Номер части:
Журнал

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОМУ РОДИТЕЛЬСТВУ У СТУДЕНТОВ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОМУ РОДИТЕЛЬСТВУ У СТУДЕНТОВ // Евразийский Союз Ученых. Психологические науки. ; ():-.





Будущие родители это молодое  поколение, которое  составляет в основном  студенческую аудиторию. Среди  молодежи отношение к родительству неоднозначное.

В научных исследованиях  до 2010 года понятие «ответственное родительство» использовалось в  сравнении с  безответственным  родительством  при изучении неблагополучных семей[2, 7, 8]. В изучении  неблагополучных  семей, психологами, педагогами, социологами, социальными работниками выделялась главная  проблема – отсутствие у родителей заботы о детях, пренебрежение нуждами детей, что приводило к отобранию  детей и определению  их  в  организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с  законодательством РФ родителей лишали родительских прав в отношении ребенка или ограничивали их право на ребенка.

Результат воспитания ребенка в семье тесно связан именно с «ответственным родительством» или «осознанным родительством».В научной литературе сравнительно недавно появилось понятие «воспитательный потенциал» или «воспитательный ресурс»  семьи, который включает в себя много характеристик – тип, структуру, характер отношений, психологический климат, традиции, семейно-обрядовую культуру и многое другое.

Осознанное родительство – это  понятие, появившееся относительно недавно в психологии, социальной педагогике, социальной работе, но ставшее  достаточно популярным и востребованным в исследованиях. Данное понятие помогает ответить  на  вопрос воспитания будущих и уже настоящих мам и пап, формирования семейных отношений нового типа. Предполагается,  что при осознанном родительстве супружеские пары ответственно подходят к планированию и воспитанию детей, уделяя особое внимание всему циклу родительства – от зарождения  ребенка (девяти месяцам внутриутробного развития,  подготовке к родам) до  полного  проявления, связанного с воспитание ребенка (повышения своих педагогических функций, связанных с воспитанием и обучением  ребенка).

  В исследованиях Смирновой Е.О. осознанное родительство определяется как  идеальный вариант реализации себя личностью в родительстве. При этом,  под понятием осознанное родительство  понимается — интегральное психологическое образование личности отца и/или матери. Ответственное  родительство представляет собой систему взаимодействия ценностных ориентаций, родительских установок, чувств, отношений, позиций и родительской ответственности, способствующих формированию гармоничного стиля семейного воспитания.[4, 7, 8]

Многие авторы «сознательное родительство», «ответственное родительство» характеризуют активной, избирательной позицией отца и матери в отношении выбора ими  воспитательных и образовательных практик. В противоположность «осознанному», «сознательному», «ответственному родительству» используется «безответственное  родительство»,  пассивная или инфантильная родительская позиция: неосознанность отцом или матерью родительских установок, позиций и ценностей, спонтанность, неразборчивость в способах общения и приёмах воспитания, низкая готовность принять на себя ответственность за воспитание и образование детей.[1, 3, 4]

Наряду с предыдущими понятиями используют «компетентное» и «просвещенное» родительство. Оно обнаруживается в информированности взрослого о способах оптимального воздействия на развитие ребенка и взаимоотношения с ним, а также умении применять их на практике.

На наш взгляд, важно упомянуть также об адаптации к состоянию родетильства [5]. Студенчество очень часто не достаточно оценивают свое состояние взрослости, и это может привезти к их дезадаптации [6].

  Гипотезой исследования  явилось предположение о том, при ответственном  родительстве, особую роль занимают  закономерности развития среды семьи, ее виды, роль и последствия для развития ребенка образовательной среды.

В  студенческом возрасте в период подготовки к профессиональной деятельности и ответственному родительству, особо остро  встает отношение к нему, понимание  его смысла и позиция в будущем.

При рассмотрении среды семьи рядом авторов выделены  следующие типы.

Интеллектуальная  среда –представляет условие  для развития  познавательной сферы ребенка  и его интеллекта. Эту среду  всегда создают  родители для ребенка в соответствии с его возрастом.

Образовательная  среда – предполагает наличие учреждений или организаций, в которых осуществляется обучение, образование, получение  профессии ребенком или подростком специально  подготовленными специалистами.

Эмоциональная  среда – это условие  для развития у ребенка человеческих эмоций и чувств, умение реагировать на окружающий  мир, находить в нем защиту, доверие, комфорт.

Влияние  каждого вида  среды на психическое  развитие ребенка  неоднозначно, оно может быть как  положительным, так  и отрицательным. Тем не менее, все  специалисты  утверждают, что наиболее важную роль играет  эмоциональная  среда окружения  ребенка. Именно эмоционально насыщенная  среда  делает индивида человеком.

