 р< 0,05). Следовательно, для фемининных испытуемых любовь, как существенное препятствие в жизни выступает реже, чем для маскулинных. Данные различия на наш взгляд связаны с большим стремлением каждого феминного существа по своей природе к любви, и поиску своей второй половины, чем маскулинных.

Рисунок 1. Выраженность содержательных характеристик представлений о любви у старших подростков

Изучение  развитости  самоотношения у старших подростков (рис.№2). свидетельствует о том, что такие особенности подросткового возраста, как: повышенный интерес к себе (74%), стремление к принятию (69%) и пониманию себя (67%) соответствуют большинству наших испытуемых, что собственно и свойственно нормативному развитию личности подростка.

Рисунок 2. Выраженность показателей самоотношения  у старших подростков

Для выявления различий в показателях самоотношения маскулинных и феминных старших подростков нами был проведен сравнительный анализ при помощи углового преобразования Фишера. В таблице №1 обозначены шкалы, по которым были обнаружены статистически значимые различия. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что психологический пол оказывает влияние на показатели самоотношения у старших подростков, их развитие и формирование.

 

Таблица №1.

Результаты сравнительного анализа содержательных характеристик представлений о любви у маскулинных и феминных старших подростков

Особенности самоотношения

 

Респонденты

Статистические различия

Маскулинные Фемининные
Ожидаемое отношение от других (низкий уровень) 37% 73% (φ* = 3.056 р< 0,05)
Общий уровень самоотношения дифференц-го по самоуважению, аутосимпатии, ожидаемому отношению от других и самоинтересу (высокий уровень) 43% 12% (φ* = 3 р< 0,05).
Общий уровень самоотношения дифференц-го по самоуважению, аутосимпатии, ожидаемому отношению от других и самоинтересу (средний уровень) 39% 69% (φ* = 2.523  р< 0,05)
Самопонимание (средний уровень) 7% 31% (φ* = 2.624 р< 0,05)

Далее было проведено уменьшение признакового пространства посредствам факторного анализа. Признаковое пространство содержательных характеристик представлений о любви феминных испытуемых сократилось до 3-х основных факторов: «Эмоциональность представлений», «Целостность представлений», «Направленность представлений». А маскулинных испытуемых до следующих 3-х основных факторов: «Целостность представлений», «Идеализация представлений», «Результативность представлений». Следовательно, содержательные характеристики представлений о любви у маскулинных старших подростков носят более деятельный и результативный, а не просто направленный характер, как у феминных. Признаковое пространство особенностей самоотношения феминных и маскулинных испытуемых сократилось до следующих 3-х основных факторов: «Позитивное самоотношение», «Социальное самоотношение», «Индивидуальное самоотношение».

Был проведен  корреляционный  анализ при помощи непараметрического критерия Спирмана между показателями содержательных характеристик представлений о любви и самоотношением феминных и маскулинных старших подростков (таблица №2).

На основании данных представленных в таблице № 2, можно говорить о том, что общими характеристиками представлений о любви для фемининных и маскулинных старших подростков являются: самоотдача, жертвенность, служение и жизнь в другом, а так же умение отдавать. Чем выше показатели по шкале «Любовь- самоотдача», тем выше склонность респондента рассматривать любовь, как источник всего доброго и светлого, проявление уникального и лучшего в человеке, идеализированность данного чувства, рассмотрение его в соответствии с представлениями классической литературы, как некого романтического идеала, созидательную силу, способную все преодолеть (шкала «Любовь- самоотдача обнаруживает положительную высоко значимую прямую корреляционную связь (р ≤ 0,01) с показателем любовь, как возвышающая человека сила (r= 0,463) у маскулинных испытуемых и у фемининных испытуемых (r= 0,500) ).

Таблица №2.

Результаты сравнительного анализа ведущих корреляционных связей содержательных характеристик представлений о любви и выраженности в самоотношении маскулинных и фемининных показателей у старших подростков

Корреляционная плеяда маскулининных испытуемых

Корреляционная плеяда фемининных испытуемых

1) Любовь, как возвышающая человека сила  = Идеализация представлений о любви (р ≤ 0,01; r= 0,370) 1)Любовь- самоотдача = Любовь, как возвышающая человека сила (р ≤ 0,01; r= 0,500)
2) Любовь, как возвышающая человека сила –  Социальное самоотношение (р ≤ 0,05; r= 0,299) 2)Любовь- самоотдача – Целостность представлений о любви (р ≤ 0,05; r= 0,411)
3) Любовь, как возвышающая человека сила — — — Позитивное самоотношение (р ≤ 0,05; r= -0,318) 3)Любовь- самоотдача = = = Позитивное самоотношение (р ≤ 0,01; r= — 0,497)
4) Любовь- помеха — — — Позитивное самоотношение (р ≤ 0,05; r= -0,261) 4) Любовь- самоотдача — — — Индивидуальное самоотношение (р ≤ 0,05; r= — 0,436)
5) Любовь- самоотдача = Любовь, как возвышающая человека сила (р ≤ 0,01; r= 0,463) 5) Любовь, как возвышающая человека сила — — — Индивидуальное самоотношение (р ≤ 0,05; r= -0,379)
6)Идеализация представлений о любви — — — Результативность представлений о любви (р ≤ 0,05; r= — 0,264) 6) Направленность представлений о любви — — — Социальное самоотношение (р ≤ 0,05; r=- 0,390)

Остальные ведущие корреляционные связи, представленные в таблице №2, характеризуются различиями, в зависимости от развитости самоотношения и выраженности в самоотношении маскулинных и фемининных показателей. Например, чем выше уровень позитивного самоотношения маскулинного старшего подростка, тем в меньшей степени для его представлений о любви характерно восприятие данного феномена, как существенного препятствия, помехи в жизни, и рассмотрение его как неконструктивного чувства (шкала «Любовь-помеха» обнаруживает отрицательную значимую обратную корреляционную связь (р ≤ 0,05) с показателем позитивного самоотношения (r= -0,261). В тоже время, чем выше уровень позитивного самоотношения фемининного старшего подростка, тем менее его представления о любви связаны с  самоотдачей, жертвенностью, служением и жизнью в другом, умением отдавать (шкала «Любовь-самоотдача» обнаруживает отрицательную высоко значимую обратную корреляционную связь (р ≤ 0,01) с показателем позитивное самоотношение (r=- 0,497)).

Таким образом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Представления о любви у старших подростков характеризуются фрагментарностью, амбивалентностью переживаний и идеализацией;
  2. Статистических различий в представлениях о любви у старших подростков в зависимости от выраженности фемининности и маскулинности не обнаружено;
  3. В качестве одной из личностных детерминант представлений о любви у старших подростков выступает самоотношение, в частности, такие его показатели, как: ожидаемое отношение от других, самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес, самопонимание.

Список литературы:

  1. Погонина А.В. Возрастные особенности представлений о любви в подростковом и раннем юношеском возрасте: Автореф. дисс. … канд. психол. наук.- М.: Институт Психологии РАН, 1993. — 27 с.
  2. Яремчук М. В. Роль привязанности к родителям в формировании романтических отношений в старшем подростковом возрасте: Автореф. дисс. … канд. психол. наук.- М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006 -29 с.[schema type=»book» name=»ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛЮБВИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ » description=»В статье рассматриваются особенности представлений о любви у старших подростков, показана их зависимость от развитости самоотношения личности и выраженности психологического пола (гендера).» author=»Резниченко Мария Андреевна, Бокова Анна Заликоевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found