В мировом сообществе создан целый ряд документов по теме «борьба с международным терроризмом», раскрывающих основные направления противодействия террористической угрозе в первую очередь силовыми (военными) методами. Среди документов международного характера, посвященных противодействию терроризму, можно выделить Декларацию «О мерах по ликвидации международного терроризма» от 09.12.1994 г., которой осуждены как преступные и не имеющие оправдания все акты методы и практика терроризма, где и кем бы они не осуществлялись[1, с. 13].
Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, принятая в г. Нью-Йорке 14 декабря 1973 г., резолюцией 3166 (ХХVIII) Генеральной Ассамблеи ООН[2, с. 90-94]. Из проблемы юридической осмысление терроризма перерастаетне только в политико-правовую, а уже в политическую проблему.
В настоящее время уже более-менее сложилось общее понятие «терроризма», определены принципы борьбы с ним. Налицо трансформация этого правового по своей сути явления в национальную, глобальную, мультидисциплинарную проблему, ставящую под угрозу существование человека как биологического вида» [3, с. 26].
Одно из определений, данное официальными органами США, гласит, например, что террористическими могут быть названы группы, стремящиеся к свержению определенных политических режимов, к навязыванию своих национальных или групповых интересов, к подрыву международного правопорядка как своей конечной цели[4, с. 32-37].При этом,позиция большинства западных стран (в том числе в рамках ООН) ограничивает свои подходы к борьбе с террором определением криминальной составляющей последнего. «ООН считает терроризмом только определенные деяния или деятельность: акты, методы и практику»[5, с. 8]. В то же время вопросы противодействия идеологии терроризма законодательно игнорируются.
В России были приняты Федеральные законы «О борьбе с терроризмом», «О противодействии экстремистской деятельности», «О противодействии терроризму». Отметим также изменения, внесенные в другие федеральные законы, тем или иным образом связанные с борьбой против терроризма, экстремизма и отмывания денег. Достаточно системно действия органов государственной власти, направленные на преодоление негативных последствий терроризма, раскрыты в Концепции национальной безопасности и многих других нормативных правовых актах. Законодательно определенные политико-правовые подходы к пониманию терроризма в России как «идеологии насилия и практике воздействия…» нашли развитие в положениях модельного закона «О противодействии терроризму», принятому странами СНГ в 2009 году[6, с. 1].
Предложения о внесении изменений в Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 года «О борьбе с терроризмом» [7, с. 1].направлены 1 ноября 2012 года президентом в Мажилис (нижняя палата парламента), которая одобрила его в первом чтении[8, с. 1].Там в частности, включены установления, соответствующие положениям модельного закона.
Таджикистан и Туркмения выразили готовность к дальнейшей оптимизации законодательства в области антитеррористического противодействия и выработке мер не только против уголовного деяния, но и идеологии терроризма.
Республика Беларусь в своем законодательстве закрепляет по поводу осуществления теракта, что его «совершение на территории иностранного государства либо на территории дипломатического представительства, консульского учреждения, находящихся на территории Республики Беларусь… в целях провокации международных осложнений или войны либо дестабилизации общественного порядка в иностранном государстве», караются от 8 до 15 лет лишения свободы, если деяние совершено группой лиц, то на уже на срок до 20 лет. [9, с. 1].
Независимо от точки зрения на понимание терроризма, никто не может отрицать, что он стал действовать не только в локальном и региональном, но и в международном масштабе. Мировое сообщество сумело извлечь для себя ряд уроков. Стало ясно, что страны мирового сообщества должны предпринять согласованные шаги для того, чтобы раз и навсегда избавиться от этой опасности[10, с. 32-37].
Терроризм сегодня, оказался непосредственно связанным с проблемой выживания человечества, обеспечения безопасности государств.
Складывающаяся в мире политическая обстановка на современном этапе, вынуждает учитывать то, что террористические организации напрямую несут угрозу миропорядку, но они же могут использоваться отдельными странами и в качестве орудия для разрешения собственных геостратегических задач. Поэтому необходимо не только признание первичности политической составляющей терроризма, неприемлемости в любой форме оправдания действий боевиков и поддержки идеологической, военной, финансовой террористическим ячейкам, но и выработка соответствующей аналитической и превентивной политики, обеспечивающей реальную антитеррористическую безопасность.
Список литературы:
- Трунов И.Л., «Терроризм. Правовые аспекты борьбы. Нормативные и международные правовые акты с комментариями, научные статьи» // Отв. Ред. Трунов И.Л., М.: Издательство Эксмо, 2005 / Комментарии к Российскому Законодательству, стр.13.
- Сборник действующих договоров и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, Вып. XXXIII. М., 1979.
- Баранов П.П., «Правовое обеспечение борьбы с терроризмом в системе национальной безопасности России»// «Борьба с терроризмом: актуальные проблемы законодательного обеспечения: Сборник научных статей»//Ростов-на-Дону, РЮИ МВД России, 2003.
- Лазарев И.Я. «Терроризм как тип политического поведения»//Соц.исследования 1993.
- Комментированный сборник международных и российских правовых актов о борьбе с терроризмом // под общей редакцией д-ра юр. наук, профессора А.И. Долговой, канд. юр. наук Милинчук В.В. – М.: Российская криминологическая ассоциация, 2007.
- Модельный закон о противодействии терроризму. Принят на 33 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление № 33-18 от 3 декабря2009года)URL:https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=48667 Дата обращения 03.11.2012 г.
- Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 года «О борьбе с терроризмом» //Ведомости Парламента Республики Казахстан. 1999 № 19. Ст. 649; 2002, № 4. Ст. 32; 2005. № 23. Ст. 142.
- URL: https://kant.kg/2012-11-14/popravki-zakonodatelstvo-voprosam/ Дата обращения 15.11. 2012 г.
- Закон Белоруссии от 03.01.2002 г. № 77-3 «О борьбе с терроризмом».
- Лазарев И.Я. «Терроризм как тип политического поведения»//Соц.исследования 1993.[schema type=»book» name=»ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ» description=»Цель исследования определить направления политико-правового противодействия терроризму на современном этапе в западных государствах, на примере США, и в странах постсоветского пространства, на примере России, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана. В ходе исследования использованы методы сравнительно-правового и политологического анализа. В результате исследования автор приходит к выводу о возможностииспользованиятеррористических организаций отдельными странами и в качестве орудия для разрешения собственных геостратегических задач и прогнозирует дальнейшее нарастание террористической угрозы для миропорядка как в отдельных странах постсоветского пространства, так и в региональном масштабе.» author=»Репинская Олеся Васильевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]