По мнению Арслановой С.М. образовательная среда  семьи не просто совокупность отдельных средовых влияний на ребенка, она имеет определенную иерархическую структуру[1].

В исследовании Арслановой С.М. составлена психологическая характеристика обогащенной образовательной среды семьи, которая может быть взята за основу обогащенной или обедненной среды[1].

По ее мнению психологическая характеристика обогащенной образовательной среды включает структурную иерархию, основной составляющей которой является социально-контактная, в то время как другие составляющие обусловлены ею. В основе социально-контактной составляющей обогащенной образовательной среды лежит наличие синдрома субъектной направленности личностной позиции родителей, взрослых, педагогов.

Модель обогащенной образовательной среды имеет нерядоположенные составляющие, которые представлены в определенной иерархии. Такое строение модели обусловлено социально-контактной составляющей, она является наиболее важной, другие же зависят от нее и ее содержания. Важность данной составляющей детерминировано наличием синдрома субъектной направленности личностной позиции родителей, взрослых, педагогов по отношению к ребенку. Синдром субъектной направленности личностной позиции имеет следующие характеристики:

— отношение к ребенку как субъекту собственного будущего;

— отношением к ребенку как своеобразной индивидуальности, имеющей особые, только ему присущие черты и потенциальные возможности его развития;

— поощрением стремления ребенка к самостоятельности, уважения собственного мнения ребенка;

— воспитанием у ребенка потребности испытывать удовлетворение, преодолевая трудности при достижении поставленных целей;

— стремлением взрослых, родителей, педагогов помогать формированию психологических особенностей личности ребенка, не подавляя собственной личностью;

— созданием условий, препятствующих появлению дезадаптации и депривации детей и подростков;

— преодолением депривационных расстройств у детей;

— созданием обогащенной и эмоционально насыщенной среды. [1. С. 11-12].

Многие исследователи отмечают, что обогащенная образовательная среда обуславливает развитие любознательности, способностей, интеллекта ребенка, его личностных качеств, таких как лидерство, альтруизм, дружелюбие, что приводит к социально-адекватному поведению в обществе.

Обедненная образовательная среда представляет собой совокупность отдельных средовых влияний при отсутствии структурной иерархии составляющих и характеризуется недостаточно системном влиянии на развитие ребенка.

Однако практика семейного воспитания показывает, что воспитание детей  не всегда бывает «качественным», поскольку сами родители не имеют достаточных знаний о закономерностях воспитания и развития своих детей. Занятость родителей и их ориентация «заработать, чтобы содержать семью», создают ситуации социальной изолированности ребенка от родителей, а родителей от детей.

Метод исследования.  В исследовании использовалась авторская анкета на отношение к ответственному  родительству, роли отца, матери, их влияния на развитие и воспитание ребенка  в будущем. Анкета была направлена также на изучение вопросов, которые  включали мотивацию  создания семьи, их ответственность в семье за здоровье ребенка, воспитание эмпатии, сострадания. Рассматривался вопрос  ориентации студентов на выбор между  созданием семьи или построением  профессиональной карьеры. Изучались различия в мотивации студентов ориентированных на семью или на профессиональную карьеру, в  какую группу попадают мотивы нести родительскую ответственность за здоровье ребенка.

В исследовании принимали участие  200 студентов разных вузов Москвы. Среди них 150 женщин и 50 мужчин, в основном  педагогических и психологических факультетов. Выбор студентов определялся тем,  что  студенты вуза являются той частью молодежи, которая не только осваивает профессиональные компетенции, но и потенциально готовится к созданию семьи, к осуществлению функции «ответственного родительства» и воспитанию детей в современных социокультурных реалиях.

По национальному составу: большинство студентов (85%) русской национальности, 15% представителей разных национальностей.

Результаты  исследования, проведенные с помощью контент-анализа  показали, что  отношение студентов к осознанному родительству в целом положительное, хотя само понятие  у  них вызывало затруднение. По мнению студентов  осознанное родительство начинается с осознанной личности, осознанной семьи, осознанной женственности и мужественности. И при этом оно позволяет родителям развиваться дальше, становиться ещё более полноценной личностью.  По мнению большинства  студентов (80%)  осознанное родительство  является обязательной составляющей создания семьи. По ответам студентов  были выделены несколько типов   характеристик отношения к ответственному  родительству.

Первый тип мы определили как осознание  родительства. Он включал:

* отношение к родительству как к важному, социально-ответственному делу, эффективность которого зависит от того, в какой мере мать и отец сознают и принимают эту ответственность;

*активную жизненную позицию, связанную с созданием семьи и  ответственность за свою жизнь, за  здоровый  образ жизни;

  • Бережное отношение к семье и роли в ней  мужа, жены, матери, отца;

Второй тип  мы назвали ответственное родительство.  В него входило следующее содержание отношений:

  • убеждение в том, что для того, чтобы стать полноценным родителем недостаточно просто родить ребёнка, необходимо расширять материнские и отцовские компетенции, получать знания у специалистов и опыт  более опытных родителей;
  • создание обогащенной  среды  семьи  для воспитания, развития и обучения ребенка;
  • Активное влияние на пространство, в котором живёт ребёнок — экология, круг общения, информационная среда и т.д. и т.п.;
  • Осознанный подход к обучению и воспитанию : собственный пример, выбор видов обучения ( нужно отдавать ребёнка в школу, какие предметы и как изучать и т.д.);

Третийтип определен нами как родительские позиции. Данный  тип  включал следующее  наполнение:

*содержательное наполнение родительского всеобуча;

* тяготение к ограниченности либо психолого-педагогическими сферами детско-родительских отношений, либо — на этапе работы с беременными — вопросами культуры здоровья и перинатальной психологии;

  • Осознанное зачатие и подготовку к нему обоих родителей;
  • Здоровую и счастливую беременность;
  • Подготовку к родам обоих родителей, получение необходимых знаний, установок, эмоций;
  • Роды в спокойной и защищённой обстановке, вероятнее всего, не в роддоме;
  • Минимальное количество медицинских вмешательств;
  • Осознанный подход к физическому уходу и развитию ребёнка — от прививок, кормления, «высаживания» на горшок до закаливания, плавания с рождения, физических игр и частого пребывания на свежем воздух;
  • Общение внутри семьи, традиции, доверие, искренний интерес родителей и детей друг к другу.

Четвертый  тип определен нами как активное ответственное родительство. Он включает:

* активизацию родительской инициативы в сопротивлении каким бы то ни было внешним стандартам в отношении представлений о том, какие оздоровительные, воспитательные, образовательные практики можно считать нормативными.

* родителям важно сохранить автономное, преимущественное право самостоятельного выбора репродуктивных, оздоровительных, воспитательных, культурных тактик в соответствии со значимыми для семьи идеалами и ценностями;

* создавать  особую обогащенную  среду  развития и воспитания ребенка в соответствии с материальными возможностями семьи (родительские практики современности: от погружения в неоднозначные оздоровительные практики, например моделирование процесса родов с помощью дыхательных упражнений, «беби-йога» и др., и образовательные эксперименты-например, раннее интеллектуальное развитие и т.п.

Таким образом,  выявлено, что  студенты  имеют  представление  о ответственном родительстве, хотя наполняют это понятие разным содержанием.

В  студенческом возрасте  формируются четыре типа отношения к ответственному родительству: осознание родительства,                ответственное родительство, родительские позиции, активное ответственное родительство.

Наиболее важными задачами ответственного родительства студенты  считают:

  • сохранение здоровья и жизни ребенка;
  • материальное обеспечение – обеспечить ребенка одеждой, питанием, дать ему достойное образование;
  • находить время для ребенка, уделять ему внимание, проводить досуг вместе.

Список литературы:

  1. Арсланова С.М. Образовательная среда семьи как фактор формирования психологических особенностей личности младшего школьника. /Автреф. дисс….к.психол.н., М., 2008 .
  2. Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации:Учебное пособие. – СПб.:Питер, 2009.
  3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Изб. Психол. труды. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
  4. Игнатова О.В., Косов А.В. Отцовство: феноменология, динамика, качество личности.-Калуга,: Издательский дом «Рифформа», 2012, — 300с.
  5. Овсяник О.А. Адаптация для женщин второго периода взрослости /Социально-экономические явления и процессы. № 11 (33) С. 341-344.
  6. Овсяник О.А. Особенности социальной дезадаптации студентов в вузе / Знание. Понимание. Умение. 2006. № 2. С.159- 161.
  7. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения.//Вопросы психологии.-2000.-№3.- с. 3-13
  8. Шульга Т.И., Слот В., Спанииярд Х. Технологии оказания помощи подросткам с девиантным поведением. М. — Амстердам, 2004.[schema type=»book» name=»ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОМУ РОДИТЕЛЬСТВУ У СТУДЕНТОВ» description=»Целью исследованияявилось изучение отношения к ответственному родительству у студентов. В ходе исследования изучались представления студентов о феномене «ответственное родительство» и отношение к нему. В результате изучалось отношение студентов к выполнению функции родительства – обеспечение качества жизни ребенка: сохранение его здоровья, воспитание у ребенка чувств сочувствия, сострадания, сопереживания, освоение компетенций о заботе и воспитании ребенка. Особая роль по результатам исследования принадлежит мотивам выбора студентами между профессиональной карьеры или созданием семьи. В качестве основного метода исследования применялось анкетирование по авторской методике.» author=»Шульга Татьяна Ивановна, Овсяник Ольга Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-10″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6778

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх