Этнический фактор, этническая политика имеет место именно на той территории, которая пережила этнополитические конфликты. Наша, Приднестровская Молдавская Республика, является ярким примером такого рода противоречий.
История создания ПМР тесно связана с этнополитическим измерением. Доказательством этому могут служить результаты переписи населения за 2004 год, где указано, из всех проживающих на данной территории 31,9% составляют молдаване, 30,3% русские, 28,8% украинцы [ 4].
Интересным является тот факт, что за все существование Приднестровской Республики, на ее территории ни разу не наблюдались межэтнические столкновения. Так же и то, что в условиях компактного расселения всех представленных этнических групп, вопрос государственного регулирования межэтнических отношений должен выходить на первый план, но здесь мы можем наблюдать следующую картину: при всей важности государственной национальной политики, она в ПМР отсутствует. Парадокс ли это или нет, но это факт!
Причина этого кроется в исторической общности приднестровского народа. Данная полиэтническая общность формировалась на протяжении долго периода времени, ограниченно и постепенно включая в себя новые этнические группы, которые появлялись на берегах Днестра в разные исторические периоды. Здесь уместно упомянуть тот исторический факт, когда посредством указа Екатерины Великой о заселении Левобережья Днестра представителями разных этнических групп: на территории Приднестровья были построены населенные пункты для русских, украинцев, армян, евреев, поляков, болгар, немцев, молдаван… Можно сделать вывод, что это была целенаправленная этнополитика Российской Империи по отношению к Приднестровскому региону уже в то время.
Если наблюдать ситуацию ближе к нашему времени, то можно сказать, что народ Приднестровья и приднестровская государственность в целом является продуктом советской полиэтничной идентичности. Советская установка на формирование новой исторической общности — советского народа — нашла свое отражение в интернациональной конфигурации приднестровского населения. Задача советской интернациональной системы состояла в том, чтобы сформировать новую общность «советский народ» на основании надэтнических идеалов и русского языка, как языка интернационального общения. Президент Приднестровской Молдавской Республики Е. Шевчук подтверждает русский язык выполняет эту же интегрирующую роль на территории нашего государства: «Таким объединяющим фактором в Приднестровье является русский язык. Большая часть населения говорит на русском языке. «…» Мы всячески будем поддерживать и развивать дружбу между разными национальностями.» [2]
В настоящее время в плане государственного управления, на законодательном уровне регулятором национальной политики выступает Конституция ПМР. Преамбула, которая декларирует, что «многонациональный народ Приднестровской Молдавской Республики, «..» желая обеспечить благополучие и процветание Приднестровью, принимает Конституцию Приднестровской Молдавской Республики [3] и Закон » О языках в ПМР» от 8 сентября 1992 года, согласно которого на территории Приднестровья действует три официальных языка: русский, молдавский, украинский». Кроме этих двух законодательных актов юридически закрепленных механизмов государственного регулирования национальной политики в ПМР не существует.
Национальная политика ПМР строится по принципу поддержания равноправия всех этносов, проживающих на приднестровской территории, без вмешательства в жизнь каждого. В связи с этим в Приднестровье приобретают важное значение общественные организации: Союз молдаван, Союз украинцев и Союз русских общин.
Кроме того, была создана Общественная палата ПМР, которая включает представителей основных этнических групп, в том числе и гагаузов. Подобная практика общественного, негосударственного регулирования этнических отношений позволяет достигать всенародного единства и этнического консенсуса.
Нельзя обойти стороной и тот факт, что в Приднестровье существует возможность принятия двойного гражданства. Это можно объяснить в первую очередь не признанным статусом ПМР и стремлением наделить граждан ПМР международным правовым статусом. Но в то же время практика бипатризма позволяет способствовать сохранению культурной связи приднестровских субэтносов с материнскими этносами, создавая своеобразную внетерриториальную культурную автономию [1, c. 54-55].
Но не смотря на все возможности и прерогативы двойного гражданства, в плане избирательного права есть ограничения. По сути, правом голосовать обладают все, но реальное выражение этого права зависит от национальной политики сопредельного государства.
Наиболее полными политическими правами обладают приднестровцы, имеющие гражданство Российской Федерации, что позволяет им участвовать в выборах, потому как в рамках государственной национальной политики РФ, а также программы взаимодействия с соотечественниками за рубежом, на территории ПМР открываются избирательные участки. Чего не скажешь о приднестровцах, имеющих гражданство РМ, потому как избирательные участки Молдовы просто отсутствуют на территории ПМР.
Что касается приднестровцев, имеющих украинское гражданство, то можно сказать, что избирательные участки хоть и открываются, но в списках столько нарушений и ошибок в правописании фамилий, что избиратели просто уходят с избирательного участка, не найдя себя в списках. Это объясняется внешнеполитической позицией Украины по приднестровскому вопросу.
В итоге можно сказать, что в Приднестровье нет политического измерения этносоциальных отношений, в отличие от Украины и Молдовы, где этнический фактор является предметом политического торга! На территории ПМР сложилась уникальная народная «национальная » политика, которая способствует благоприятному проживанию различных этносов. В этом плане наше государство может послужить примером для тех государств, где этнический фактор используется в качестве политического ресурса.
Список литературы:
- Бабейко Я. Ф. Указ. соч. С. 54-55.
- Интервью Президента Приднестровья Информационно-аналитическому порталу «Центр льва Гумилева»//Радио Приднестровья. Официальный сайт. Режим доступа: https://www.radiopmr.org/news/10315/3Intervyuprezidenta-Pridnestrovya-analiticheskomu-portalu-Centr-Lva-Gumileva-/.
- Конституция Приднестровской Молдавской Республики от 24 декабря 1995 года, с изменениями и дополнениями от 30 июня 2000 года№310-КЗИД(газета «Приднестровье» № 132-133 от 12 июля 2000 года, 13 июля 2000 года); от 13 июля 2005 года №593-КЗИД-III(САЗ 05-29); 10 февраля 2006 года №1-КЗИД-IV (САЗ 06-7); 4 июля 2011 года №94-КЗИД-V (САЗ 11-27). Преамбула.
- Сокращение населения в Приднестровье // Сайт Шломо Громана. Режим доступа: // http:||www.languages-study.com/demography/pridnestrovie.html[schema type=»book» name=»ЭТНИЧЕСКИЙ ФАКТОР В ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ» author=»Талмазан Лариса Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]