Номер части:
Журнал

Основные результаты исследования динамики психологической структуры учебной деятельности студентов специалистов и бакалавров



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
DOI:
Данные для цитирования: . Основные результаты исследования динамики психологической структуры учебной деятельности студентов специалистов и бакалавров // Евразийский Союз Ученых. Психологические науки. ; ():-.





Реформы в сфере образования, переход на новые образовательные стандарты с ГОС ВПО на ФГОС ВПО определили научный интерес к проблеме психологического содержания учебной деятельности студентов специалистов и бакалавров, специфике структурной организации и компонентного состава психологической структуры учебной деятельности студентов, её динамики на разных курсах обучения в вузе.

Психологическая структура учебной деятельности (ПСДу) отражает целостную системную природу индивидуального развития студента как активного субъекта образования. Анализ ПСДу студентов способствует повышению эффективности образования, обеспечению условий для их полноценного развития в учебном процессе.

Для изучения психологической структуры учебной деятельности  студентов в нашем исследовании использовались теоретические положения системогенеза профессиональной деятельности (В.Д. Шадриков [7]); понятийный аппарат, разработанный для исследования учебной деятельности на этапе школьного обучения (Н.В. Нижегородцева [4]); исследовательские стратегии и методические приемы сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных, разработанные в исследованиях системогенеза профессиональной и учебной деятельности. В основу исследования была положена идея о том, что психологическая структура учебной деятельности студентов соответствует общей архитектуре деятельности, а ее генезис подчиняется закономерностям системогенеза деятельности, установленным в отношении школьной учебной деятельности и профессионального обучения.

Для исследования уровня сформированности учебной деятельности студентов использовалась методика «Комплексная диагностика готовности студентов к обучению в вузе —  «КДГс» (Н.В. Нижегородцева, Жукова) [5], направленная на диагностику ДВК и психологической структуры учебной деятельности в целом.

Исследование динамики психологической структуры учебной деятельности студентов специалистов и бакалавров проводилось на студентах 1, 3 и 5 курсов специальности «История с доп. специальностью психология» (57 чел.) и студентах 1, 2, 3 и 4 курсов направления «Конфликтология» (89 чел). Общая выборка исследования составила 146 человек, возрастной диапазон 16 — 23 лет.

В качестве основных показателей развития ПСДу студентов бакалавров использовались функциональные связи структурных компонентов, средний вес компонентов, показатели когерентности, дивергентности и организованности структуры, базовые и ведущие качества.

Основные показатели развития психологической структуры учебной деятельности студентов специалистов и студентов бакалавров представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные показатели психологической структуры учебной деятельности студентов специалистов и студентов бакалавров в период обучения в вузе

Показатели ПСДу Специалисты

Бакалавры

1 курс 3 курс 5 курс 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс
1. Количество компонентов структуры 14 6 12  

13

 

14

 

11

 

13

2. Общее количество r связей компонентов структуры 11 3 11  

 

12

 

 

17

 

 

9

 

 

19

3. Количество сильных r связей (p≤0,05) 9 2 10  

9

 

10

 

5

 

10

4. Средний вес компонента структуры (∑ср.) 1,8 0,5 1,7  

1,3

 

1,7

 

1

 

1,6

5. Базовые ДВК Произвольная регуляция деятельности (ПРД)

Отношение к себе (ОС)

Мышление гибкость (МГ)

Мышление логическое (МЛ) Память вербальная (ПВ)

Эмпатия (Эм)

 

Потребность в достижении (ПД)

Профессиональная направленность (ПН)

 

Память вербальная (ПВ)

Принятие задач (ПЗ)

Внимания производительность (ВнП)

Принятие задач (ПЗ)

Отношение к себе (ОС)

 

Память вербальная (ПВ)

Память логическая (ПЛ)

Мышления гибкость (МГ)

Потребность в достижении (ПД)

6. Ведущие ДВК Отношение к себе (ОС) Отношение к себе (ОС)

Мышление логическое (МЛ)

Мышление логическое (МЛ)

Отношение к себе (ОС)

Эмпатия (Эм)

Мышление логическое (МЛ)

 

Память вербальная (ПВ) Мышление логическое (МЛ)

Принятие задач (ПЗ)

Обучаемость (Об)

Память логическая (ПЛ)

Принятие задач (ПЗ)

 

        Результаты структурно-генетического анализа психологической структуры учебной деятельности студентов специалистов и бакалавров выявили ряд закономерностей, установленных ранее в исследованиях системогенеза профессиональной деятельности на этапе профессионального обучения (В. Д. Шадриков [7], А.В. Карпов, В. Н. Дружинин [1]) и в исследовании системогенеза готовности к обучению и учебной деятельности на разных этапах обучения (Н.В. Нижегородцева [4]).

Структурно-генетический анализ психологической структуры учебной деятельности студентов специалистов и бакалавров показал, что ПСДу в процессе обучения в вузе проходит три стадии развития: первичная интеграция (1-2 курс), дезинтеграция (3 курс), вторичная интеграция (4 курс — бакалавры, 5 курс — специалисты).

