Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

Ряд профессий, связанных с интенсивными межличностными взаимодействиями, сопровождается повышенными эмоциональными нагрузками на работника. В данную категорию, так называемых, «помогающих профессий», входят работники сервисных служб, медицинской, психологической, социальной, юридической сфер, специалисты, связанные с работой в условиях экстремальных ситуаций (спасатели, пожарные, военные, работники правоохранительных органов), педагоги (Н.В. Гришина, М.В. Киреева, В.Е. Орел, М.М. Рубинштейн, М.М. Скугаревская и др.).

Профессия педагога относится к профессиям типа «Человек-Человек», условия труда которых являются эмоционально насыщенными (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, М.М. Рубинштейн, А.С.Шафранова и др.). В результате происходит снижение общей психической устойчивости организма, появление чувства неудовлетворенности результатами своего труда.

Эмоциональное выгорание определяется как специфический вид профессиональной деформации лиц, работающих с людьми, и рассматривается с точки зрения успешности выполнения профессиональной роли и изменения личности под воздействием эмоциональных перегрузок.

В качестве последствий синдрома эмоционального выгорания отмечаются изменения в структуре личности, нарушающие ее целостность и приводящие к снижению эффективности ее функционирования в окружающей среде.

Формирование эмоционального выгорания происходит под воздействием социальной среды – профессиональной ситуации и проявляется на психофизиологическом уровне в виде: истощения, утомления, снижения работоспособности, формирования соматических заболеваний, таких, как — гастрит, патология сосудов головного мозга. Это в свою очередь способствует развитию личностных деформаций, а, следовательно, и изменению проявлений личности в окружающем мире – нарушается гомеостаз между личностью педагога и педагогической средой.

Ведущую роль в развитии нервно-психических расстройств играют не столько объективная сила стрессогенного фактора, сколько его субъективное негативно-эмоциональное переживание, отсутствие способов преодоления или избегания психотравмирующей ситуации.

Как уже известно, одним из пусковых механизмов эмоционального выгорания  является эмоциональное напряжение — стресс. Г. Селье рассматривает стресс как физиологический синдром, слагающийся из совокупности неспецифических вызванных изменений, как неспецифическая реакция организма на предъявляемые к нему требования [4]. Основываясь на исследованиях Г. Селье, В.В.Бойко выделяет в «эмоциональном выгорании» все три фазы стресса [1, с. 217]:

  1. «Нервное напряжение», возникающее из-за хронического воздействия психоэмоциональной атмосферы, дестабилизирующей обстановки и повышенной ответственности;
  2. «Резистенция» (сопротивление) – когда человек пытается оградить себя от неприятных впечатлений, используя в том числе и психологические защиты;
  3. «Истощение» – происходит опустошение психических ресурсов, и вследствие неэффективного сопротивления происходит снижение эмоционального тонуса.

Каждую фазу определяют отдельные симптомы, характеризующие нарастание эмоционального напряжения.

С целью профилактики и коррекции эмоционального выгорания педагогов разработана и реализована программа, направленная на выработку конструктивных форм реагирования в стрессовых ситуациях, формирования стрессоустойчивости, саморегуляции. Остановимся подробно на содержании каждого занятия.

Занятие 1 – на этом занятии был проведен тренинг эмоциональной устойчивости.

Цель занятия – применение способов эмоциональной регуляции (расслабление мимической мускулатуры с использованием упражнений для мышц лица; совершенствование дыхания; сознательная концентрация внимания с использованием упражнений; использование приемов воображения и визуализации; использование упражнений на саморегуляцию эмоционального состояния через внешние проявления эмоций; использование упражнений на сюжетное воображение); применение способов ситуативной саморегуляции во время пребывания в напряженной ситуации; оказание первой помощи после действия стрессовых факторов.

Занятие 2 – психофизическая тренировка.

Цель занятия – ознакомление педагогов с понятием «психофизическая тренировка»; применение способов релаксации; применение релаксации в сочетании с приемами самовнушения; использование аутогенной тренировки.

Занятие 3– проведение телесно – ориентированного тренинга.

Цель занятия – развитие целостного восприятия телесного образа, эмоционально – телесного самовыражения посредством музыкального движения и танца; работа с телом для снятия мышечного напряжения (дыхание, активная и пассивная манипуляция мышцами, двигательные упражнения).

Занятие 4 – терапия движением.

Цель занятия – изучение привычных (ригидных) поз, устоявшегося стиля движения; помочь педагогам в осознании и снятии ригидных телесных привычек, двигательных стереотипов, хронического мышечного напряжения.

Занятие 5 – психогимнастика в тренинге.

Цель занятия – ознакомление педагогов с пантомимическими и пластическими техниками; использование техник выразительного движения; использование техник на развитие сензитивности.

Занятие 6 – использование противострессовых упражнений.

Цель занятия – применение педагогами в качестве противострессовых мероприятий зарядки (физической, а также волевой и эмоциональной подзарядки); создание и поддержание мажорного настроения; использование дыхательной гимнастики; использование прогрессивной мышечной релаксации.

Занятие 7– микропаузы.

Цель занятия – использование педагогами в своей деятельности микропауз для снятия мышечного напряжения в виде гимнастики бодрости, пальцевой гимнастики, гимнастики для лица.

Занятие 8 – проведение тренинга уверенности в себе.

Цель занятия – изучение правил уверенного поведения; применение упражнений по усвоению уверенного поведения; использование различных вариантов решения конфликтов.

Занятие 9 – как проводить уроки, чтобы урок не приносил ущерб психическому здоровью.

Цель занятия – беседа с педагогами о важности использования различных отступлений от урока (гимнастика для снятия напряжения обретения бодрости), программа самостоятельного самосовершенствования.

Занятие 10 – проведение мотивационного тренинга.

Цель занятия – рассмотрение теоретической части (понятие, сущность, значимость мотивации); рассмотрение понятия о потребностях; мотивационный потенциал различных видов стимуляции.

Занятие 11 – «релаксационные техники».

Цель занятия – развитие у педагогов мотивации к самосовершенствованию и углублению профессионального самосознания.

Занятие 12 – проведение тренинга личностного развития человека.

Цель занятия – ознакомление педагогов с психологическими требованиями к профессиональным качествам человека; определение профессионально важных качеств; использование развивающего блока, позволяющего самостоятельно или в групповой работе развить необходимые умения и навыки профессионала.

Занятие 13– проведение тренинга делового общения и взаимодействия.

Цель занятия – преодоление психических барьеров в общении; снятие излишнего напряжения; эмоциональная настройка на ситуацию общения; мобилизация на достижение поставленной коммуникативной задачи; использование приемов активного слушания.

Занятие 14– использование юмора как средства профилактики стресса.

Цель занятия – использование парадоксов и афоризмов, чтение юмористической литературы.

Данная программа реализуется посредством групповой формы работы.

Список литературы:

  1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996.– 470с.
  2. Капитанец Е.Г. Проявление синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2011. № 3 (17). С.100-102.
  3. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Политиздат, 2001. – 160с.
  4. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.:Просвещение,1996. – 237с.
  5. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 2002.– 329с.[schema type=»book» name=»ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ » author=»Капитанец Елена Германовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
https://cbtp.asean.org/slot onlineslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorslot gacor https://bxartsfactory.org/slot-gacor-maxwin/https://www.splayce.eu/slot-pulsa/ https://esign.bogorkab.go.id/vendor/bin/https://snip.eng.unila.ac.id/wp-content/uploads/slot-gacor/http://desa-bolali.klatenkab.go.id/files/slot-gacor/https://www.jurnal.stimsurakarta.ac.id/public/journals/https://kobar.umkm.kalteng.go.id/files/slot-gacor/https://www.uniqhba.ac.id/assets/slot-gacor/https://www.staipibdg.ac.id/-/slot-online-gacor/https://disdagperin.bekasikota.go.id/slot-gacor/https://journal.widyatama.ac.id/slot-gacor/https://stis.ac.id/slot-gacor/https://gradosyposgrados.ucjc.edu/https://ejurnal.iainlhokseumawe.ac.id/public/slot-deposit-pulsa/https://www.kelasips.com/slot-gacor/ https://www.mope.gm/slot88/https://www.vantru.is/slot88/https://vipnumberbuy.com/slot-deposit-pulsa/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://fastgoal.com/forum/-/slot-gacor/https://www.gamisaulia.com/slot-gacor/https://persianfootball.com/news/wp-content/uploads/2013/01/slot-gacor/https://radiochicha.perugamingshow.com/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://civil.annauniv.edu/slot-gacor/https://majubersamagroup.com/slot-gacor/https://fais.psu.ac.th/slot88/https://www.gardencity.university/slot-gacor/http://admission.mnsuam.edu.pk/slot-gacor/https://www.yckmc.edu.hk/slot-gacor/https://www.revistaamexco.com.mx/files/journals/1/articles/51/62c7819f6a734.htmlhttps://www.edithumbs.com/wp-content/uploads/2020/01/slot-gacor-deposit-dana/https://regencyinstitutions.com/uploads/https://beritarajaku.com/http://arc.salleurl.edu/develop/slot-deposit-pulsa/https://www.ducayne100.org/slot-gacor/https://parasolprojects.com/slot-gacor/https://www.kotabaruparahyangan.com/slot-gacor/http://discamino.org/slot-gacor/https://cmc.edu.vn/slot-gacor/https://www.kpsg-solutions.pt/slot-deposit-dana/https://katingankab.go.id/slot-online/http://sintang.go.id/slot-gacor/https://text.co.id/slot-gacor/https://www.stimsurakarta.ac.id/slot-gacor/http://www.loasis-traiteur.com/fileman/https://sipil.ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://kemahasiswaan.unesa.ac.id/slot-gacor/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://surjyotsna.org/slot88/https://unitedtowel.com/slot-deposit-pulsa/http://gpm.fe.unesa.ac.id/slot88/https://eapi.sabayon.org/https://www.zeleka.com/slot-gacor/https://nclthailand.com/slot88/https://ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://bot.unesa.ac.id/slot-deposit-pulsa/https://optical.botsolutions.org/slot-gacor/https://www.test-car.pt/slot-gacor/https://ejurnal.methodist.ac.id/files/slot-online/https://jurnal.kwikkiangie.ac.id/files/slot-gacor/https://www.amikmbp.ac.id/slot88/https://ifris.org/slot-gacor/https://biomedicineonline.org/slot-gacor/http://e-journal.sastra-unes.com/slot-gacor/https://www.rtpslotgacor.cc/https://www.fundacionclavel.org/situs-slot-gacor/https://www.fundacionclavel.org/slot88/https://ksrce.ac.in/gacor88/https://sushizobangkok.com/slot88/http://huaplachongnonsea.com/slot-gacor/https://enfermeriadermatologica.org/slot-gacor/http://www.rpchospital.com/slot-gacor/https://www.feiradossofas.pt/slot-gacor/https://sites.google.com/view/slot-gacor-terbaru-hari-ini/https://www.viagsite.com/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://165.22.244.0/https://www.rtppastigacor88.com/http://enfermeriadermatologica.org/slot777/https://slot88.ice.edu.pt/https://belodent.org/-/slot-pulsa/https://history.soc.ku.ac.th/uploads/slot-gacor/https://www.kemasaja.com/slot-gacor/http://www.maktour.co.id/slot-gacor/https://seamolec.org/files/slot-gacor/https://sbyads.ru/slot88/http://www.woconf.com/slot-gacor/https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://icdemolicensewebapi.honeywell.com/https://www.fundacionclavel.org/slot-gacor/ gacor 88https://sshj.in/public/slot-deposit-dana/https://mbmscience.com/public/slot88/situs slot gacorhttps://peshawarhighcourt.gov.pk/slot-gacor/https://www.doutoresdoexcel.com.br/-/slot-gacor/https://mccm.ptcer.pl/slot-demo/https://academconsult.ru/slot-gacor/https://nje.org.na/slot-deposit-dana/https://journals.tma.uz/slot-gacor/https://muru.com.co/slot-deposit-pulsa/https://coresdaterra.com.br/slot-gacor/https://sasurie.com/slot-gacor/https://thejrns.org/slot-gacor/http://a0729171.xsph.ru/https://zombiigrice.com/slot-gacor/https://ijohmn.com/public/slot-gacor/https://www.kuhoo.com/wp-content/uploads/slot-deposit-dana/http://clc.cet.edu/judi-bola/https://www.ijmaberjournal.org/slot-gacor/https://ijorces.org/slot-gacor/https://virtusclean.com/slot-online/https://modernacademy-journal.synceg.net/slot-gacor/https://artescienza.org/wp-content/uploads/slot-gacor/https://journal.icter.org/public/slot-gacor/https://rumosdainformacao.ivc.br/5unsur3/https://dailyexpresstop.com/https://livepublicnews.com/