Номер части:
Журнал

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РОССИЙСКИХ И ВЬЕТНАМСКИХ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПОВОЛЖЬЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РОССИЙСКИХ И ВЬЕТНАМСКИХ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПОВОЛЖЬЕ // Евразийский Союз Ученых. Психологические науки. ; ():-.





Развитие человеческого общества и его история часто связаны с творчеством. Особенно на сегодняшнем этапе развития общества, творчество играет важную роль в развитии науки, техники и технологии. Изобретения, инновации, достижения, методы управления обществом и др. во всех аспектах социальной жизни в целом и особенно в науке, всегда помогают человеческой цивилизации достигать более высокого уровня прогресса.

Проблема диагностики и развития творческих способностей — одна из центральных проблем психологии творчества. До сих пор большинство исследований творчества проводятся на определенных объектах (в одном возрасте, в одной стране, в определенной культуре). Это вызывает различие, и даже противоположность результатов исследований разных авторов. Поэтому в настоящее время при исследовании творчества требуется расширение пространства и исследуемых объектов. В результате того формируются разнообразные тенденции исследования творчества: исследование этапов формирования, изменения и развития творчества; исследование основных компонентов целостной структуры творчества; исследование факторов, влияющих на формирование и развитие творчества [3].

Анализируя литературу, можно найти различные тенденции понимания о способностях, которые могут быть разделены на два следующих основных общих направления:

Первый подход, так называемый функционально-генетический, к определению способностей был провозглашен Л. С. Выготским [1] и рассмотрен также в работах В. Д. Шадрикова [6], В. Н. Дружинина [2], Я.А. Пономарева [6] и др.

Этот второй подход, личностно — деятельностный, восходит к работам C.Л. Рубинштейна [4]. С. Л. Рубинштейн определяет способность как сложное синтетическое образование, включающее в себя особенности, без которых человек не был бы способен к какой-либо деятельности, и свойства, которые способны вырабатываться определенным образом только в процессе организованной деятельности.

Таким образом, способности в контексте рассмотренного выше подхода, выступают в качестве индивидуально-психологических свойств, необходимых для успешного выполнения деятельности (одного или нескольких ее видов). Именно этот подход и закрепился как наиболее общеупотребительный в отечественной психологии.

Ведущую роль в обосновании самостоятельной природы творческих способностей имели работы Дж. Гилфорда (1959), в которых экспериментально доказал разницу между дивергентным и конвергентным мышлениями. На основании результатов многочисленных практических исследований Дж. Гилфорд описал шесть критерии творческих способностей: 1) способность к обнаружению и постановке проблем, 2) способность к генерированию идей, 3) способность к продуцированию разнообразных идей — гибкость, 4)способность нестандартно отвечать на раздражители-оригинальность, 5) способность к усовершенствованию путем добавления деталей, 6) способность разрешать идеи, т.е. способность к анализу и синтезу (Guilford J.P.; 1971).

Эту же «когнитивную» линию продолжает Е. Торренс. Он считает ключевой составляющей креативных свойств общую способность преодоления внешне навязываемых ограничений и стандартов, способность к восприятию недостатков, пробелов в знании, недостающих элементов.

Е. Е. Туник видоизменил и создал методики «Cамооценкa творческих способностей». Этот тест позволяет определить четыре особенности творческой личности: 1) любознательность (Л); 2) воображение (В); 3) сложность (С) и 4) склонность к риску (Р) [5].

В данной работе использована методика «Самооценка творческих способностей» Е.Е. Туника для исследования уровня творческих способностей российских и вьетнамских студентов, обучающихся в Поволжье (Россия).

Исследование проведено на 100 российских студентов Астраханском Государственном Университете (АГУ) и 50 вьетнамских студентов, которые учатся в в Астраханском Государственном Техническом Университете (АГТУ). Студентам предлагается ответить на 50 вопросов. Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 — к воображению, 13 — к способности идти на риск, 13 утверждений к фактору сложность.

В результате анализа данных при повторной диагностике были отмечены изменения значений средних баллов в исследуемых показателях творчества, что отражено в таблице 1.

Таблица 1 — Средние значения показателей творческих способностей российских и вьетнамских студентов в Поволжье (в баллах).

Субъекты

Tворческие способности

Р(1) Л(2) С(3) В(4)
Российские студенты X1 17,11 ± 3,56 16,62 ± 3,38 15,94 ± 3,80 14,18 ± 3,78
Вьетнамские студенты X2 17,6  ± 3,24 16,54 ± 3,80 14,26 ± 4,29 13,82 ± 4,32
р

0,005

t -1.52 0.24 4.87 1.04

Данные в таблице 1 показывают что:

Сравнивая данные российских и вьетнамских студентов по опроснику личностных характеристик можно говорить, что по всем факторам: Любознательность (Л), Сложность (С) и Воображение (В) средние показатели российских студентов выше вьетнамских студентов ((t(Л2)=0,24, t(С3)=4,87, t(В4)=1,04 (при р=0,005)), за исключением творческой способности за “Склонность к риску” (Р), где показатели  вьетнамских студентов выше российских студентов (t(1) =-1,52 при р=0,005) (различия статистически значимы, t-критерий Стьюдента).

Таблица 2 — Уровни показателей творческих способностей российских и вьетнамских студентов (в баллах).

Уровни Объект

Показатели творческих способностей

Р(1) Л(2) С(3) В(4)
абс. % абс. % абс. % абс. %
Низкий Россия 0 0,0 0 0,0 1 1,0 2 2,0
Вьетнам 0 0,0 1 2,0 3 6,0 3 6,0
Пониженный Россия 4 4,0 3 3 7 7,0 9 9,0
Вьетнам 3 6,0 0 0,0 7 14,0 3 6,0
Средний Россия 32 32,0 16 16,0 41 41,0 40 40,0
Вьетнам 11 22,0 15 30,0 26 52,0 23 46,0
Повышенный Россия 58 58,0 62 62,0 46 46,0 41 41,0
Вьетнам 33 66,0 25 50,0 12 24,0 18 36,0
Высокий Россия 6 6,0 19 19,0 5 5,0 8 8,0
Вьетнам 5 10,0 9 18,0 2 4,0 3 6,0

Данные в таблице 2 показывают, что:

— уровень творческой способности P (склонность к риску) российских и вьетнамских студентов сосредоточился на повышенном показателях (58% и 66,0%) и высоком (6,0% и 10,0%), между ними нет существенного различия.

— уровень творческой способности Л (любознательность) у российских студентов закрепился на повышенном показателе (62%) и высоком (19%), в то время как у вьетнамских студентов – на повышенном (50,0%) и высоком (18,0%).

— уровень творческой способности C (сложность) у российских студентов твёрдо укрепился на повышенном значении (46,0%), а у вьетнамских студентов в основном сосредоточен на среднем значении (52,0%), между ними существенного различия.

— уровень творческой способности B (воображение) у российских студентов имеет среднее (40,0%), повышенные (41,0%) и высокие значения (8,0%), а у вьетнамских студентов–среднее (46,0%), повышенные (36,0%) и высокие значения (6,0%). Уровень этой способности российских студентов несколько выше у вьетнамских студентов.

Эти различия в уровни особенностей творческих личностей (Л, С и В) влияют на уровень творческих способностей студентов.

Для исследования различий творческих способностей российских и вьетнамских студентов, обучающихся в Поволжье (Россия), и определения их степени воздействия, мы провели сравнительный анализ значений общих средних баллов 100 российских студентов и 50 вьетнамских студентов, используя методику «Самооценки творческих способностей» Е. Е. Туника (различия статистически значимы, t-критерий Стьюдента). Полученные результаты приведены в табл 3.

Таблица 3 — Сравнительный анализ значений общих средних баллов с применением методики «Самооценки творческих способностей» Е. Е. Туника.

                  Индексы

Субъект

N X S р t X2<X1
Российские студенты 100 63.8 11.5 0,005 2,07
Вьетнамские студенты 50 62,6 13,4

В табл 3 заметно очевидное различие в общих средних баллах, полученных российскими и вьетнамскими студентами: t=2,07 (при р=0,005). Общие средние баллы у российских студентов выше, чем баллы у вьетнамских студентов. Это также подтверждает различие уровня общих творческих способностей между ними. Это вывод выражается следующей  таблицей.

Таблица 4 — Уровни творческих способностей российских и вьетнамских студентов по результатам методики «Самооценка творческих способностей» Е. Е. Туникa.

            Уровни

Субъект

О. низкий Низкий Средний Высокий О. высокий
абс. % абс. % абс. % абс. % абс. %
Российские 0 0,0 4 4,0 30 30,0 57 57,0 9 9,0
Вьетнамские 0 0,0 8 16,0 18 36,0 20 40,0 4 8,0

Для наглядности построена кривая распределения студентов на различных уровнях общих творческих способностей (рис. 1).

     

Рисунок 1. Средние значения в уровне творческих способностей российских и вьетнамских студентов, обучающихся в Поволжье (Россия).

Результаты, представленные в таблице 4 и диаграмма 1, показывают, что уровень творческих способностей российсих студентов, сосредоточен на высокем (57,0%)и очень высокем показателе (9,0%), у 4,0% российских студентов находится на низкем уровне и у вьетнамских студентов 8,0%, показателей очень низкого значения не наблюдается. Таким образом, уровень творчества у российских студентов выше, чем у вьетнамских.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что существует различия творческих способностей российских и вьетнамских студентов данные различия чётко выражены на уровнях следующих особенностей творческих личностей: C (сложность), Л (любознательность) и B (воображение). Результаты сравнительной оценки показали, что уровни особенностей творческих личностей Л, С и В российских студентов выше уровня этих же творческих способностей у вьетнамских студентов. Эти различия в уровни особенностей творческих личностей (Л, С и В) являются основными внутренними причинами, влияющими на уровень особенностей творческих личностей российских и вьетнамских студентов. Внешней причиной этого неудовлетворения является ограничительные фактор, такие как окружающая среда, культура, образование, наука, техника и технология. Эти факторы также являются основными причинами различия творческих способностей российских и вьетнамских студентов, обучающихся в Поволжье (Россия).

Литература

  1. Выготский Л. С. Развитие высших психических функции // Собр. соч.: в 6 т. M: Педагогика, 1983. Т. I.
  2. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта и Психология мышления / Под ред. А. М. Матюшкина. м., 1965.
  3. Динь Нгок Тханг. Исследование уровня творческих способностей студентов, проживающих в Поволжье (России) и в долине реки Меконг (Вьетнам) по результатам тесты TSD-Z К.К Урбана. // Российский научн ый журал. -2014. -№ 3 (41)’. С 160-166.
  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998. 688 с.
  5. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПб УПМ, 1997.
  6. Шадриков В. Д. Введение в психологию: способности человека, м.: Логос, 2002. 160 с.

References

  1. Vygotskij L. S. Razvitie vysshih psihicheskih funkcii. [The development of higher psychological functions]. Sobr. Soch. M: Pedagogika [Moscow: pedagogy], 1983. T. I.
  2. Gilford Dzh. Strukturnaja model’ intellekta n Psihologija myshlenija [The structural model of intelligence and cognitive psychology]. Pod red. A. M. Matjushkina. M. [Moscow], 1965.
  3. Din’ Ngok Thang. Issledovanie urovnja tvorcheskih sposobnostej studentov, prozhivajushhih v Povolzh’e (Rossii) i v doline reki Mekong (V’etnam) po rezul’tatam testy TSD-Z K.K Urbana [Study the level of creative abilities of students living in the Volga region (Russia) and in the delta Mekong (Vietnam) on the results of tests TSD-Z KK Urban]. Rossijskij nauchnij zhural [Russian scientific journal]. № 3 (41)’, 2014, pp 160-166.
  4. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshhej psihologii [Fundamentals of General Psychology]. St. Petersburg: Piter Kom, 1998. 688 p.
  5. Tunik E. E. Modificirovannye kreativnye testy Vil’jamsa [Modified creative tests of Williams]. St. Petersburg: Speech, 2003.
  6. Shadrikov V. D. Vvedenie v psihologiju: sposobnosti cheloveka [Introduction to Psychology: a person’s abilities]. M [Moscow]: Logos, 2002. 160 p.[schema type=»book» name=»ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РОССИЙСКИХ И ВЬЕТНАМСКИХ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПОВОЛЖЬЕ» description=»Статья посвящена изучению уровня творческих способностей российских и вьетнамских студентов, обучающихся в Поволжье (Россия). В этой статье отражены результаты эмпирического исследования посвященного изучению различных уровней и особенностей общих творческих способностей (любознательность, воображение, сложность и склонность к риску). Эти различия в уровни и особенностях общих творческих способностях являются основными внутренними причинами, влияющими на уровень творческих способностей российских и вьетнамских студентов. Выделяются внутренние и внешние причины ( окружающая среда, культура, образование, наука, техника и технология) различий позволяющие дифференцировать полученные данные, где большое значение уделяется процессу развития. Исследование проведено на 100 и 50 российских и вьетнамских студентов. В исследовании использовался тест «Cамооценкa творческих способностей» Е.Е. Туника.» author=»Динь Нгок Тханг» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6778

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх