Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ЮЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ И ПРИЗЫВ К НЕЗАВИСИМОСТИ ОТ СЕВРЕНОГО ЙЕМЕНА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ЮЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ И ПРИЗЫВ К НЕЗАВИСИМОСТИ ОТ СЕВРЕНОГО ЙЕМЕНА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Политические науки. ; ():-.

После Второй мировой войны основной целью арабских стран становится объединение. Однако, не смотря на то, что были заключены ряд соглашений и договоров, были сделаны официальные заявления, подтверждающие эти намерения, страны арабского мира  на пути к достижению этой амбициозной цели сталкиваются с различными трудностями объективного характера, в результате чего планы по объединению пришлось оставить.

Майкил Хадсон (MichaelC. Hudson) в своей знаменитой книге «Арабская политика: поиск легитимности» («Arab Politics: The Search for Legitimacy»), отметил, что «Не существует в мире нации более единой, чем арабская нация» [1].

Несмотря на все трудности в деле объединения арабских стран,  первой моделью единства становится египетско-сирийское, просуществовавшее с  1958 г. по 1961 г. После трех с половиной лет объединение этих стан закончилось провалом. На смену данного негативного опыта пришел положительный опыт единства – это Объединенные Арабские Эмираты, которые продолжают свое существование и в настоящее время, несмотря на происходящие перемены на региональном и международном уровне [2, с. 57].

Общие цели по объединению арабских стран оказали большое влияние на политические процессы, происходящие в Йемене в сложный исторический период, начавшийся после обретения независимости от британского колониального господства в 1967 году (колониальная экспансия длилась около 128 лет). Нужно отметить, что наблюдалось некоторое увеличение требований к объединению Народной Демократической Республики Йемен «Южный Йемен» и Йеменской Арабской Республики «Северный Йемен». Объединение этих политических систем на севере и на юге было общей взаимосогласованной целью. Обе республики создали специальные государственные учреждения, которые занимались делами объединения, но различия в политической и экономической системе стали существенными факторами, препятствующими реализации данной цели, что наблюдалось еще в  семидесятых годах прошлого века.

Объединение Йемена в единое государство пережило несколько этапов, в ходе которых появлялись как существенные препятствия, так и компромиссы, бывали случаи конфликтов между двумя сторонами. Примером может послужить конфликт, вспыхнувший в 1972 году, между двумя государствами, он носил характер холодной войны, когда Северный Йемен принимал военные группы, бежавшие с юга. Эти группы позже, создали тренировочные лагери в Северном Йемене. Такого рода активность вызывала беспокойство правителей Адена, что и послужило поводом для военных действий. Войска Южного Йемена вошли в северную провинцию эль-Байда, однако были предприняты действия по сдерживанию напряженной обстановки. Огромное значение носила встреча в Каире, состоявшаяся в сентябре 1972 года на которую явились делегации двух частей Йемена. Эта встреча проходила под председательством премьер-министра южной части Йемена — Али Насера Мухаммеда, и премьер-министра Совета северной части —  Мохаммеда Ахмеда Аль Айни с арабским комитетом примирения. Комитет был образован по резолюции Совета Лиги Арабских Государств № (2961), для разрешения разногласий и заключения договора о единстве [3]. Однако, в ноябре 1989 г. политическое руководство обеих сторон Йемена ратифицировали конституцию объединения, для этого законодательными властями Юга и Севра Йемена был отведен год, после чего ее необходимо было передать на референдум. Все последующие перемены привели лишь к ускорению процесса принятия декларации о государственном объединении с предполагаемой даты  22 мая 1990 г. на шесть месяцев [4, с. 205].

Начиная с момента объединения в 1990 году, Йемен переживает несколько кризисов в течение короткого периода, кризисные ситуации продолжают сменять друг друга, вплоть до попытки отделения и гражданской войны 1994 года. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что, несмотря, на достигнутый компромисс в период объединения между Югом и Севером Йемена, мотивы объединения у руководства обеих сторон были разными. Этот факт существенным образом отразился на процессах объединения, образуя разрыв между средствами и целями, на основе которых и происходило объединение. У руководства Северного Йемена характер целей делился по нескольким параметрам:

1) стратегический характер целей заключался в том, что Южный Йемен занимая свое уникальное стратегическое положение на Аравийском полуострове, имеет возможность контролировать пролив Баб-эль-Мандеб на Красном море. Этот пролив играет важную геополитическую роль, а так же имеет не маловажное экономическое значение, как в мирное, так и в военное время [5]. Естественно, что геополитическое положение стратегически дает господствующему государству больше преимуществ, что позволяет государству осуществляющему контроль над проливом оказывать значительное влияние на региональную и международную политику. Учитывая данные обстоятельства власти Северного Йемена посчитали, что «правительство единства», с ее экономическими и человеческими ресурсами, сможет оказывать более значительное влияние на международную и региональную политику;

2) экономический характер целей заключается в  возобновлении интереса к проекту объединения Северного и Южного Йемена, на что повлияло открытие месторождений нефти (Шабва) в Южном Йемене и в общих приграничных территориях [6, с. 18];

3) геополитический характер целей заключался в существовавшем дисбалансе между численностью населения и размерами территории двух стран. Территория Северного Йемена не превышала 195 тысяч км²,  в то же время население составляло около (9,8) млн. На Юге ситуация прямо-пропорциональна ситуации на севере, при площади примерно 333 000 км² население составляло не более 2.2 млн [7].

По нашему мнению, объединение северной и южной частей Йемена не только увеличило географический охват страны, но и позволило установить своего рода демографический баланс.

Если говорить о мотивах, которыми руководствовалось правительство  Южного Йемена в деле объединения, то они базировались в основном на политических интересах. В период сопутствующий объединению Северного и Южного Йемена правящая Социалистическая партия  Южного Йемена утратила свои позиции и влияние на политической арене, что произошло под влиянием внутренних и внешних факторов. Внутренний фактор заключался в борьбе за власть между различными фракциями внутри партии, закончилась эта борьба кровавыми событиями «13 января» 1986 года. Внешним фактором является потеря системы политической, экономической и военной поддержки, что произошло в результате распада Советского Союза его идеологической и военной системы. Таким образом, социалистическая партия потеряла наиболее важные элементы поддержки, в результате чего начались поиски альтернативных способов, по средствам которых можно было удержать свои позиции, что и заставило Южный Йемен пойти на объединение с Севером [2, с. 21].

На наш взгляд, «Единство» с Северным Йеменом для правительства Южного Йемена было лишь выходом из политического кризиса, который был усугублен распадом Советского союза, главного источника поддержки политической системы Южного Йемена. «Единство» можно рассматривать и как средство сохранения политического статуса и стремление возобновить свою легитимность через проект йеменского единства и обеспечения статуса полноправного партнера по власти в государстве.

Ирландский писатель и академик Фредерик Холлидей, специализирующийся в области международных отношений и политики стран Ближнего Востока подтверждал, что «йеменское Единство» было поспешной инициативой, в результате чего быстро превратилось в политическую катастрофу» [9].

Безусловно, что объединение Йемена было не продуманным и опрометчивым шагом. Мы полагаем, что объединение любых государств должно быть согласовано с народом, иначе единство не сможет существовать долгое время. Йеменское «Единство» было результатом воплощения воли руководства двух стран, а не народа. Исходя из этого, можно сделать вывод, что йеменское «Единство» требует немедленного рассмотрения или, по крайней мере, необходим референдум, на котором основным вопросом должна стать судьба народов Юга и Севера. В противном случае единство будет оставаться под угрозой, а государство Йемен остается одной из самых нестабильных стран Аравийского полуострова.

Как результат объединения двух государств против воли народа, можно рассматривать гражданскую войну 1994 г., которая закончилась поражением южан 7 июля 1994 г. Эти события повлекли за собой установление полувоенного режима правления на южной территории Йемена, что спровоцировало усиление движения сопротивления в этой части страны. Беспокойство у жителей юга страны вызывали такие вопросы, как участие в политической жизни, занятость в управленческих и силовых структурах, упадок социальной сферы, несправедливое распределение доходов от эксплуатации нефтяных месторождений, большая часть которых расположена южной части Йемена. Громкий резонанс получили факты захвата недвижимости в южной части страны северянами, использовавшими административный полномочия в корыстных целях во время социалистических реформ в НДРЙ[1]. Северяне вытесняли южан из таких существенных сегментов экономики, как торговля импортом, управление предприятиями сферы услуг и, особенно, — из органов безопасности и рядов вооруженных сил. Многие крупные проекты, которые могли способствовать стабилизации экономической ситуации на юге страны, как, например, создание контейнерного терминала и зоны свободной торговли в Адене, о которых было заявлено сразу после окончания войны, либо завершились провалом, либо не были начаты вовсе. Законы о местном самоуправлении, которые могли сыграть положительную роль на юге страны, к сожалению, постигла та же участь, что и прочие проекты. Закон был принят в 1999 году, однако уже после выборов 2001 года становится ясно, что администрация региона не имеет достаточной материальной базы, а также не имеет возможность реализовать свои полномочия [10].

Политика отчуждения и маргинализации, практикуемая режимом бывшего президента Али Абдуллы Салеха, после гражданской войны 1994 г., оказала крайне негативные влияние на ситуацию на юге страны и на отношение южан к объединению, что повлияло на появление новых политических сил, настроенных оппозиционно. Эти политические силы стали известными, как «Аль-Хирак Аль-Джануби»[2] в переводе на русский язык — Южное движение, которое было образовано в середине 2007 года. Движение формировалось в начале из принудительно отправленных в отставку военных, а так же гражданских лиц, молодых безработных, которые как ни кто другой остро ощущали ухудшение ситуации в южной части Йемена. Позже присоединились к ними некоторые лидеры и члены официальных политических партий, такие как социалисты, реформаторы «Ислах», насеристы  и пр., все они поддерживали народные массы, отвергая так называемое господство севера над югом Йемена [11].

Требование протестующих заключались в проведении реальных реформ, прекращении политики отчуждения, а также в необходимости пересмотра условий  «Единства». Позже все эти требования трансформировались в явное требование отделения от центрального правительства в Сане и восстановления независимости Юга, восстановление границ НДРЙ, существовавших до объединения 1990 г. Мы полагаем, что причиной возникновения этих требований стало присоединение к Южному движению лидеров южных оппозиционных объединений, живущих в эмиграции такие, как: бывший президентом Али Салем Аль-Бейд, президент Али Насер Мухаммед и Хайдар Абу Бакр аль-Аттас. Лидеры питались возглавить и направить деятельность этого движение в русло своей идеологии для воплощения своих надежд и чаяний.

Мирные демонстрации, которые организовывались под руководством лидеров Южного движения проходили во многих провинциях юга страны, на которых основным требованием выступало отделение юга от севера, были подавлены спецслужбами президента Али Абдуллы Салеха. Многие правозащитные организаций, как международного значения, так и регионального представили доклады о нарушениях и чрезмерно жестоких действиях  правительства в отношении мирных демонстрантов на юге Йемена, которые были отражены в отчетах Human Rights Watch (HRW). Эта неправительственная организация, осуществляет мониторинг, а так же расследование и документирование нарушений прав человека более чем в 70 странах мира.

Йеменская обсерватория по правам человека (YOHR), в ноябре 2008 г.,  подала свой первый ежегодный, подробный отчет о репрессивных действиях государства  которые направлены против Южного движения «аль-Хирак». Этот отчет предоставил подробную информацию по деятельности этого движения, где также были перечислены используемые против них репрессивные меры со стороны правящего режима в Сане. Отчет предоставленный YOHR показал, что за период с января по середину ноября 2008 г., проводились примерно два протеста в день, которые жестоко подавлялись силами безопасности с применением физического насилия против участников акций протеста. По данным той же обсерватории в результате жестокого подавления было убито 7 демонстрантов, ранено  — 75, и 860 были подвержены аресту. В городе Аден насчитывалось наибольшее число арестованных демонстрантов, их количество составило 402 человека,  т.е. 46% от общего числа арестованных, на втором месте город Лахидж, где число арестованных насчитывало 230 человек, а это 26% и на третьем месте город Аль-Дали с 124 арестованными, что составляет 14%. В докладе также отмечалось сотни других прецедентов с  нарушением прав человека, в том числе, отказ в юридическом представительстве в суде и незаконное изъятие имущества [12].

На наш взгляд, эти данные свидетельство жестокости, притеснений, репрессий и преследований граждан, которые практиковались режимом Али Салеха против оппозиционного движения, сторонники которого требовали отделения от юга от севера. Мы считаем, что нарушающие права человека действия сил безопасности в отношении жителей южной части Йемена, такие как убийства, произвольные аресты, в том числе и аресты журналистов, избиения, лишение права на свободу собраний и свободу слова привели к росту народного недовольства на юге страны, что естественным образом повлияло на усиление недовольства граждан и увеличило желание отделиться от северной части Йемена. Все это было усугублено тем фактом, что большинство представителей центральных сил безопасности, направленных на пресечение деятельности Южного движения относились к северной часть страны. Мы можем отметить, что действия центральной власти в Сане были далеки от поиска оптимального решения по устранению сложившейся ситуации на юге, были выбраны методы силового воздействия, как способ, при помощи которого протесты должны были быть остановлены.

Когда вспыхнула «молодежная революция» в начале 2011 г., большинство южных движений объявили себя сторонниками революции, однако позже появились различия в целях этих движений. Некоторые фракции и движения считали революцию продолжением их борьбы за отделение,  другие считали стратегически правильным ходом необходимым для изменения и реформирования не только правящей системы, но и изменения состава политических партий и прочих  политических структур приверженцев северной политики Йемена. Были и те фракции, которые смотрели на революцию как на инструмент для свержения режима или его ослабления, что необходимо для конечной цели, которая заключалась в разделении южной и северной частей Йемена.

Без сомнения, что революция 2011 г. в Йемене, в результате которой был свержен режим Али Абдуллы Салеха, показала отличия в позиции некоторых лидеров и фракций Южного движения. На наш взгляд, одной из главных причин слабости влияния движения «аль-Хирак»  является разделением, у многочисленного руководства нет единого видения проблемы. Также существуют различия и расхождения во взглядах на уровне лидеров руководства страны, а также между лидерами, проживающими за рубежом. Большинство этих лидеров публично призывают к отделению и восстановлению НДРЙ, другие предлагают федеральный вариант, а третьи выступают за единство. Мы полагаем, что одной из основных причин разделения и расхождения во взглядах лидеров Южных движения является отсутствие единого руководства у движения.

«аль-Хирак» является массовым движением, у которых отсутствует единая организационная структура. Важно отметить, что заявление видного лидера южного движения, бывшего премьер-министра Йемена Хайдар Абу Бакра аль-Аттаса: «поддержка «молодежной революции», способствовала расхождению среди различных фракций «аль-Хирака». Мы считаем, что если фракции и лидеры Юга не будут иметь общие взгляды и стремления, то говорить об отделении практически невозможно.

Таким образом, подводя итог вышесказанному мы пришли к выводам, что, несмотря, на йеменское единство, которое было народным требованием, разница в мотивах лидеров юга и севера Йемена привели к поспешному принятию решения об объединении 22 мая 1990 г. без проведения народного референдума.  В то время, как лидеры юга страны рассматривали единство, как выход из экономических и политических кризисов, а также в качестве варианта для поддержания своего пребывания у власти, у лидеров северной части Йемена были другие цели упомянутые выше.

Новая Республика Йемен образованная 22 мая 1990 г. была построена на слабой основе. Мы можем сказать, что требования южан заключающиеся в отделении и восстановлении их государства является нормальной реакции на политику маргинализации и отчуждения. Политика маргинализации применялась правительством в отношении жителей юга страны после гражданской войны в 1994 г., также к южанам выработалось общее отношение  как к гражданам второго.

На наш взгляд, следует решить южный вопрос радикально, потому что он занимает центральное место в йеменском кризисе. Откладывать решение данного вопроса нельзя, так как в конце концов это приведет к усугублению ситуации в стране в целом.

Из предложенных вариантов по решению данного вопроса, самым объективным, на наш взгляд, является  проект федерализации страны. Но мы предполагаем, что при проведении федерацией референдума посвященного судьбе «Единства», можно будет получить отклики на юге. «Единство» в его нынешнем виде является неприемлемым для юга страны. Если произойдет отделение, то это не будет катастрофической ситуацией, а возможно сыграет положительную роль в решении проблем страны, тем более, что это отражает желание граждан населяющих южную часть Йемена. Но это не означает, что нельзя в будущем вновь предложить проект объединения, но уже в новом формате.

Аналитики и политики считают, что желания в отделении от севера, с которым выступают южные движения и фракций в Йемене является вызовом для следующего правительства Йемена.

Список литературы

  1. Michael C. Hudson. Arab Politics: the Search for Legitimacy. New Haven: Yale University Press, 1977. – P. 393.
  2. Отейби Сархан Дубейл, Единство Йемена: его компоненты, тенденции и его будущие // Журнал социальных дел. Выпуск 82, № 21, 2004. – 57с.
  3. Халед Бин Султан, Боец из пустыни. Изд. Дар Саки для публикации. Седьмое издание, том первый. 1997. — 568 с.
  4. Абу Талиб Хасан, Йеменское единство: Исследования в процессе трансформации от разделении к объединению (Бейрут: Центр исследований арабского единства, первое издание, 1994. — 409 с. С. 205.
  5. Аль-Дахер Хасан . «Йеменский внешняя политика в свете Национальной хартии: Пять столпов и пять кругов». Арабское будущее (№ 65 (7) 1984. – С. 59.
  6. Отейби Сархан Дубейл, Единство Йемена: его компоненты, тенденции и его будущие. Журнал социальных дел. Выпуск 82, № 21, 2004. — 57с. С. 18.
  7. Аль-Хелва Мохаммед Ибрагим, «Новое в йеменское единство: Изучение факторов и проблем Йеменского единства». Журнал исследований Залива и Аравийского полуострова. Выпуск № 67, Октября 1992. – С. 210.
  8. Фред Холлидей. «третьих йеменская война и ее последствия: Какая эта победа, которая опередит поражении всех.» Аль-Хаят (№ 11487). – С. 16, 31.7.1999.
  9. Серебров С.Н. Йемен // Ближний Восток, Арабское пробуждение и Россия: что дальше? М.: Институт востоковедения РАН, 2012. – С. 273.
  10. Центр Аль-Джазира для исследований, Оценка ситуации. Южный Йемен и революция: Сценарии единство и разделение. 26 февраль – С. 3.
  11. Stephen W. Day, Regionalism and Rebellion in Yemen: A Troubled National Union (Cambridge Middle East Studies). Publisher: Cambridge University Press; 1 edition (June 25, 2012). 368 pages

[1] (НДРЙ) Народная Демократическая Республика Йемен — государство на юге Аравийского полуострова, существовавшее с 30 ноября 1967 г. по 22 мая 1990 г.

[2] Аль-Хирак Аль-Джануби — народное движение, выступающее за независимость бывшего Южного Йемена. Активна на территории Йемена с 2007 года[schema type=»book» name=»ЮЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ И ПРИЗЫВ К НЕЗАВИСИМОСТИ ОТ СЕВРЕНОГО ЙЕМЕНА» author=»Ба Алави Мурад Мохаммед» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-20″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found