Результаты анализа основных показателей динамики психологической структуры учебной деятельности студентов специалистов и бакалавров в период обучения в вузе позволяют выявить общие закономерности:

  1. Первичная интеграция, которая происходит в период обучения на 1-2 курсах, и совпадает с переходом от школьно-учебной деятельности к учебно-академической, поиском «новых» способов учебной деятельности, характерных для вузовского обучения. ПСДу характеризуется избыточностью, в выполнение деятельности вовлекаются все возможности студента. На этой стадии успешность усвоения во многом определяется уровнем развития отдельных ДВК, возможности установления компенсаторных связей ограничены. Образование взаимосвязей между компонентами структуры обусловлено не столько особенностями усеваемого материала, сколько внешними взаимосвязями действий, выполняемыми в соответствии с требованиями педагога.
  2. Дезинтеграция, (3 курс обучения в вузе) переход от учебно-академической к учебно-профессиональной деятельности. Повышается динамичность, подвижность психологической структуры учебной деятельности в целом, возрастают возможности ее перестройки. Высокий уровень усвоения достигается различными способами, порою не адекватными целям обучения. Это проявляется в дезинтеграции ПСДу, ее «распадом» на несколько подструктур, объединенных слабыми функциональными связями, уровень интегрированности структуры, по сравнению с 1 стадией, снижается. Успешность усвоения в большей степени определяется не уровнем развития отдельных качеств, а их комплексами. Повышается возможность взаимокомпенсаций ДВК и развития на этой основе качеств, необходимого для успешного овладения учебно-профессиональной деятельности в вузе.
  3. Вторичная интеграция (4 курс обучения (бакалавры) и 5 курс обучения (специалисты) — формирование учебно-профессиональной деятельности. Происходит оптимизация функциональных связей ПСДу в соответствии с формированием учебно-профессиональной деятельности студентов. Уровень интеграции структуры по сравнению с предыдущими стадиями — максимальный. Структурные компоненты образуют устойчивые, функциональные связи, обеспечивающие их взаимодействие в процессе выполнения учебных задач, обеспечивающие выполнение целенаправленной учебной деятельности и усвоение учебного материала. Успешность усвоения определяется уровнем развития структуры в целом, проявляется эффект «системности». Происходит формирование психологической структуры будущей профессиональной деятельности.

        В тоже время анализ основных показателей динамики психологической структуры учебной деятельности студентов специалистов и бакалавров в период обучения в вузе позволяют выявить качественное своеобразие развития психологической структуры учебной деятельности.  На 3 курсе обучения у студентов специалистов дезинтеграция, распад ПСДу, и перестройка в соответствии с целями учебно-профессиональной деятельности имеет более выраженный характер. Наблюдается более низкие показатели развития психологической структуры учебной деятельности студентов специалистов по сравнению с бакалаврами: количества компонентов структуры (бакалавры — 11, специалисты —  6 усл. ед.), общего количества корреляций в структуре (бакалавры — 9, специалисты — 3 усл. ед.), количества сильных корреляций (бакалавры — 5, специалисты — 2 усл. ед.), среднего «веса» компонента (бакалавры — 1,8, специалисты  — 0,7 усл. ед.), индекса когерентности (бакалавры — 8, специалисты — 5 усл. ед.) и уменьшение количества базовых УВК (бакалавры — 2, специалисты — 1 усл. ед.). При этом индекс организованности структуры у специалистов выше, чем у бакалавров (бакалавры — 3, специалисты — 5 усл. ед.) (прил.3, табл.11). Данный факт объясняется тем, студенты бакалавры имеют практико-ориентированный характер обучения, что определяет особенности формирования учебно-профессиональной деятельности.

Библиографический список:

  1. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин. – Спб.: Питер Ком, 1999. — 368 с.
  2. Карпов, А. В. Психология принятия управленческих решений [Текст] / А. В. Карпов / под. ред. д-ра психол. наук, академика РАО, проф. В. Д. Шадрикова. — М.: Юристъ, 1998. — 440 с.
  3. Нижегородцева Н.В. Генезис психологической структуры учебной деятельности на разных уровнях образования //Нижегородцева Н.В., Карпова Е.В., Ансимова Н.П. Проблемы системогенеза учебной деятельности: монография / под ред. члена-корреспондента РАО, доктора психологических наук, профессора А.В. Карпова. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2009. С. 97 — 134.
  4. Нижегородцева, Н.В. Психологическая готовность детей к обучению в школе [Текст]: дис…д. псих.наук. — М., 2001. — 483 с. ил.
  5. Нижегородцева Н.В., Жукова Т.В. Комплексная диагностика готовности студентов к обучению в высшем учебном заведении: методические указания / Н.В. Нижегородцева, Т.В. Жукова. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. — 43 с.
  6. Поваренков, Ю.П. Психологический анализ профессионального становления учителя на стадии обучения в педагогическом вузе / Ю.П. Поваренков // Ярославский педагогический вестник. — 1998. — № 1 — С. 71-77
  7. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. Репр. воспр. текста издания 1982 г. — М.: Логос, 2007. — 192 с.[schema type=»book» name=»Основные результаты исследования динамики психологической структуры учебной деятельности студентов специалистов и бакалавров» author=»Нижегородцева Надежда Викторовна, Жукова Татьяна Вячеславовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6775

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх